Камни
рыдали. Потухла заря! Рухнули гордые скалы отвесные! Смолкла весенняя песня
ручья! Степь потеряла лучшего сына. Так же можно сказать и о Шотландских горах,
которые потеряли лучшего из своих сыновей.
Казахстан и Шотландия. Что общего между казахской степью и шотландскими горами? Герои Кенесары
Касымов и Уильям Уоллес. Богатыри, батыры, которые родились, чтобы отдать свои
жизни за свободу своих народов.
Так кто же он на самом деле, султан Кенесары Касымов, одна
из самых загадочных личностей в истории Казахстана прошлого века? Официальные
источники навязчиво трактовали его как врага казахского народа, в то время как
даже в годы суровых сталинских репрессий о нем пересказывали легенды, предания,
пелись песни, под страхом ареста хранились портреты Касымовых, а также
документы о деятельности Кенесары.
За «идеализацию феодально-казахских порядков» был снят с
должности президент Академии наук Казахской ССР К. Сатпаев, пострадали М.
Ауэзов, историк Е. Бекмаханов. Инквизиторски уничтожались книги. Чем же сталинские держиморды отличались от
царских опричников?! И те, и другие требовали безропотного и бездумного
подчинения указам, уставам.
Кенесары Касымов, внук великого Аблая, хотел жить на равных
правах с русским народом, торговать, стать ханом казахов. Требования Кенесары о
восстановлении целостности Казахстана,
сохранении его самостоятельности были изложены в его переписке,
адресованной императору Николаю I, оренбургскому
губернатору В. Перовскому, сибирскому
губернатору П. Горчакову, председателю
оренбургской пограничной комиссии А. Гексу. Все письма властям оказались
напрасными, либо интерпретировались не в пользу Кенесары.
Национально-освободительное движение казахов, начавшись в
виде разрозненных выступлений против изъятия их земель, построения крепостей,
постепенно становилось более организованным, целенаправленным. Кенесары Касымов
сделал для себя выводы из уроков восстаний 1820-1830 годов: нужно поднять весь
народ и прекратить уповать на помощь среднеазиатских правителей.
С первых же дней восстания, к Кенесары присоединились
представители различных национальностей на борьбу с общим врагом царизмом –
русские, каракалпаки, киргизы, башкиры, татары, узбеки, туркмены.
Реакционная, жесткая колониальная политика царского
самодержавия отталкивала всех и заставляла бежать под знамя Кенесары. Повстанцы
сами изготавливали оружие, хан Кене уделял внимание военно-полевой агентурной
разведке.
Прогрессивные люди
не могли не оценить ум и полководческие качества Кенесары.
Историк И. Я. Коншин в 1963 году писал: «Это был выдающийся
во всех отношениях человек, далеко стоявший выше таких вождей волновавшихся
киргизов, как Худайменды Газин,
Сиванкул Ханжожин и др. все они не были способны выйти из узкой сферы родовых
киргизских отношений, и только в лице Кенесары Касымова мы встречаем в истинном
смысле народного героя, мечтавшего о политическом единстве без различия племен
и даже орд».
Штабс-капитан Фомаков в 1844 доносил: «Умный, отважный потомок Аблая, хан Средней
Орды, успел все покушения сибирских отрядов против себя сделать тщетными, так
как приобрел в этих странах некоторую славу как предводитель, к нему слетелись
роями все разбойники, скитавшиеся в тех местах»
Кенесары всячески
содействовал распространению среди казахов земледелия. Он поощрял торговлю,
видя в ней выгоды в виде пошлины.
Касымов был больше воином,
чем политиком. Эмоции часто брали в нем верх над разумом. Царские сатрапы умело стравливали казахов
между собой, а Кенесары заклеймили как разбойника, деспота и тирана, умалчивая
о жестокостях Иоанна Грозного, репрессиях Иосифа Сталина.
Нет такой крупной исторической фигуры, которая не совершала
бы ошибок, тому «в истории мы тьму примеров слышим…»
«Я никогда не оставлю своего батырства, - говорил Кенесары,
- и умру, совершив чудо храбрости».
«Враги взяли его труп и долго над ним издевались. Затем,
распоров ему грудь, вынули его сердце и с благоговением отступили от него.
Сердце Кенесары было покрыто густыми волосами, а сердце такое бывает лишь у
храбрых людей».
Шестьсот столетий отделяет Уильяма Уоллеса от хана Кене. Но
тот же непобедимый дух, непреодолимое желание противостоять узурпаторам,
предательство соплеменников, мучительная смерть.
В течении 1297 года Уильям, герой первой шотландской войны
за независимость, собирал все новых и новых сторонников, вел систематическую
борьбу с английскими отрядами и гарнизонами, один за другим брал замки и
освобождал города. Победа доставалась с переменным успехом. Уоллес не один год
продолжает вести борьбу, пока в августе 1305 года его не выдает англичанам
барон Джон Ментит.
Его издевательски увенчали дубовым венком, как «короля
преступников». 23 августа Уильяма Уоллеса раздели донага, привязали к хвостам
лошадей и протащили через весь город к месту казни, где он был сначала повешен,
но оставлен живым, оскоплен, его живот был распорот и внутренности сожжены
перед ним, затем его обезглавили и разрубили тело на четыре части. Голова
Уоллеса была выставлена на всеобщее обозрение на Лондонском мосту, а конечности разосланы по четырем шотландским
городам.
Люди всегда будут обращаться к собственным корням и истории,
чувствовать гордость за свой народ, за своих героев, которые со временем станут
мифом. А миф живет своей собственной жизнью, подчас оказывая едва ли не большее
влияние на историю, чем персонажи его породившие.
Библиография
1. Е. Бекмаханов «Казахстан в 20-40-е годы XIX в.»,
Алма-Ата, 1992
2. Г. Кан «История Казахстана», Алма-Ата, Кiтап, 2005
3. Ахмет Кенесарин «Султан Кенесары и суздак», Алма-Ата,
«Жалын», 1992
4. Н. Краснушкина «Уильям Уоллес. Миф и реальность
5. А. Ф. Рязанов «Кенесары», Алма-Ата, «Айкап», 1993