Арсенина Ольга Владимировна

к.ф.н., доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета

Необходимость разработки методологических  основ в исследовании феномена  отношений государства и религиозных объединений

Отношения   государства   и  религиозных   организаций   на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений. В силу целого ряда специфических особенностей, они могут быть отнесены к одному из видов так называемых "синтетических"(1. С.20.) общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимодействия материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, постоянно находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими, правовыми, нравственными отношениями. История свидетельствует, что они, не представляя собой нечто застывшее, неизменное, постоянно изменяются в соответствии с развитием общества. Как подчеркивает В.Н. Порус: «В современной культуре (при жизни всего только двух-трех поколений) радикально меняется само существо религии, характер религиозного сознания, формы религиозной жизни, место и роль религии в жизни индивидов, человеческих общностей и обществ».(2. С.71.)

Терминологически отношения государства и религиозных объединений сегодня обозначаются по-разному: "государственно-церковные отношения"; "государственно-религиозные отношения"; "государственно-конфессиональные отношения"; "отношения государства и религиозных объединений".

Современная религиоведческая  школа РАГС определяет государственно-церковные отношения как "такой тип отношений между государственными структурами и институциолизированными религиозными образованиями, который представляет собой совокупность всех форм взаимосвязей государства и религиозных институтов в политической, юридической, хозяйственно-экономической и социально-культурной сферах деятельности".(3.С.5.) В последующих исследованиях  данной школы  определение  было  уточнено : «отношения государства и религиозных объединений – это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, с одной стороны, и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений), с другой стороны. В основе этих отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений».(4. С.71.)

В последнее время появилось большое количество публикаций, монографий, научных разработок, посвященных различным аспектам отношений государства и религиозных общностей. Однако недостаточная разработанность понятийного аппарата приводит к тому, что, руководствуясь различными, порою значительно отличающимися подходами, авторы используют понятия «модель отношений государства и религиозных объединений» и «модель вероисповедной политики» как синонимы, не видя их глубинного сущностного различия.

Большое число исследований посвящено проблемам развития государственно-конфессиональных отношений в регионах.(5. С.7.) Но и в них отсутствует определение понятия «модель государственно-конфессиональных отношений».

Очевидно, что дальнейшее исследование отношений государства и религиозных объединений требует разработки методологических  основ данного феномена, прежде всего определения самого понятия «модель отношений государства и религиозных объединений», представлений о многообразии структур указанного явления, о функциональных связях между его элементами.

Необходимо определить понятие «модель отношений государства и религиозных объединений» как абстрактно-символическую систему, избирательно и целенаправленно  описывающую место и роль религии в обществе в контексте  взаимосвязи государства, религиозных институциональных образований, других субъектов отношений по уровню, глубине, характеру, формам и иным условно выбранным критериям. При этом целесообразно  рассматривать понятия «модель государственно-конфессиональных отношений» и «модель отношений государства и религиозных объединений» в сущности совпадающими  по смыслу и  в дальнейшем использовать  их как синонимы.

Это  позволит провести классификацию многообразных видов взаимосвязей государств и религиозных сообществ на основе выбранных сущностных признаков, а также сопоставить сущностное содержание понятий «модель государственно-конфессиональных отношений» и «модель вероисповедной политики», как на общероссийском, так и на региональном уровнях в постперестроечный период (1998-2008).

Проведенный анализ понятийно-категориального аппарата, характеризующего отношения государства и религиозного сообщества показывает, что различные трактовки категорий «общество», «гражданское общество», «государство», «религия» не охватывают всего многообразия их дефиниций, возможно лишь отметить общие признаки, выделяемые исследователями. Однако данные понятия указывают на то, что и  государство, и религия возникают в недрах общества, становятся его постоянными институтами, а их взаимоотношения являются разновидностью общественных отношений. Модели отношений государства и религиозных объединений весьма многообразны и многочисленны.

 Список  используемой литературы

 

1. Бабинов, Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ. Автореф. дис. д-ра философ, наук / Ю.А. Бабинов. -  М., 1993. 37с.

 2.  Порус, В.Н. О перспективах религиоведения / В.Н. Порус // Философско-методологические проблемы изучения религии: материалы конференции (Москва, 28-29 октября 2003г.). -  М.: Изд-во РАГС, 2004. – 243 с.

3. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Место и роль государственно-церковных отношений в политике российского государства//Государственно- церковные отношения в России: сборник статей - М.: Изд-во РАГС, 1993. – 136с.

4.  Вероисповедная политика Российского государства / отв. ред. М.О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. – 179с.

5. Ильинский, С. И. Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской республике: опыт вероисповедной политики в регионе: 1991-2002 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 09.00.13.- 37.