Философия/3. История философии
Македонская Л. А., Могдалева И. В.
Автомобильно-дорожный институт ДонНТУ, г. Горловка
Проблема совести в философии XIX – XX веков
Поведение человека
формируется и развивается под влиянием различных факторов. Одним из таких
факторов выступают моральные ценности, которые помогаю человеку ориентироваться
в окружающем мире. Данные ценности принимаются не в силу того, что человеку
выгодно или приятно принимать их во внимание. Моральные ценности функционируют
таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Одной из этих
ценностей является совесть. Совесть - это потребность человека нести ответственность за
свои действия. Совесть рассматривается как способность самостоятельно
формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный
самоконтроль, а также как способность требовать от себя их выполнения и
производить самооценку совершаемых поступков.
Совестливый человек
имеет чувство моральной ответственности за свое поведение перед другими людьми,
обществом, Богом и собой. Немецкий философ XVIII века И. Кант считает, что совесть – это закон,
который живет в каждом из нас. Совесть есть соответствие наших поступков этому
закону. Однако данный закон люди интерпретируют по-разному, и эта интерпретация
зависит от пола, возраста, национальности и других факторов. На наш взгляд, осознание
совести, как правильности поступка хорошего, доброго, очевидно, приходит с
опытом, когда человек приобретает навык слышать «голос совести» и
руководствоваться им в своем поведении. Как говорит немецкий философ XVIII века
П. А. Гольбах, совесть – это наш внутренний судья, безошибочно
свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или
порицания наших близких. Этими словами мыслитель определяет подлинную функцию
совести, то есть основная функция совести – моральный самоконтроль.
Философы на разных
исторических этапах развития человечества предлагают свой взгляд на совесть. По
нашему мнению, проблема совести становится более актуальной именно в XIX – XX веках, когда появляется
такое понятие, как свобода совести, отражающее всю демократичность моральных
ценностей человека. Так, во взглядах немецкого философа XIX века Ф. Ницше совесть ассоциируется с чувством
вины. Совесть представляет собой сознание вины и в то же время своеобразный
внутренний «трибунал», который постоянно заставляет человека находиться в подчинении
у общества. Совесть – это общественный долг, инстинкт, ставший внутренним
убеждением и мотивом поведения человека. Совесть осуждает поступок потому, что
он долгое время осуждается в обществе. Отвергая христианскую мораль, основным
понятием которой является понятие вины, Ф. Ницше не может отвергать и
совесть как сознание вины. Для философа совесть предстает как негативный
феномен, и поэтому призывает «ампутировать» совесть, которая является только
сознанием вины, ответственности, некоего суда. В результате своих размышлений,
Ф. Ницше вводит учение о двойной совести, различая мораль господ и мораль
рабов. Однако двойная мораль ведет к отрицанию морали вообще.
Такой же вывод мы
находим в «Новом учении о нравственности» австрийского мыслителя конца XIX века
А Менгера, где говорится, что сила и нравственность по существу совпадают,
то есть нравственность – это приспособление к соотношениям социальных сил, а
совесть есть страх перед дурными последствиями противодействия в приспособлении
к соотношениям социальных сил. По мнению А. Менгера, совесть – это врожденное
чувство, которое похоже с чувством стыда. Совесть не эволюционирует с возрастом
и не изменяется после вхождения человека в общество. Однако общественные
отношения влияют на разум и позволяют ему манипулировать совестью. Совесть
постоянно напоминает о себе своими угрызениями. Она является единственным
мерилом верности принятия решений.
Немецкий философ ХХ
века Э. Фромм выделяет два вида совести: авторитарную и гуманистическую. Авторитарная
совесть выражается в подчиненности внешнему авторитету. При авторитарной
совести люди некритически усваивают и выполняют установки внешнего мира, потому
что испытывают страх. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания,
человек следует повелениям, которые противоречат его собственным интересам.
Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней
и страдает, боясь наказания. Однако как только люди понимают, что власть утрачивает
силу и ничем не может им навредить, они теряют свою авторитарную совесть и
больше не подчиняются тому, перед чем или кем они раньше испытывали страх.
Гуманистическая совесть
выражается в способности к верной оценке фактов и собственной роли в том или
ином действии, а также в способности соотнести это действие с общечеловеческим
и индивидуальным пониманием добра и зла. Гуманистическая совесть - это голос самого человека, того лучшего, доброго
начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям
быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь на служение
интересам и потребностям других людей. Данная совесть призывает к
самореализации, к воплощению в действительность своих сил и возможностей, а
также призывает строить свою жизнь в гармонии с другими людьми и собой.
Рассматривая взгляды
французского философа Ж.-П. Сартра на совесть, можно сказать, что, в
отличие от Э. Фромма и Ф. Ницше, он исключает связь совести и чувства
вины, однако выдвигает гипотезу о совести, неотъемлемой частью которой является
свобода. Ж.-П. Сартр не устанавливает критериев добра и зла, то есть не строит систему нравственной
философии, постольку совесть определяется им как призыв выбрать себя подлинно,
найти себя. Совесть не есть призыв быть добрым и избегать зла. Она есть призыв
быть самим собой, а не «другим». По мнению Ж.-П. Сартра, не свободный
человек пребывает в «дурной вере», у него нечистая совесть, так как он
перекладывает ответственность за свои поступки на природные или
социально-исторические закономерности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Совесть
не охватывается общими моральными законами, но согласует внутренние моральные
принципы с внутренними позициями человека. Совесть – это особый морально-психологический механизм, который
действует изнутри человека, проверяя, выполняется ли долг. Главная функция
совести – самоконтроль, так как представляет
собой одно из выражений нравственного самосознания человека. Так же совесть проявляется
и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий,
и в форме эмоциональных переживаний, так называемых угрызений совести. Как
правило, совесть осознается через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении
нравственных правил.