Секция:
«ФИЛОСОФИЯ», подсекции - № 1
Никифорова
Л.А., Захарова А.В.
Донецкий Национальный Университет
экономики и торговли им. М.Туган-Барановского, факультет маркетинга, торговли и
таможенного дела.
Эстетика
в современной поп-культуре.
Молодежь – это наиболее уязвимая категория
для влияния различных течений, модных тенденций, так как молодое поколение
находится на стадии становления и поиска своих интересов, эстетического вкуса,
реализации себя как личности. И на это в наше время имеет большое влияние шоу-индустрия
в том числе и видеоклипы. Нам необходимо
ответить на вопрос, что есть эстетика и что есть вкус, можно ли назвать
современное поп-исскуство творцом эстетического вкуса.
Классик немецкой философии Иммануил Кант
традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. А философ
современности А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных
форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только
прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она
является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить
как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом
смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства.
Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности,
представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера
эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает
и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру,
культуру быта и т.д.
Как мы видим, в наше время заметны явные
изменения в понимании искусства. Не секрет, что происходит содержательная
переоценка основных категорий эстетики: возвышенное заменяется удивительным,
эстетика безобразного исследуется наряду с прекрасным и давно получила свой
статус как эстетическая категория.
Мы начинаем задумываться над тем, какое
место занимает искусство в нашей жизни и не находится ли оно на грани
вымирания. Не будет ли вытеснено классическое искусство искусством с приставкой
"поп": поп-арт, поп-музыка, популярные "мыльные" сериалы и
т. п.? Сегодня мы наблюдаем процесс замены истинного искусства однодневным,
отвечающим не столь высокому уровню интеллекта искусством,"легким",
позволяющим не думать, а просто воспринимать.
Особое место в процессе развития эстетического вкуса у молодежи
имеет индустрия видеоклипов. Содержание клипов и их герои являются некими образцами для подражания у подростков, они
диктуют моду и стиль жизни молодому поколению, чьи культурные и
мировоззренческие ценности находятся на стадии формирования.
Клип —это в первую очередь дорогостоящий
товар, предлагающий и навязывающий потребителю вторичный сценарий жизни.
Реальная жизнь и все, что окружает
человека, не является коммерчески ценностным. Но все, что собрано в клипе, —
все это, в свою очередь, мгновенно делается прибыльным и маркетингово
ценностным.
Современный клип– это «популярное
искусство», построенное на идее коммерциализации не всегда качественного
продукта, и способ управлять идеями и вкусами людей, то есть- это ходовой
товар, то, что зритель хочет видеть. Зритель, пытается окружить себя теми
знаками респектабельности, которые в клипе и рекламируются. Таким образом, для
потребителя клипов исчезает внеклиповая реальность; привязанная к
ускользающему, недостижимому предмету вожделения, предмету боязни, фобий и
«добавочного наслаждения» — к соблазняющему пространству клипа, пространству
успеха. И тем самым клип нередко является монопольным диктатором вкуса, по
крайней мере, в пределах масс-медиальной зоны его владычества.
С другой стороны, специфика именно
клиповой эстетики состоит в том, что она позволяет разделить два процесса
соучастия, а именно: отделить соучастие в мышлении от соучастия в удовольствии.
Здесь изображение, взятое отдельно от ритмической, музыкальной ассоциации
мыслей, представляет собой особый символический ресурс, позволяющий обратиться
к удовольствию как чему-то отдельному от всего произведения.
У современного клипа нет направленности на
получение какого-то смыслового
наполнения, мысленного анализа у зрителя, он предназначен для получения
визуального наслаждения от наблюдения за роскошными телами актеров, их
пластикой. Производитель видеоклипов при создании своего продукта, в первую
очередь, думает не о том, чтобы создать, то, чем восхищались бы поколения
людей, а то, на чем можно заработать и привлечь большое внимание масс. Видео, в наше время практически
не взаимосвязано со смыслом музыкального произведения, которое оно
сопровождает, оно несет сугубо эмоциональную загрузку.
Анализируя изменения предмета изучения
эстетики, мы видим, что первоначально эстетика призвана рассматривать
прекрасное, изящное, а современное поп-искусство говорит о том, что все, созданное
человеком, прекрасно, только есть люди, которое не понимают то, что стремился
выразить творец.
Современное поп-искусство слишком смелое,
оно, в первую очередь, интересует подростков. Как мы видим, особая
ответственность лежит на развитии культуры как носителя нравственного начала.
Всякая деятельность в области культуры и науки должна приносить людям добро и
служить во имя человека.
Главное для создателей -определить конечный результат воздействия на
зрителя: насколько произведение вызывает позитивную реакцию, насыщено ли оно
новой информацией и на сколько эта информация необходима зрителю для его
культурного развития.