Сурина В.Н.

Кемеровская государственная медицинская академия (Кемерово)

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ГИПЕРТЕКСТОВ

Цель данной статьи заключалась в обзоре научной литературы, посвященной типологизации гипертекстов, и выявлении базовых оснований для их классификации. Как показало проведенное исследование, ученые выбирают разные основания для построения своих таксономий.

Визель М. использует пять критериев для построения типологии гипертекстов: жанровую принадлежность, носитель информации или канал связи, степень открытости гипертекста для изменений, организацию гипертекста, его архитектонику. Он делит их на:

1)     художественные/нехудожественные;

2)     изолированные/сетевые;

3)     только чтение/чтение с комментариями/чтение-письмо;

4)     проекты одного автора/проекты с возможностью коллективного творчества;

5)     аксиальные/дисперсные [2].

М. Джойс выделяет разведывательный и конструктивный гипертекст. «Constructive hypertexts are those in the process of creation by the user/author. They are flexible representations of thoughts, stories, arguments, and everything else for which we use media. Exploratory hypertexts are former constructive hypertexts, now being experienced by a user/reader who is not an author of the work» (Конструктивные гипертексты - это незаконченные гипертексты, которые находятся в процессе создания автором или читателем. Они представляют собой нестрого-структурированные мысли, рассказы, доказательства и прочее, излагаемое в виртуальном пространстве. Разведывательные гипертексты – это бывшие конструктивные гипертексты, которые преобразовываются в процессе чтения пользователем/читателем, не являющимся автором произведения) [9].

Баранов О. идентифицирует «три категории гипертекста: линейные, близкие к традиционным; с единым сюжетом, но сильно разветвленные; и так называемые «нечитаемые» тексты, в построении которых непременно должен участвовать сам читатель. В последнем случае, сколько читателей – столько и возможностей прочтения» [1, 202].

Подобную классификацию предлагает и Дедова О.В. Исследователь считает, что «в зависимости от соотношения отдельной информационной единицы и всего гипертекста в целом можно обозначить две основные возможности организации гипертекстового пространства.

1.                 Информационная единица, вызываемая гипертекстовой ссылкой, является частью последовательно изложенного текста, сопоставимой с абзацем, параграфом или другими структурными элементами традиционно письменного текста. При желании такой гипертекст может быть прочтен (или распечатан) линейно, у него есть начало и конец; оснащенность же его гипертекстовыми ссылками позволяет его читать непоследовательно, что также возможно при чтении книг определенного жанра (например, справочных, научных или учебных) при условии, что книга оснащена подробным, хорошо структурированным оглавлением. При этом один способ прочтения данного гипертекста не исключает другой: вызвав ту или иную интересующую вас информацию через обращение к ссылке, прочитав ее, далее вы можете двигаться «линейно», т.е. в последовательности, определяемой авторским замыслом. Особенности организации гипертекста этого типа можно было бы определить понятием иерархичность. Этот вид гипертекста по своей идеологии достаточно близок традиционному книжному изданию, но, в отличие от последнего, не имеет специального терминологического обозначения для той части текста, которая появляется на экране при обращении к ссылке и, безусловно, представляет собой некую структурную единицу общего текста. На наш взгляд, эту часть общего текста, вызываемую обращением к соответствующей ссылке, выделение которой не нарушает целостности и последовательности изложения информации текста в целом, можно было бы назвать фрагментом гипертекста иерархической структуры [3, 26].

2.                 Более специфичен второй вид гипертекста, состоящий из отдельных частей, небольших законченных текстов, «топиков», связанных между собой определенными семантическими связями, которые также реализуются через систему гипертекстовых ссылок. Данный вид гипертекста принципиально не имеет ни начала, ни конца, и его невозможно читать линейно. Обращаясь к нему, читатель каждый раз создает новый текст в соответствии с теми конкретными задачами и целями, которые побудили его сделать это; в основу гипертекста данной структуры заложена бесконечная возможность интерпретаций. Связи в подобных гипертекстах устанавливаются не между композиционными элементами изначально целостного текста, а между отдельными законченными текстами. Подобный гипертекст принципиально открыт для добавления новых элементов, которые не могут нарушить или исказить его структуру; добавление новых текстов лишь расширяет информационное пространство гипертекста. Прочитав информацию, предоставляемую одним информационным блоком, читатель, чтобы оставаться внутри пространства данного гипертекста, продолжить процесс чтения, обязательно должен сделать выбор, обращаясь к той или иной ссылке. По сути, здесь происходит разрушение дихотомии: автор печатного текста – его читатель, так как в данном случае выбор, сделанный читателем, может быть сравним с ответной репликой в диалоге, и это меняет традиционную технологию «книжной» коммуникации… Именно этот вид гипертекста обладает структурой, которую можно было бы охарактеризовать как нелинейность [3, 26-27].

Итак, как мы видим, Дедова О. В., как и Баранов О., проводят разграничение на основании линейности/нелинейности структуры организации гипертекста и, соответственно, его прочтения.

С. А. Стройков, С.С. Панфилова классифицируют гипертексты по носителю или каналу передачи информации на книжные и электронные гипертексты.

«При создании лингвистической концепции электронного гипертекста в целом и электронного лексикографического гипертекста в частности нам представляется целесообразным разграничить также понятия книжного гипертекста и электронного гипертекста» [8, 6].

По мнению исследователей, «книжный гипертекст - это нелинейная структура, в которой информация передаваемого художественного текста по разным каналам коррелирует с информацией вторичных нехудожественных текстов, окружающих базовый художественный текст в границах отдельного издания. Электронный же гипертекст - это особо организованная система электронных текстов, характеризующаяся специфической структурированностью и разветвленной системой программно поддерживаемых внутритекстовых и межтекстовых переходов, предполагающая возможность нелинейного прочтения» [6].

Итак, как видим из приведенных определений, исследователи типологизируют гипертексты не только по носителю информации на книжные и электронные, но и выделяют критерий близости/дистантности доступа к гипотекстам, входящим в их состав. Как указывает С. А. Стройков, «только электронный гипертекст позволяет читателю незамедлительно перейти к другому тексту в процессе чтения» [8].

Орехов С.И. при классификации гипертекстов предлагает принимать во внимание

«субстратную» характеристику. Так, по мнению ученого, «можно выделить два следующих вида гипертекста:

а) гипертекст – это способ организации, построения текста, состоящего из знаков, образов, смыслов, который (способ) основан на многовариантных физическо-информационно-логических взаимосвязях и переходах между фрагментами этого текста;

б) гипертекст – это способ организации, построения текста, состоящего из знаков, образов, смыслов, основанный на системе ассоциативного механизма, позволяющего устанавливать связь не на физическом, а смысловом уровне. Оба способа образования и функционирования гипертекста дополняют друг друга, образуя единый гипертекст, как носитель виртуальной реальности, которая может существовать как в глобальной сети, так

и в целом, в человеческой культуре, там, где реализуются символические формы существования» [5].

Самую подробную классификацию предлагает Махов А. С. и подразделяет гипертексты по семи основаниям. 

«1. По структурному принципу гипертексты могут подразделяться на аксильные и дисперсные. Аксильными называются сочинения, которые, не имея сквозного сюжета, тем не менее, поддаются комбинаторным операциям, хотя и с заметным трудом, то есть в конечном итоге имеют магистральный, «книжный» принцип построения. Аксильные гипертексты, в свою очередь, служат как бы связующим звеном между классической («гуттенберговой») книгой и собственно гипертекстом, дисперсным по своей природе. Однако настоящие дисперсные гипертексты, в отличие от аксильных текстов, не имеют четко выраженной повествовательной оси повествования,

принципиально не имеют начала и конца, в них можно «войти» с любого места.

2. По возможностям программного обеспечения гипертексты делятся на сильные и слабые. «Сильным» можно называть такой гипертекст, который действительно реализует возможность нелинейной организации – и при этом остается связным, единым произведением. Очевидно, что «сильных» гипертекстовых произведений на самом деле немного; чаще можно увидеть «сборник текстов», «текст с комментариями» либо другие публикации, которым электронный вид дает лишь организационные удобства. Примером слабого гипертекста может служить электронное оглавление документа, которое позволяет перейти к любой части оглавления, минуя этап просмотра всего текста.

3. По способу существования выделяются статические и динамические гипертексты. Статический гипертекст, судя по названию, не меняется в процессе эксплуатации. Тогда как динамический гипертекст создан для того, чтобы существовать в динамике, то есть изменяться, быть постоянно пополняемым.

4. По законченности гипертексты делятся на бесконечные и конечные, при этом бесконечные можно соотнести с динамическими гипертекстами, а конечные − со статическими.

5. По функциональной направленности гипертексты можно разделить на художественные и нехудожественные. Анализ значительного числа художественных гипертекстов подтвердил, что принципы «художественности» текста полностью распространяются на гипертекстовые образования и собственно формируют данный тип гипертекста как литературное произведение.

6. По месторасположению бытования гипертексты бывают изолированные (на специальном носителе: диске, флеш-накопителе) или сетевые, то есть существующие в сети Интернет.

7. По характеру прочтения гипертексты делятся на:

- Гипертексты с линейной структурой. Такая структура текста традиционна: одна часть текста следует за другой, образуя, таким образом, последовательный линейный текст, так что, убрав гиперссылки, мы имеем дело с обычным линейным текстом.

- Гипертексты с параллельной структурой. При восприятии гипертекстов подобной структуры читатель сам выбирает путь, по которому будет осуществляться процесс чтения, но ему предлагается на выбор несколько параллельно развивающихся сюжетных линий. Выбрав одну из них, читатель в конечном итоге приходит к концовке, которая может отличается от остальных.

- Гипертексты с циклической структурой. В гипертекстах этого типа в процессе чтения читатель постоянно или всегда возвращается к началу гипертекста. Весь гипертекст представляет собой набор коротких текстонов, раскрывающих одну сюжетную линию, но, тем не менее, не последовательно соединенных друг с другом. Каждый последующий текстон, начиная со второго, возвращает нас к самому началу гипертекста. Только после повторного прочтения гипертекста с самого начала читателю открывается следующий текстон, который отсылает его опять к первому текстону. Таким образом, можно говорить об определенном зацикливании сюжетной линии произведения. Нам кажется, что автор делает это намеренно с целью привлечь читателя к более осмысленному чтению материала.

- Гипертексты с лабиринтной структурой. Лабиринтная структура представляется как самая сложная и запутанная. Здесь читатель движется по так называемому лабиринту, образованному путем пересечения трех предыдущих видов гипертекстов. Таким образом, текст будет иметь несколько концовок, в зависимости от выбранного читателем пути. Читатель, попадая в лабиринт текстонов, следует по обозначенным гиперссылкам, которые могут отсылать его как к уже прочитанному материалу, так и к новому. Таким образом, лабиринтная структура представляет собой пересечение линейной, параллельной и циклической структур. Авторы намеренно нарушают сюжетную линию гипертекста, чтобы увлечь и заинтересовать читателя процессом чтения, заставить его мысленно активно участвовать в процессе браузинга по гипертексту» [4].

Т. И. Рязанцева подразделяет гипертексты на распределенные и упорядоченные. Распределенные гипертексты, в свою очередь, исследователь подразделяет на открытые, физически распределенные, или децентрализованные, ассиметричные. Как указывает исследователь, «основной характеристикой распределенного гипертекста является децентрализация его структуры и функционирования. Тем не менее, при наличии определенных соглашений (протоколов) об установлении и поддержании гиперссылок такие открытые гипертекстовые системы представляют собой единый организм, подчиняющийся определенным закономерностям» [7, 125].

Как подчеркивается, «открытые гипертексты располагаются автономно в различных элементах (узлах) информационной среды. При этом их информационная среда может представлять собой как файловую структуру одного компьютера (диски, каталоги, подкаталоги), так и локальные или глобальные информационные сети. В распределенном (открытом) гипертексте семантическая сеть не управляется из одного центра или узла, а совместно строится и поддерживается всеми пользователями, работающими дистанционно. В таком гипертексте система связей децентрализована и асимметрична, в нем преобладают асимметричные сетевые связи [7, 124-125].

Упорядоченные гипертексты распадаются, по мнению Т. И. Рязанцевой, на замкнутые локально сосредоточенные, централизованные и симметричные. «Замкнутые гипертексты представляют собой структурированный информационный конструкт со связями, ограниченными пределами единого и централизованно управляемого носителя. В таких системах процесс создания новых гипотекстов и их связывания осуществляется непосредственно в месте их физического расположения. Основной характеристикой замкнутого гипертекста является централизованная и симметричная система связей, в нем преобладают упорядоченные иерархические связи» [7, 124-125].

Итак, в данной статье был представлен обзор существующих типологий гипертекстов и выявление оснований для их классификации. Как показало проведенное исследование, чаще всего в качестве оснований для построения своих таксономий ученые выбирают: жанровую принадлежность, носитель информации или канал связи,  открытость/замкнутость гипертекста для изменений, структуру гипертекста, принцип прочтения, количество авторов, функциональные особенности.

 

Литература

1.     Баранов О.В. Гипертекстовая субкультура Текст / О.В. Баранов // Знамя. 1997. - №7. - С.202-205.

2.     Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста. 1998. [WWW document]. - URL: http://www.netslova.ru/viesel/viesel.htm (дата обращения: 10.05.2013).

3.     Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - №4. – М.: 2001. – 22-36 С.

4.     Махов А.С. Типология художественных гипертекстов на основе немецкоязычных интернет-сайтов: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М.: 2010. – 26с.

5.     Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.05.2013).

6.     Панфилова С.С. Смысловая структура англоязычного художественного текста в аспекте гипертекстуальности: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М.: 2009. – 20 с.

7.     Рязанцева Т.И. Теория и практика работы с гипертекстом (на материале английского языка): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

8.     Стройков С.А. Основные понятия лингвистической концепции электронного лексикографического гипертекста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(3), 2010. – 808-811 C.

9.     Joyce M. Siren Shapes. Exploratory and Constructive Hypertexts: [Электронный ресурс]: URL: http://manovich.net/vis242_winter_2006/New%20Media%20Reader%20all/42-joyce-03.pdf (дата обращения: 10.05.2013).