Г.Д. Сугирбаева – к.и.н., доцент                        

                                                                                               МКТУ им.Х.А.Ясави

 

   Занятия, быт и культура немцев Южного Казахстана в начале ХХ века

 

      Масштабная переселенческая кампания на юге Казахстана происходила в первое десятилетие ХХ века в соответствии с аграрной реформой, предложенной главой Российского правительства П. Столыпиным. Вместе с русскими и украинскими крестьянами до южных уголков Казахстана добиралось всё больше немецких мастеров-земледельцев. В архивных источниках есть свидетельства о том, что в  1906 году в низовьях реки Шу начальник уезда договорился с казахами Акколтынской волости о бесплатной уступке пахотных и луговых земель для переселенцев. На берегу у одного из рукавов реки Шу обосновались несколько немецких семей. Свой поселок назвали Алексеевкой. Он состоял из 27 дворов. Казахи называли его просто «Емис», искажая слово «немис». Хорошо зная методы обработки земли, перенимая опыт казахов по проведению искусственного орошения, немцы-переселенцы создали зажиточный посёлок [1,89].

       Все немецкие переселенческие поселки, возникшие в Сырдарьинской области в дореволюционный период, были дочерними колониями, основанными выходцами из Самарской, Саратовской, Волынской, Кубанской, Ставропольской и Таврической губерний. Архитектурный облик поселков указывал на место, откуда переселились их жители. Характерной особенностью этого периода является добровольность переселения. Жители переселенческих сел по-прежнему занималось сельскохозяйственным трудом. Животноводство в немецких хозяйствах имело ярко выраженное мясо-молочное направление. В структуре их подсобного хозяйства преобладал крупный рогатый скот, по численности на втором месте были лошади, которые являлись тягловой силой, затем свиньи, козы, овцы. В казахском же хозяйстве крупный рогатый скот был представлен местной казахской (преимущественно бурой и тигровой масти) и красной калмыцкой породами, не отличавшимися большой молочной продуктивностью. В начале ХХ века переселенцами из России были завезены в Казахстан симментальская, голландская, краснонемецкая, сероукраинская породы крупного рогатого скота. На юге Казахстана, в результате скрещивания местного скота с голландской породой, была получена, так называемая, аулеатинская порода с более высокой молочной продуктивностью. Её разведением известны были жители села Терс Аулие-Атинского уезда [2,67]. Находилось оно в 50 верстах на западе Аулие-Аты у почтового тракта на первом берегу реки Терс, позднее село стало называться Бурно-Ивановское. Большинствоего жителей были выходцами из воронежской губернии, почти половину составляли немцы. Усадьбы крестьян распологались в один ряд вдоль почтового тракта Ташкент – Аулие-Ата.

       Переселенцы распространяли на юге Казахстана новые селькохозяйственные орудия и приемы обработки почвы, под их влиянием изменилось значение таких культур, как пшеница, ячмень и овёс. Наличие в переселенческих хозяйствах значительного числа крупного рогатого скота увеличило спрос на фураж, в результате во многих уездах юга Казахстана фуражные культуры стали занимать ведущее место. Немецкие дворы славились хорошими огородами и садами.

       Под влиянием переселенцев большое место в посевах юга Казахстана стала занимать пшеница. В Сырдарьинской области были распространены сорта «ак бидай», засухостойчивый сорт, преобладавший на богарных повесах, и «кызыл бидай», более урожайный сорт, но с худшим качеством муки. В начале ХХ века в этом регионе стали сеять и «кубанку» [3,200]. В немецких хозяйствах предпочтение отдавалость пшенице местного сорта-«ак бидай». Особенностью немецких хозяйств были значительные посевы бобовых, широко используемых в кулинарии народа, солома бобобых служила кормом для скота.

     В переселенческих хозяйствах применялись не свойственные для региона сельскохозяйственные орудия. Например, так называемые «немецкие» серпы, отличавшиеся от местных гладким без зубьев лезвием, каменные катки для молотьбы пшеницы, лобогрейки для жатвы, веялки, четырёхколесные телеги. Вслед за местными жителями, переселенцы стали изготовлять черенки для вил и лопат из тутовых  и ореховых деревьев использовать для молотьбы уалы (плетеные волокуши из развесистых ветвей). Трудно приходилось многим переселенцам вести хозяйство в условиях неполивного земледелия, исключение составляли жители Северного Кавказа. В частности село Тоболино, основанное русскими и немцами с Северного Кавказа,  славилось хорошими урожаями на богарных посевах [3,244].

      Привычка к сенокошению пригодилась переселенцам в новых для них природных условиях: траву скашивали косой. Скошенное сено подсушивали в валках, затем вилами сгребали в кучу, через 2-3 дня собирали в копны и на арбах доставляли к скирдам на кровлю скотопомещения, которые имелось на каждом переселенческом дворе. «Занимаются они (немцы) земледелием. Имеют свои школы и молитвенные дома. Как земледельцы, не уступают русским в умении обрабатывать пашню. Общий вид немецкого селения близок к малороссийскому, таких строений, как бывают, например, в Лифляндской губернии, здесь нет. Но одежда (шляпы, пиджаки), экипажи (парные телеги, шарабаны) - сохранились», - так написано о немецких селениях Сырдарьинской области в 18 томе Полного географического описания нашего Отечества [4,199].

      Хотя большая часть немецкой диаспоры юга Казахстана в начале ХХ века проживала на селе, были и те, кто жил в городах. Города Южного Казахстана этого периода были немногочисленны и представляли собой административные центры со слаборазвитой промышленностью, в основном, обрабатывающей. По национальному составу городское население Сырдарьинской области было неоднородным: большинство составляли узбеки (62%), далее шли казахи (17,2%), русские (11%), татары (4,2%), немцы (1,75%), украинцы (1,5%), прочие (2,15%). Неоднородным был и социальный состав населения городов: связанные с сельским хозяйством 27,8%, с торговлей 23,1%, с промышленностью 14,9%, остальную часть составляли служители администрации, полиции, суда, войска, учителя, врачи, служители культов, поденщики, прислуга. Значительная часть немцев-горожан входила именно в последнюю группу [5,84].

      Начало ХХ века в истории немцев Южного Казахстана характеризуется открытием ряда постоянно действующих школ. По количеству учащихся на 100 жителей населения немцы занимали первое место среди других народов края. Это свидетельствует о важной роли школы в жизни немцев, об их внимательном отношении к образованию детей. Количество учащихся немецких школ в городах было ниже, чем в сельской местности, что можно объяснить большей степенью обрусения горожан, возможностью их детей обучаться в русскоязычных школах.

      Традиционной формой обучения у немцев была народная школа, возникшая в Германии в  ХVІІІ веке. Главной её отличительной особенностью являлось общее обязательное обучение для мальчиков и для девочек. Немцы в вопросах организации школ переживали те же трудности, что и другие переселенцы: скудность средств, отсутствие собственных учителей. Однако вопросы обучения детей немцы решали в числе первоочередных. Первую – вторую зиму дети обучались на дому у учителя, а через 1-3 года строилась школа. Анализ документов показывает, что у прочих этнических групп переселенцев промежуток между основанием поселка и постройкой школы составлял в среднем 9-10 лет [6,74].

    Ключевой фигурой при организации школ был учитель – наиболее грамотный, уважаемый член общины. Он совмещал педагогическую и проповедническую деятельность. Немецкие школы, созданные переселенцами в первые годы жизни в Южном Казахстане, можно назвать школами чтения, так как их главной задачей было научить читать и толковать Библию. Первоначально по источнику финансирования все школы были сельские или приходские, они содержались крестьянским населением, которые само определяло размер сбора в денежном или натуральном эквиваленте. У меннонитов, помимо этих взносов, существовала плата за обучение. Позже появились школы частные и министерские, они были основными в городах. Частные школы учреждали и содержали либо отдельные лица, либо группы людей, они и определяли стоимость обучения. В министерских школах государства выплачивало жалованье учителю, хозяйственные расходы несло общество. Отличительной особенностью этих школ был русский язык преподавания, на изучение немецкого давалось лишь больше часов, чем в других учебных заведениях. Министерские школы создавались не только в городах, но и в наиболее зажиточных немецких посёлках, государство использовало их как форму проведения русификаторской политики.

      Школы различались и по своей конфессиальной принадлежности. По материальному положению учителей, уровню их подготовки, обеспеченности учебными пособиями, объему изучаемых дисциплин первое место занимали школы меннонитов. Меннониты избегали помощи государства, поэтому автономность их школ позволяла в большей степени, чем католикам и лютеранам, сохранять родной язык и культурные традиции.

      Более целенаправленно решали меннониты и кадровую проблему, путем приглашения учителей из материнских колоний или через отправку юношей в центральные школы. Например, в 1904 году меннонитская община Аулие-Атинского уезда обратилась к администрации с просьбой разрешить отправить группу в составе 6 человек в село Давлеканово Уфимской губернии для обучения [6,79].

      Немецкие общины юга Казахстана ощущали нехватку не только учителей, но и пасторов. Недостаток последних во многих поселениях приводил к тому, что широко распространенным явлением было проведение церковных обрядов одним из наиболее образованных крестьян. Появлялись замкнутые религиозные кружки, которые вырабатывали оригинальные взгляды на вопросы веры и церкви, так, например, в нескольких селах Туркестанского уезда существовало секта штундистов, проповедовавшая идею жизни одним днем [7]. Неудовлетворенность существующими формами общественной и религиозной жизни, духовные искания, выражавшиеся прежде всего в стремлении самостоятельного толкования Святого Писания, сделали «отпадение в сектантство» обычным явлением в немецкой среде. Наиболее многочисленной сектой становится в начале ХХ века община баптистов. Забегая вперед, отметим, что баптистские общины в 20-х годах ХХ века существовали во многих селах юга Казахстана. В хранящихся в архиве списках баптистских общин сел Тоболино, Горное, Степное Богарной волости Ташказакского уезда есть пометка о времени присоединения к культу и практически у всех этот период приходится на 1901-1912 годы [7,л.60-65] .

      Школа и церковь выступали в сознании протестантской части немецкого населения синонимами – каждый должен был уметь читать Библию. Главной задачей колонистских (сельских) школ на протяжении их существования являлась подготовка детей к конфирмации (обряда вступления во взрослую жизнь). Круг знаний, получаемых учениками сельских школ, был весьма узок: умении читать, зубрёжка наизусть катехизиса, гимнов, евангельских изречений. Как и в любой крестьянской среде, интеллектуальный труд не был в особом почете. Здесь ценилась физическая сила, практические навыки, владение определённым ремеслом, материальный достаток [8,69-70].

    Немецкие население юга Казахстана в начале ХХ века было в подавляющем большинстве крестьянским, почти поголовно грамотным на родном языке, но с исчезающе низкой долей лиц, имеющих образование выше начального. В большинстве своём это были глубоко верующие люди, привязанные к крестьянскому сословию и в общественном плане консервативные.

     Живя в Южном Казахстане, немцы сохраняли свою традиционную культуру: жилища, одежды, устное народное творчество, кухню. Традиционная женская одежда состояла из кофты, корсажа, сборчатой юбки и передника; мужской костюм – из рубахи, коротких штанов, безрукавки и шейного платка. Из традиционной немецкой кухни переселенцы сохранили нудль (куриную лапшу), кухе (сдобный пирог), штрудель (мясной рулет). Местное население переняло у немцев навыки изготовления колбас, умение коптить мясо и рыбу. Из поколения в поколение передавали немцы народные сказки, песни, саги, шванки (короткие комические рассказы).

     «Феномен сохранения своей национальной идентичности путем развития в замкнутых сообществах, заключение браков внутри своей группы, постоянная борьба за самостоятельность при внешнем многонациональным окружении дают ключ к пониманию немецкой психологии выживания этноса и даже его преуспевания в условиях, когда другие национальные меньшинства теряли свою тождественность и растворялись в космосе большинства», - так объективно охарактеризовал немецкую диаспору М.К. Козыбаев [9,233].  И этот вывод подтверждается историей немецкой диаспоры в Казахстане.

 

          Список использованной литературы и источников:

1.     Рысбаев К. Переселение русских крестьян в южные районы Казахстана // Мысль. – 2001. - № 6.

2.     Диаров К. Животноводство Казахстана. – А., 1963.

3.     Хозяйство казахов на рубеже ХІХ-ХХ веков // Материалы к историко-этнографическому атласу. – А., 1980.

4.     Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том 18. Киргизский край // Спб., 1903.

5.     Алексеенко А.Н. Население Казахстана (1920-1990 гг.). – А., 1993.

6.     Черказьянова И.В. Немецкая школа Сибири и Северного Казахстана в конце ХІХ – начале ХХ века // Культура немцев Казахстана: история и современность. – А., 1999.

7.     Южно-Казахстанский облгосархив, ф. 233, св. 95, д. 712, л.38

8.     Кригер В.Э. Особенности кадровой политики государства в отношении российских немцев в советский период // Культура немцев Казахстана: история и современность. – А., 1999.

9.     Козыбаев М.К. Немцы Советского Казахстана: факты и действительность // История Казахстана: белые пятна. – А., 1991.