История/2. Общая история

 

К.и.н. Шамшиденова Ф.М.

 

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Общественное и государственное устройство Сибирского ханства

 

 

          В Западной Сибири до шейбанидов правили ханы тайбугинской династии. Поэтому государственное устройство Тюменского ханства было несколько иным, чем в других, образованных после распада Золотой Орды татарских ханствах, но имело заложенные в древнетюркских государствах общие тюркские корни. В связи с приходом к власти шейбанидов Ибака и Кучума могли произойти определенные изменения в государственном устройстве Тюменского и Сибирского ханств.

         В период образования Тюменское ханство было раннефеодальным государством. Во время правления Ибака Тюменское и Сибирское ханства были феодальными государствами, но в силу исторических условий в них сохранились некоторые патриархальные явления. Тюменское ханство в конце XV в. было в достаточной степени могущественным, но оно значительно ослабло после образования Сибирского ханства из-за борьбы между тайбугинами и шейбанидами.

           В Золотой Орде ханами могли быть лишь чингизиды. Так было и в татарских и тюркских государствах, образованных после распада Золотой Орды. Отдельные исследователи пытаются ретроспективно распространить этот обычай, утвержденный монгольскими правителями, и на титулы правителей тюркских государств, образованных до Золотой Орды, называя их русским термином князь, или арабским словом эмир. Сибирские татары свои государства называли «Темен йорты» («Тюменский юрт»), «Себер йорты» («Сибирский юрт»). Сведения о том, как они называли правителей-тайбугинов Ишимско-го, Тюменского и Сибирского, ханств отсутствуют. Правителей-тайбугинов этих ханств Г.Ф.Миллер называет то ханами, то князьями.

          Ханы сибирских татарских государств избирались феодалами - султанами, мурзами и тарханами. Государственное устройство носило полувоенный характер, общество делилось на сотни - улусы во главе с феодалами. Власть ханов была неограниченной, хотя наличие Карачи, как сообща ют нам сибирские летописи, предполагает, что у него, как в Казанском и Крымском ханствах, был совет - диван. Он состоял из важнейших феодалов, которые назывались «Карачи» или «карача». В Казанском и Крымском ханствах было по четыре карача. Сибирские летописи сообщают о действиях только одного Карачи, но это не значит, что в Сибирском ханстве был только один карача.

У хана была своя регулярная военная дружина, в случае опасностей и войн феодалы являлись к нему со своими воинами, набранными из податных мужчин. Войско хана состояло из кавалерии и пеших воинов.

         Государственный аппарат Сибирского ханства был небольшим, он состоял, помимо хана, из ясаулов, везирей, Карачи, сборщиков налогов, которых называли даругами. Султаны, беки, мурзы и тарханы в своих улусах были полновластными хозяевами. Феодалы со своей стражей, прислугами, ремесленниками, крупными торговцами жили в городках.

         Феодальная знать состояла из султанов, беков и мурз. Султаны - наследники, принцы. Беки - феодалы, занимающие государственные должности, мурзы - наследственные феодалы. Только старший сын бека мог получить должность бека, остальные его сыновья были мурзами. Беки и мурзы покоренных территорий собирали ясак со своих податных людей и определенную его часть приносили хану. В случае опасностей и войн они были обязаны предоставить в распоряжение хана боевую дружину, состоящую из своих податных людей, сами также участвовали в боевых действиях. Кроме них, была еще одна феодальная верхушка - тарханы. Это звание давалось ханом бекам и мурзам за добровольное подчинение или особые заслуги перед ним. Тархан и его собственность были неприкосновенными, его обязанность перед ханом состояла в военной службе вместе со своей военной дружиной.

       Масса трудового тюркского населения - земледельцы, скотоводы, рыболовы, охотники называлась «черными» улусными людьми. Они были обязаны нести военную службу в отряде улусного предводителя, платить ежегодные «подарки» феодалу продуктами скотоводства или своего промыслового хозяйства. «Черные люди» покоренных соседних племен обязаны были платить хану ясак, главным образом пушниной и поставлять воинов для ханских военных походов. Подвластные тархану «черные люди» не платили ясак хану.

         В ярлыке казанского хана Сахиб Гирея перечисляются 13 видов податей, источники не содержат сведений о видах и объеме ясака в сибирских татарских ханствах. По русским ясачным книгам начала XVII в. видно, что ясачными считались здоровые мужчины с 18 до 55 лет 63 .

         В центральной части ханства существовала частная собственность хана, феодалов на пастбища, пахотные земли, источники воды. Феодальные отношения, особенно на Барабе, переплетались с пережитками патриархальных отношений.

       Развитию феодальных отношений и общественному развитию в ханстве способствовало развитие ислама, который являлся официальной религией. У ханов был свой правовой институт, основанный на нормах мусульманского права (шариат) и на нормах традиционного тюркского права.

        В Сибирском ханстве большим влиянием пользовались религиозные верховные руководители - сеиды, считавшиеся потомками пророка Мухаммеда. Они возглавляли духовенство. Сеиды играли важную роль в делах государства и занимали высокое положение. Источники сообщают о наличии в Казанском и Крымском ханствах одновременно нескольких сеидов, но только один из них был верховным. В Сибирском ханстве при Кучуме один за другим были сеиды Ярым (1572-1574), затем Дин Али Ходжа (с 1574- 1575гг. до завоевания ханства русскими), которые по просьбе Кучума были направлены в Сибирь бухарским ханом Абдуллой. Татарский историк Хади Атласи сообщает, что до Ярыма и Дин Али Ходжы в Сибирском ханстве были сеидами Тобычак и Алаутдин [1]. В тюркских ханствах сеиды занимали по иерархии третье место, уступая лишь хану и караче. О сибирских сеидах пишет и Г.Ф. Миллер, который сообщает, что в его время потомки сеида Дин Али Ходжа жили в Тобольске и окрестных селениях [2].

        Сибирское ханство не представляло собой централизованного государства. Оно было разбито на ряд мелких улусов или княжеств, которые только до известной степени признавали власть хана. В этом заключалась слабость Сибирского ханства. Сибирские летописи пишут, что в мае 1582 г. объединенные силы шести татарских мурз встретили отряд Ермака у впадения р. Туры в Тобол и несколько дней воевали с казаками. По-видимому, эти мурзы были улусными князьями. Летописи сообщают имена князей томских татар: Тоян, Евага и Басандай, Кучум предпринял ряд мер по укреплению центральной власти в государстве [3]. Он установил тесные добрососедские отношения с сопредельными вогульскими и остяцкими княжествами - с Пелымским княжеством вогулов, с Нарымским остяцким княжеством и Пегой Ордой селькупов. Кучум понимал, что зависимое положение Сибирского ханства от Московского государства приведет к полной потере независимости татарского государства. При Кучуме Cибирское ханство стало независимым государством. Однако у Кучума было мало времени для укрепления ханства. Московское Великое княжество готовилось к завоеванию Сибири.

          Сибирское ханство имело тесные хозяйственные, культурные и государственно-политические отношения с Казанским ханством. Казанское и Тюменское, позднее Сибирское ханства были соседними государствами, хозяйственные и культурные отношения между ними были тесными. Их сближали общие тюркские корни, единство духовной культуры и религии. Разновидность хозяйственной жизни Казанского, Тюменского и Сибирского ханств способствовала развитию торговли между ними. Еще в период существования Волжской Булгарии торговые караваны с берегов Волги направлялись «в страну Ибирь, Сибирь, Чулыман» - на берега Чулыма.

          Таким образом, первым государством сибирских тюрок было ханство, образованное в конце XI - начале XII вв. на территории приишимских степей. Недолгое время существовало татарское ханство на Ишиме, по преданиям, образованное ханом Он-соном. Последней стадией государственности сибирских тюрок было Сибирское ханство, которое расширялось территориально и значительно усилилось при хане Кучуме. Предчувствуя угрозу агрессии Москвы, Кучум предпринял дипломатические и другие меры по предотвращению этой агрессии, установил идеологические и дипломатические связи с государствами Центральной Азии. Однако развитие производительных сил Сибирского ханства значительно уступало по сравнению с Московским государством. В конце XVI в. Сибирское ханство оказалось перед угрозой агрессии со стороны Московского государства.

Литература

1.       Хади Атласи. Себер тарихы. – Казань, 1960.

2.       Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 1996.

3.       Сибирские летописи. – Спб., 1904.