Зайцева М.Л., к.ф.н.
ГОУ
«Московский дом научно-технического и художественного творчества
обучающихся и студентов профессионального
образования»
Синестезия и познавательные способности
Синестезия
существенно увеличивает познавательные способности человека. Она как
концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре
его проявлений способствует лучшему восприятию целостности мира. Синестезия как
специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения является
проявлением сущностных сил человека.
В
ходе исследования нами были проанализированы наиболее значимые и ценные аспекты
когнитивного, синергетического и квантового подходов для эпистемологического
анализа проблемы синестезийного восприятия в контексте познавательных
способностей.
Когнитивный подход берет в
фокус своего рассмотрения диапазон от молекулярного уровня до уровня
нейрофизиологии и функционирования мозга в целом. Остается открытой проблемой
взаимосвязь состояний мозга с состояниями сознания.
Синергетика делает акцент
на моделировании процессов порождения эмерджентных свойств - особых структур
как на уровне групп клеток мозга, так и на уровне индивидуального сознания
индивида и социума в целом. Описывая схемы процессов порождения тех или иных
структур, синергетика оставляет за кадром детальное объяснение
смыслопорождающих механизмов, сводя их к феноменам самоорганизации.
Квантовоподобная
методология при всей ее близости к синергетической, совсем иначе подходит к
рассмотрению феноменов сознания, акцентируя внимание на пограничных
состояниях, экзистенциальных
переживаниях. Характерно, что в отличие от когнитивной и синергетической
методологий, квантовый подход предлагает модель, вектор развития которого
движется от целого к частному, в противовес иным подходам, которые через
описание элементов стремятся объяснить целое (эмерджентные свойства).
Целостность феномена сознания столь же очевидна, сколь и трудноуловима, -
этот аспект проблемы сродни ситуации в квантовых измерениях. Например,
принцип дополнительности Н. Бора. Таким образом, наиболее продуктивным для
исследования синестезии и познавательных способностей представляется обращение
к ресурсам всех трех междисциплинарных подходов и совместное использование их
возможностей.
При
исследовании синестезии и познавательных способностей целесообразно рассмотреть
процесс становления проблематики бессознательного в исследованиях познания, проследить
основные силовые линии, относительно которых выявляются и группируются позиции
философов, разделяющих принципы классической эпистемологии, рассмотреть базовые
принципы классической эпистемологии: критицизм, фундаментализм, нормативизм,
субъектоцентризм и наукоцентризм, осветить позиции ведущих философов периода
классической эпистемологии, чьи взгляды оказали серьезное влияние на понимание
процессов познания и познавательных способностей человека, а также учитывали в
той или иной степени такую их неосознаваемую пока компоненту, как синестезия.
Важно отметить, что как специфический термин бессознательное отсутствовало в
классической эпистемологии. Однако под различными именами бессознательное и
связанные с ним явления присутствовали в поле зрения мыслителей (учение Платона
о познании-воспоминании; бессознательное в виде аффектов и смутных идей у Б. Спинозы;
«незаметные восприятия» - как низшая форма душевной деятельности, лежащая за
порогом осознанных представлений у Г. Лейбница; порождающее начало, творящее
мир, у Шеллинга; у Г. Фихте - принцип свободной деятельности человека; воля,
лежащая в основании мира - у А. Шопенгауэра; воля к власти - у Ф. Ницше). Человеческое
Я понималось как: абсолютно прозрачное и достоверное для самого себя;
представляющее собой абсолютное единство; явления сознания, принадлежащие
человеческому Я, понимались как самоочевидные и единственно достоверные. Таким
образом, для классической теории познания представлялись подверженным ошибкам
утверждения о внешних предметах и явлениях, в то время как очевидность внутренних
психических процессов и состояний не подвергалась сомнению. Именно поэтому
интроспекция – самонаблюдение, выступала как вполне достоверный метод
исследования человеческой психики вплоть до середины XX века.
Нами
не ставилась задача осветить все философские позиции относительно
бессознательного и познавательных способностей, основное внимание уделялось тенденциям
и интерпретациям. Дискуссии и отношение мыслителей к проблеме интуиции как
способности, так или иначе связанной с бессознательной компонентой познания,
определили важные для исследования две ведущие тенденции, характеризующие
подход классической эпистемологии к проблеме познавательных способностей,
которые можно обозначить как рационализм и интуитивизм. Вокруг этих полюсов
формируются позиции мыслителей и философов Нового времени.
В
классической эпистемологии познавательные способности человека понимались с
одной стороны укорененными в рационалистическом способе постижения мира,
неотъемлемой частью которого выступало непосредственное усмотрение, созерцание,
интеллектуальная интуиция. С другой – понятийный аппарат и интуиция разводятся
и противопоставляются, перевес оказывается то в пользу первого (Гегель), то в
пользу второго (Шеллинг, Шопенгауэр). Бергсон завершает это размежевание
человеческих познавательных способностей, проведя жесткое разграничение не
просто между понятийным способом познания и интуитивным, но разделив интеллект
и интуицию в принципе, отдав способность к истинному познанию чистому
созерцанию, возможному только в акте непосредственного усмотрения.
Синестезийное
восприятие способствует сближению человеческих познавательных способностей и их
обогащению путем объединения интеллекта и интуиции.
В настоящее время уже сложно оспаривать
реальность и объективность синестезии. Мы предлагаем пойти еще дальше, -
признать синестезию как философское
понятие, связанное с процессом познания объективной реальности.