Исмаилов
М.А.
д.ю.н.
,профессор,
руководитель
НИЛ обычного права,
юридического факультета ДГУ.
Махачкала.
РД
Роль лаборатории обычного
права в реализации регионального компонента
в учебном процессе юридического факультета ДГУ.
Утверждение в современном Дагестане
новых форм государственной власти и права требует от исследователей глубокого
изучения истории возникновения и развития на данной территории обычного права,
содержания его основных институтов и принципов, суда и порядка судопроизводства.
Перечисленные проблемы долгое время оставались вне поля зрения ученых по
объективным и субъективным причинам, которые делали их «неактуальными», а в
советские годы – не подлежащими и даже запретными для всесторонней и
объективной научной разработки.
Отечественные историки и этнографы в
своих грудах, посвященных исследованию обычного права дагестанских народов,
уделили внимание и изучению обычного права. Среди них следует отметить, прежде
всего, исследования М.О. Косвена[i],
В.Г.Гаджиева [ii].
С.Ш. Гаджиевой[iii],
Р.М. Магомедова[iv],
Х.-М. Хашаева[v]
Омарова А.С.[vi]»[vii]
и других.
Отдельные аспекты обычного права исследовались в трудах
отечественных ученых к ним, прежде
всего, следует отнести работы Т.М.Айтберова[viii].
Трудно переоценить его заслуги в деле введения в научный оборот новых
источников по истории права народов Дагестана.
Как видим, в основном данной проблемой занимались историки и этнографии, а юристы практически нет, возможно, это
стало результатом отсутствия в
советское время в ДНЦ РАН организационно оформленного научно-теоретического
направления по изучению обычного права, объединяющего и координирующего усилия
специалистов разных дисциплин. Это
делает весьма затруднительным поиск информации по этой теме, теоретическое
осмысление многих проблем отечественной этнографии и истории права. Развитие
исследований обычного права требует, прежде всего, нового осмысления всего
того, что было сделано в этой области, как в отечественной, так и в зарубежной
науке.
В последнее время произошел новый мощный всплеск
интереса к обычному праву. в августе 1997 г. в Москве прошел ХI
Международный конгресс по обычному праву и правовому плюрализму. [ix]
Д.Ю. Шапсугов – инициатор новейших разработок теории и истории
обычного права в России провел конференцию в 1999 в Ростове-на-Дону «Обычное право в России: проблемы теории, истории и
практики». На этой конференции было
озвучено воззрение Г.В.
Мальцева и Д.Ю. Шапсугова[x]
на традиционную правовую культуру, основанное на том, что обычное право
- не атавизм из прошлого, а постоянный фактор правового развития общества.
В современный
период наблюдается повышенный интерес к истории права народов Северного Кавказа
и Дагестана, в первую очередь это
работы по истории эволюции права народов Северного Кавказа и Дагестана З.Х.
Мисрокова[xi] и О. Бобровникова[xii].
Исследование
обычно-правовых систем осуществляется, как правило, в рамках проблемы правового
плюрализма, разработка теоретических и практических аспектов которой сегодня
особенно актуальна для России, где рост этнического самосознания населяющих ее
народов нередко вступает в противоречия с федеральным законодательством, не
учитывающим обычно-правовые нормы этих народов[xiii].
Следует заметить, наличие
в этой литературе серьезных пробелов. Это, прежде всего, отсутствие
комплексного исследования, вместе с тем и отдельные аспекты данной проблемы
освещены далеко не полностью и точно. Следовательно, еще многое не сделано в исследовании
обычного права и памятников права
народов, издавна населяющих Россию. При этом ранее они нередко заявлялись в
качестве предмета изучения в достаточно большом числе монографических работ[xiv].
Представляется, что изучение обычного права как источника
письменного права на материалах исторических документов даст богатый сравнительный материал для определения наиболее общих
закономерностей, связанных со становлением, эволюцией и функционированием
обычно-правовых систем как особой формы регуляции человеческой деятельности.
Обычное право было наиболее ранним способом
правового регулирования. Однако его действие в Дагестане не ограничивается
эпохой первобытности, а сфера его проявления в современной жизни – «адатами»
той эпохи.
Сохраняя за обычным правом определение
"архаического", мы соотносим его, прежде всего, с западноевропейской
моделью исторической эволюции права, которая по существу приобрела функцию
эталона, посредством которого измеряется уровень развития права в любом
обществе.
Иными словами, мы следуем здесь научной
логике, свойственной сравнительно-исторической школе.
Как отмечалось, история права, исследуя
адаты, в первую очередь изучает их место и функции в конкретной культуре, а
также процесс межкультурного правового взаимодействия. Отсюда обычное право сохраняет тесную связь с
историко-юридическими дисциплинами.
Этнографические исследования являются
начальной стадией исследования обычного права. Это права предполагает не
только полевую работу с использованием метода включенного наблюдения, но и
изучение правовой культуры этноса на более ранних стадиях его эволюции.
Так, при изучении обычного права Дагестана, мы начинали работу с ее этнографического описания: народных обычаев, мифов,
символов, ритуалов и т.п.
Для получения информации об этой части
правовой культуры используется, помимо полевого сбора, записи и описания
адатов, содержащиеся в сохранившихся официальных документах, в заметках
путешественников, чиновников, очевидцев тех или иных событий, а также
соответствующие судебные материалы, произведения литературы и искусства и т.д.
Таким образом, мы приходим к выводу что,
этноправовые научные изыскания по истории обычного права народов Дагестана связаны, прежде всего, с
разработкой проблемы этничности государственного права.
На юридическом факультете ДГУ в течении ряда
лет функционирует научно-исследовательская лаборатория (НИЛ)
"Обычное право" которая занимается проблемами нормативных отношений в сельских обществах,
правового наследия, изучения практики регуляции жизнедеятельности народов
Дагестана .
С учетом научных проблем сотрудники разработали несколько проектов
и запланировали цикл мероприятий по техническому обеспечению новых ученых
дисциплин таких как, История государства и права Дагестана, Государственное (конституционное) право РД и
специальных курсов.
Первый проект это
подготовка и издание учебника по "Государственному праву РД" был
реализован в 1998 году, затем были подготовлены к изданию ;
1.
Учебно-методическое
пособие по истории государства и права
Республики Дагестан;
2.
Учебно-методическое
пособие по спецкурсу «Обычное право»,
3.
Программа и
учебно-методическое пособие по спецкурсу « Становление и развитие
государственности и права Дагестана во
второй половине Х1Х –нач.ХХ вв.
4.
Учебно-методическое
пособие «Тестовые задания по Истории государства и права Республики Дагестан»
5.
Учебно-методическое
пособие «Схемы и определения по Истории государства и права Республики
Дагестан»
Следующим проектом был подготовка и
издание "Хрестоматии по истории государства и права Дагестана",
который реализован и хрестоматия уже
издана и поступила в библиотеки вуза.
Наиболее значимый проект, рассчитанный
на 5 лет (2001 - 2006 гг.) это создание банка данных по адатам народов
Дагестана и в конечном итоге подготовка
под эгидой НИЛ "Энциклопедии
адата".
Помимо издательской деятельности, в планах НИЛ была
заложена также исследовательская проблема под общим названием "Право народов Дагестана" проект
включает несколько направлений таких, как архивная и полевая эвристика, источниковедческий анализ и историография
проблемы. В ЦГА РД силами студентов специализации в рамках спецкурса
«Обычное право» были обследованы
фонды архива ,в результате этой
работы были извлечены документы
и материалы по Дагестанской области.
2. В Рукописном фонде ДНЦ РАН сотрудники лаборатории
обработали материалы по обычному
праву и выявили новые памятники права (
Адаты Салатавии )
Также имеются подразделения: то есть проблемные группы; по темам
"Имамат Шамиля", "Военно-народное управление в Дагестане" ,
"Национально-государственное устройство РД"» и «Институты обычного
права народов Дагестана».Одной из
важных и продуктивных направлений является сбор и анализ памятников
обычного права Дагестана.
Сотрудники "НИЛ" активно занимаются пропагандой
традиционных форм разрешения конфликтов и тяжб, готовят аналитические справки,
выступают по "СМИ". В плане налаживанию научных связей НИЛ имеет свой электронный адрес в "internet",
через который установлена связь с академическими центрами, такими как, ИЭ РАН,
"Институт Востоковедения" г. Киев ,Ставропольский государственный
университет , СПбГУ (кафедра теории и истории государства и права) и кафедра
этнологии МГУ и многими другими академическими и учебными центрами.
Вся общественно-правовая жизнь народов
Дагестана находилась в тесной взаимосвязи с нормами обычного права. Это
свидетельствует о том, что господствующие представления об обычном праве как о
совершенно неразвитой системе нормативного регулирования в обществе,
представляющей интерес исключительно как явление прошлого, несостоятельны. В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в
сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров.
В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования
уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и
тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих
при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями. Отсюда следует, что
обычное право является настоящим правом, нашедшим свое отражение в адатах,
правах, привычках, традициях и этических нормах народов Дагестана.
Развитие и обогащение
обычного права горцев, в том числе и под влиянием инонациональных правовых
систем, происходило так же медленно, как и сам прогресс дагестанского общества.
Разумеется, оно в течение своей истории заимствовало немало норм от соседних
государств, с которыми, так или иначе, контактировало по разным каналам и с
разной степенью интенсивности в различные периоды.
Обычно-правовые нормы у
народов Дагестана не всегда имеют четкие границы. Они могут быть обозначены во
многом условно, в ходе аналитической деятельности. Иначе и не могло быть,
поскольку обычное право постоянно черпало регулятивное содержание и обогащалось
за счет норм обычаев, происходило как бы непрерывное «переливание» обычаев в
обычно-правовые нормы.
В структуре обычного
права народов Дагестана доминирующее положение занимали вопросы имущественной
ответственности. Любая форма отклонения поведения от признанных общественных
норм, в том числе и нравственных, могущая нанести материальный и моральный
ущерб, связывалась с несением имущественной ответственности. Сеть такой
ответственности имела большой диапазон, множество вариантов и форм .
Относительно же
этих правил в их кодифицированной форме можно с полным основанием утверждать,
что регуляция обыденной жизни, конечно, не сводилась только к ним. Вот почему
по отношению к документам и материалам о нормативно-правовом регулировании у
народов Дагестана можно и, вероятно, нужно употреблять понятие "обычное
право", как в "старом" его варианте (т.е. более широкая сфера
норм и обычаев, чем собственно правовые), так и в современном (т.е.
кодифицированные и санкционированные властью обычаи, начинающие приобретать
характер письменных законов).
Адат
утвердился в Дагестане, попытка дагестанских имамов исключения адата из
сферы общественной жизни и замены его шариатом поддержки в массах не получила.
За шариатом в судопроизводстве осталось гражданско-правовая сфера, народ не
воспринимал доведенной до крайности жестокости шариатских уложений в области
уголовного права. Адат был гибок, легче приспосабливался к изменениям в
условиях жизни общества, оставлял простор для законодательной инициативы,
источником которой выступал прецедент; развивалось казуальное право.
Исследование обычного права народов Дагестана позволяет сделать вывод о том,
что в обычном праве находят четкое
отражение понятия умысла и неосторожности, пособничества, стадии преступления,
учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Это хорошо видно по
правовой системе Имамата, где имам
Шамиль создал уникальную систему права и
издал низами. В обычно-правовых нормах Дагестана, несмотря на их
консерватизм, происходили изменения. Одни из них, сохранив старые формы, меняли
содержание, другие перестали существовать, а третьи возникли вновь.
Развитие общественного и
государственного строя России, ее права на различных этапах не могло не
отразиться на правовой системе в Дагестане. В Дагестане адаты, шариат
действовали параллельно с имперским правом. В административно-судебную практику
Дагестана были введены ранее здесь неизвестные нормы российского
законодательства. Новые для Дагестана правовые нормы часто содержались в
указах.
Документы из архивов в их совокупности и
разнообразии позволяют составить представление о довольно богатом и
разнохарактерном опыте контактов российской государственной власти с народами
Дагестана, в том числе, опыте, учитывавшем сложившиеся в среде дагестанцев
нормативно-ценностные и поведенческие стереотипы, взгляды, отношения и
практиковавшиеся здесь способы и формы разрешения конфликтов и споров, т.е.
маслиат.
Полиюридизм – характерная особенность
дагестанской судебной системы. Все дела решались на основе существовавшего
обычая, а дела совести и бракоразводные - по шариату. При этом адат (обычное
право) выступал как устоявшаяся юридическая система, основанная на традициях и
обычаях народа. Вместе с тем сохранение
и функционирование традиционных общественных институтов - свидетельство их
живучести и гибкости: порой они видоизменялись, но продолжали существовать.
Допускалось применение норм обычного права (адатов) и шариата в
судопроизводстве, но окончательно решения по всем судебным делам утверждались
военными властями.
Не умаляя значения общетеоретического и
исторического исследования обычного права, следует подчеркнуть, что ожидания
практической отдачи от этого требуют привлечения к его осуществлению
государствоведов, цивилистов, криминологов. Последние, используя современный
уровень знаний в соответствующей отрасли права, общечеловеческие достижения
передовой юридической мысли, должны стремиться к выходу на практические
рекомендации по повышению эффективности правового регулирования общественных
отношений в субъектах Федерации с учетом их местных особенностей.
В равной степени
важен взгляд на адат, и в целом на право народов Дагестана, и с позиции
генезиса этого феномена общественного сознания и практики, и в аспекте изучения
опыта взаимоотношений государства и традиционных обществ, а также с точки
зрения оценки степени отражения зафиксированными нормами обыденной практики
порядка социального регулирования явлений реальной жизни с учетом их
использования в правотворчестве Республики Дагестан как субъекта Российской
Федерации именно студентами выпускниками юридического факультета ДГУ.
[i] Косвен. М.О. Этнография
и история Кавказа. М., 1961.
[ii] Гаджиев В.Г. Роль России
в истории Дагестана. Махачкала, 1965.
[iii] Гаджиева С.Ш. Кумыки.
М., 1961.
[iv] Магомедов Р.М..
Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-нач. XIX вв.
Махачкала, 1957. С. 235.
[v] Хашаев Х.-М.О.
Общественный строй Дагестана в ХIХ веке. М., 1961.
[vi] Омаров
А.С. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968. С. 11.
[vii] Далгат Б.К. Материалы по
обычному праву даргинцев // РФ ДНЦ РАН, ф.5, оп., д.40.
[viii] Хрестоматия по истории
права и государства / Сост. Т.М. Айтберов. Махачкала, 1998.
[ix] См.: Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся
обществах. Тезисы докладов на ХI Международном конгрессе Комиссии по обычному
праву и правовому плюрализму. М. 1997.
[x] Шапсугов Д.Ю. Обычное право
и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы
теории, истории и практики. — Ростов-на-Дону, 1999;
[xi] Мисроков З.Х. Отмирание
шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979.Мисроков З.Х Адат и
Шариат в Российской правовой системе
М.,2002
[xii] Бобровников В.О.Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право,
насилие: Очерки по истории и этнографии права. М., 2002.
[xiii] См.: Человек и право. М., 1998. С.34.
[xiv] Агларов М.А. Сельская
община в Нагорном Дагестане в ХVII-начале ХIХ в. М.: Наука, 1988; Алибеков М.
Адаты кумыков. М., 1927; Голунский С.А. Обычай и право. М., 1939; Гарданов В. К. Обычное право как источник
для изучения социальных отношений народов Северного Кавказа в XVIII—начале XIX
в. // СЭ. 1960. №5. С. 33.