Философские науки/6. Философия науки

 

К.ф.н. Сапенок О.В., к.и.н. Добрякова Н.А.

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия, Россия

Социокультурные предпосылки становления неклассической науки.

 

Исследование генезиса неклассической науки предполагает обращение к анализу не только научной революции конца XIX – начала XX вв., но и ее социокультурного контекста. Как известно, подрыв механистического мировидения начался с ряда значительных открытий в естественных и социогуманитарных науках (развитие эволюционных представлений в биологии, создание неевклидовых геометрий,  распространение идеи развития на понимание общества в марксизме и т.п.). Но для формирования новой картины мира и адаптации новых научных идей в социокультурном пространстве была  необходима трансформация культуры в целом. Здесь особая роль принадлежала художественной и философской культуре модернизма.

Как художественное движение модернизм объединил множество относительно самостоятельных направлений: дадаизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и т.д. Несмотря на различие в подходах к средствам художественной выразительности, они были объединены определенной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью. Модернизму как «культуре отрицания» был свойственен принципиальный разрыв с устоявшимися общественными и художественными нормами. Поэтому в контексте истории культуры модернизм как радикальный антифундаментализм и антитрадиционализм может быть рассмотрен в русле «протестанствующей» традиции в культуре, неразрывно связанной с культурой Барокко и Романтизма. В условиях интенсивного развития техногенной цивилизации (с ее техницизмом и урбанизмом) протест со стороны творцов модернизма вызывали мировоззренческие принципы и художественные средства реализма и академизма, неспособные выявить и выразить абсурдность окружающего мира, отчуждение человека в этом мире и конфликтность его внутреннего мира. Пытаясь преодолеть устаревшие традиции, выразить новое мировидение модернисты искали новые языки для его выражения, создавали их «лексику» и «синтаксис», преобразовывая художественное творчество из способа самовыражения художника в способ познания мира и его изменения.

Философско-мировоззренческой основой художественных идей и принципов модернизма были философские идеи Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, А. Бергсона, З. Фрейда. Но уже в классическом позитивизме можно обнаружить истоки модернистского миропонимания: так, трактовка  познавательных процессов как символических актов, внимание к «субъективным впечатлениям» в философии Г. Спенсера предоставляли возможности для переосмысления реалистической «правдивости».

В целом основу модернизма как особого типа философствования составили следующие идеи: положение об относительности и исторической изменчивости разума во всех его проявлениях – социальном, политическом, научном, художественном (иррационализм, марксизм); социальный конструктивизм, базирующийся на положении о  плюралистичности и конструктивности разума (позитивистские идеи трансформации социальной реальности посредством разума, идущие от О.Конта и марксистское учение об исторической изменчивости и заблуждениях разума); положение о значимости «разрыва» с классической традицией и самодостаточности творческого разума («Бог умер»), ориентация на инновацию и, в конечном счете, отказ от идеала традиции; положение о принципиальной открытости системы мира, которое привело к отказу от моноонтологизма; положение о многомерности как атрибутивном свойстве культуры, и соответственно, многомерности мира.

Указанный философско-мировоззренческий комплекс оказал непосредственное влияние на формирование идеалов  и норм неклассической науки. Осознание многомерности мира и относительности наших знаний о нем явились основанием допущения возможности множественного моделирования миров (что было аналогично положению о многообразии художественных моделей мира в культуре модернизма).  Соответственно, произошел отказ от созерцательности и наивной реалистичности установок классической науки. Обнаруживалось, что познание, направленное на постижение действительности, погружено в эту действительность, зависимо от социальных обстоятельств, которые во многом определяют его установки, его ценностные и целевые ориентации. В результате изменилось понимание предмета познания: теперь им стала не реальность в чистом виде, воспринимаемая в наблюдении и испытываемая в эксперименте, а некоторый ее срез, полученный в результате теоретического и практического освоения этой реальности. Что привело к повороту науки от описания реальности «как она есть» к ее реконструкции в соответствии с целями и возможностями субъекта познания (что было во многом аналогично борьбе модернизма с реализмом в искусстве). Акцент на субъективность миропонимания привел к изменению понятия истинного, к его субъективизации и релятивизации, перенесению из внешнего мира во внутренний мир человека. В результате произошло осознание зависимости знаний об объекте от средств познания и соответствующей им организации знания, что определило особую роль прибора, экспериментальной установки в научном познании. Утрата наглядности, повышение уровня абстрактности научного знания в неклассической науке стали причиной возникновения новых идеалов и норм обоснованности и доказательности научного знания, его усиленной математизации

Сформировавшись в социокультурном пространстве модернизма, неклассическая наука с ее отказом от прямого онтологизма, принципами многомерности, релятивизма, вероятностным детерминизмом, новыми методологическими принципами (неопределенности, наблюдаемости, соответствия и дополнительности) уже в первые десятилетия XX века  стала оказывать значительное воздействие на культуру, определяя новое неклассическое мировидение.