Философия / 2. Социальная философия
Шатула Т.Г., аспирантка
3-го года обучения
Новосибирский
государственный университет экономики и управления,
Россия
Редуцирование общественной добродетели
в русле трансформации утопического сознания
Сравнительно
недавно – пятнадцать-двадцать лет в хроноисторическом опыте текущего поколения пока
что не выходят на достаточно удаленную перспективу, хотя и обладают, возможно, большей
событийной вместимостью за счет информационной энтропии – по миру прокатывалась
самая мощная из всех демократическая волна. И не на том важно акцентироваться,
что местами она приобретала отчетливый завоевательный характер, – важнее и
интереснее то, что несомые ею либеральные ценности, отглаженная «для всех»
гуманистическая мораль начали приниматься с универсализуемой «общепланетной»
экстраполяцией, с готовностью к обновленной идеалистической парадигме на
ближайшее будущее.
Наиболее
иллюстративным отражением этой предполагавшейся новой зари в истории
человечества стал объявленный «конец истории» – казалось бы, в результате
распространения во всем мире идеалов либеральной демократии не останется
поводов к серьезной политической и военной вражде между государствами, и полная
противостояний история такого беспокойного и никак не утихомиривающегося человечества,
стало быть, просто-напросто придет к своему концу.
Следующих
пяти-десяти лет в рамках того же упомянутого выше хронологического периоде с избытком
хватило, чтобы продемонстрировать, что «холодная война» охватывала далеко не
весь мир и что глобализационные процессы оказываются намного проще, нежели рациональная
универсализация социальных идеалов, – собственно, как и повелось с тех давних
времен, когда впервые зарождалась социально-философская мысль, избравшая своим
предметом общественный идеал и индуцировавшая с течением времени такой
значительный социокультурный феномен, как утопическое мышление.
Либеральная
демократия современного розлива – это не только разновидность общественного
идеала, но и эмпирическое воплощение ценностей христианства, ибо оно, без
сомнения, также является существенным «источником» утопического мышления.
Христианство сыграло свою роль в провозглашении североамериканскими поселенцами
«вечных прав человека и гражданина», произросших на почве святости отношения
человека к Богу, в отмене рабства и крепостничества, в распространении идеалов
справедливости, вплетавшихся в ткань социальной жизни европейских стран, в
формировании, в конечном счете, тех контуров социального и правового порядка,
который становился новой цивилизационной формацией и вместе с тем являл
возможность ускоренного продвижения к лучшему типу общественного устройства. Образ
совершенного общества переходил из метафизической и рационально-идейной
плоскости (самый хрестоматийный умозрительный «строитель» идеала – Платон) в
поле практического осуществления (развитие утопической мысли в направлении
критического отношения и корригирования действующего строя и различного рода
реальные социальные проекты). Для классической утопии христианство выступало
одним из важнейших стимуляторов, поскольку христианская религия предполагает не
только обращение к душе верующего, но и совершенствование социальных учреждений
с точки зрения их соответствия христианским ценностям. Вероятность воплощения
этих ценностей в социальной эмпирии – пожалуй, тот основной вопрос, на который
в различных вариациях пытались дать ответ в большинстве своих проектов
создатели идеальных социальных систем, которые можно найти в утопических произведениях
Нового времени – эпохи еще не секуляризовавшейся.
Особенно интересно
поразмышлять, оставаясь на утопической периферии, над сопоставлением
гуманистических воззрений эпохи Возрождения и эпохи нынешней. Современный
гуманизм склоняется к иным выражениям, нежели средневековый, вследствие
частичной девальвации «классических» христианских ценностей. Ранее доминировали
идея «неминуемого» спасения либо наказания – в теологически предустановленной
«закономерной» зависимости от добродетелей, которым следует в своей жизни
человек, – и вера в панацею христианской любви, которая «лечит всё». Сейчас же
идея обязательного, по-миссионерски несомненного «причинения» добра
трансформировалась в опциональную, «плавающую» мотивацию на уже не монолитной базе
общечеловеческих ценностей. Другими словами, если ранее утопия в целом рассматривалась
как способ осчастливления каждого в отдельности и всех вместе – светский
гуманизм эпохи Возрождения тяготел к мнению, что освобождение личности происходит
путем приобретения контроля над всей средой, что ее окружает, и помещения всех
людей в равноценные условия (что позже дает повод толковать утопическую
«уравнительную» и «ограничительную» мысль в отнюдь не положительном
тоталитарном смысле), – то, по мере эскалации научно-технического прогресса и
увеличения числа государств в мире уменьшается объективированность и
универсализованность утопий. Социальная стратификация в человеческой ойкумене
до того диверсифицируется, что идеал совершенного устройства имеет все меньше
точек пересечения с эмпирической реальностью, не получает необходимой реализации
в ходе прогресса и грозит и вовсе превратиться в параллельную прямую в
современном «разочарованном» мире.
Страны
западной цивилизации могут продолжать на уровне официальной риторики
апеллировать к тем самым «вечным» христианским ценностям и добродетелям, но на уровне
народа, на уровне вычлененного из толпы мыслящего обывателя они, на мой взгляд,
конвертируются в самостоятельное осознание личной ответственности и
самодисциплины, а также идею благотворительности, близкую концептуально к
постулату «спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие». То есть утопическое
сознание локализуется, спускает флаг «счастья для всех и каждого, и чтобы никто
не ушел обиженным» и обращается внутрь доступных пределов жизненного
пространства индивида, избирает близкие и осуществимые цели, питающиеся
стремлением к улучшению, облагораживанию, усовершенствованию – к любой
превосходной степени в ситуациях с этическим и нравственным наполнением, – это активное
саморазвитие и самообучение, социальная деятельность, реальная помощь нуждающимся,
насколько позволяют возможности.
Утопическое
сознание индивида одновременно и определяет границы его возможностей, и
остается при этом способным вести его по дороге мечты, даже если в этой роли
выступает совершенно неконкретизируемый образ. Естественно, что при этом усугубляется
разница в частных видениях идеала, тем более в условиях быстро меняющихся
общественных состояний, и зачастую большинство людей не находят возможным
определиться, что именно стоит рассматривать в качестве идеала.
Литература:
1. В. А.
Лекторский. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. –
Вопросы философии. – 2001. – №4. – С. 3-9.
2. Е. Л.
Черткова. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму). – Вопросы
философии. – 2001. – №7. – С. 47-58.