Музыка и Жизнь/1.Музыка: изучение и преподавание.

 

К.п.н.  Арестова А.Ю.

Детская Музыкальная Школа, г. Протвино, Моск. обл., Россия

Школа музыкально-художественного воспитания

 

     Несмотря на традиционно высокий уровень обучения в детском музыкальном образовании в России, далеко не все выпускники музыкальных школ и школ искусств могут свободно применять знания и умения, полученные за годы художественного воспитания.

     Прежде всего, сказывается неумение воспринимать классическую музыку как часть современной культуры. Дети в большинстве своем не научены интегрировать музыкальные умения в жизнь, которой они окружены. Часто они не умеют даже толково рассказать об инструменте, на котором учились играть много лет, о классической музыке, выдающихся исполнителях. Поэтому круг любителей классической музыки так и остается достаточно узким и, в негативном смысле, самодостаточным.

    Во многом поможет решить перечисленные проблемы организация в рамках детского дополнительного музыкального образования Школы музыкально-художественного воспитания. Для этого следует сделать следующее.

1. Использовать художественный потенциал русского языка.     

   Мы вынуждены говорить о том, что прежде всего надо начинать с воспитания речи детей и ее развития в рамках музыкального обучения. Воспитание речи – необходимый элемент в эстетическом развитии ребенка, который помогает интегрировать художественные знания и умения в социальную жизнь. Дети должны научиться выражать чувства от прослушанной музыки словами. Так, например, впечатления от концерта бывают очень сильными, но вот описать их, выразить словами, что же все-таки понравилось, или разочаровало, бывает сложно. Этому надо детей учить специально и систематически.

      Описывая музыкальное событие с эстетической точки зрения, следует обращать внимание на обстоятельства: атмосфера в концертном зале, личность исполнителя, образность музыкального исполнения, инструментальное мастерство артиста, виртуозная конкуренция исполнителей, возникновение параллельных ассоциаций с другими видами искусства, науки и даже спорта, а также следует дать общую эстетическую оценку прослушанному музыкальному событию. Это может происходить на отдельном занятии, посвященном развитию музыкально-эстетической речи, а может быть отдельным элементом урока.

   Если в детском музыкальном образовании будет проводиться работа по развитию эстетической речи, то музыкальная школа станет незаменимой помощницей для общеобразовательной школы. Детям в дополнение к знаниям, полученным в основной школе, будет прививаться вкус русского слова, умение организовать мысль в предложения, умение говорить в аудитории, они почувствуют красоту забытых и малоупотребительных слов. Преподаватели вузов жалуются, что современные студенты не умеют пользоваться языком, даже те студенты, которые в детстве получили художественное образование, поэтому положение вещей надо исправлять.

2. Определение психологом умственного склада ребенка.

     Помимо развития эстетической речи в Школе музыкально-художественного воспитания обучение музыке должно строиться на основе умственного склада ребенка. Для определения умственного склада ребенка необходимо введение в штат школы должности психолога. Психолог должен помочь определить детей с гуманитарным складом ума, математическим, художественным, определить ведущее полушарие мозга ребенка.

3. Составление разных учебных программ по музыкальному развитию детей с учетом их умственного склада.

   Например, это могут быть:

А) Для детей с гуманитарным складом ума – программа, включающая связь музыки с гуманитарными предметами.

Б) Для детей с математическим складом ума – программа, включающая связь музыки с физикоматематическими и естественными науками.

В) Для детей с художественным складом ума – программа, которая через музыку объединяет все виды искусства.

Г) Для одаренных детей в системе ДМШ и ДШИ - программа по общей скрипке как метод расширения музыкального кругозора.

Д) Для детей всех способностей и специальностей – программа по творчеству, где сочинение музыки выступает как метод в работе по специальному инструменту.

Е) Программы по музыкальному развитию для детей с разными доминирующими полушариями.

    И другие программы, обеспечивающие детям свободное применение знаний и умений после выпуска из музыкальных школ и школ искусств, и помогающие им интегрировать художественное мастерство в социальную жизнь.