Музыка
и жизнь. Эпохи, стили, жанры
Якименко Н.С.
Нижегородская государственная
консерватория, Россия
Босса-нова: становление и развитие
Как
известно, босса-нова появилась в 1950-х годах в Бразилии, но корни этого жанра
уходят далеко в прошлые столетия. Начиная с XVI века, афроамериканская
и латиноамериканская культуры органично прорастали друг в друга. Об этом
подробно рассуждает в своих работах В. Конен: «В самой Испании песня почти
неотделима от танца…Эти свойства испанского фольклора вполне гармонируют с
характером африканского музицирования. Подобное совпадение «наследственных
признаков» (не исключено, что это совпадение обусловлено далекими африканскими
влияниями на испанскую музыку) проявилось в огромном усилении танцевального и
инструментального начала в новом латиноамериканском фольклоре» [1]. Этому
слиянию способствовало и отношение ново-испанской католической церкви – в
отличие от пуритан англичан они не запрещали светскую музыку, а использовали ее
для обращения местного населения в христианство. Таким образом, музыка звучала
всюду – от злачных мест до храмов. Музыкальная культура Новой Испании
насыщалась фольклором африканских рабов и ритуальными песнями индейцев.
В результате
этой интеграции, сегодняшние латиноамериканские танцы, такие как самба, румба,
танго имеют не только испанские, но и африканские корни. Любопытно, что
название танца самба, имеет созвучное сходство со словом «Zambo», означающего «дитя чернокожего
африканца и бразильской женщины».
С началом
своего появления босса-нова стала неотъемлемой частью джазового музицирования,
и акустического гитарного исполнительства в целом. Если обратиться к творчеству
ярких представителей акустической гитары – таких, как Л. Альмейда, Б. Пауэлл, А. К. Жобим и др., то станет
очевидным, что все они в той или иной степени были подвержены влиянию
босса-новы, и более того – стояли у
истоков этой «новой волны».
Характерно,
что босса-нова, зарождаясь и развиваясь, опиралась на акустическую гитару и
изначально исполнялась пальцами на нейлоновых струнах, что, несомненно,
способствовало развитию сольного джазового музицирования. Это камерный жанр,
без суеты и неудержимых эмоций. В аранжировке зачастую звучал голос и гитара,
без иного сопровождения. Даже при исполнении босса-новы большими джазовыми
ансамблями, ведущая роль отводилась гитаре. Акустическая гитара как нельзя
лучше подходила для этой музыки. Нейлоновые струны создавали мягкость и глубину
звучания, а использование гитарной фактуры подчеркивало сложный ритм
босса-новы.
Как правило,
основные заимствования из латиноамериканских жанров были в области ритма. В.
Конен писала о ритмическом сходстве
двух музыкальных культур: «Как и в джазе, в латиноамериканских жанрах ясно выявлены
и характерная неизменная двудольность, и ударный эффект на слабой доле, и полиритмическая
структура. Характерно и преобладание синкопированной фигуры… Именно эта
ритмическая схема господствовала в раннем рэгтайме» [2].
При близком рассмотрении очевидно, что ритмика
босса-новы имеет общие черты с самбой и румбой. Это проявляется в четырехдольности,
пропуске сильной доли, синкопировании, сложной акцентировке, которая создает
ощущение полиритмии. Для наглядности приводим несколько образцов ритмических
схем (значки над нотами, в том случае, когда это не акценты, означают движение
правой руки гитариста при исполнении аккомпанемента медиатором).
1. Босса-нова (вар.1)
2. Босса-нова (вар.2)
3. Босса-нова (вар.3)
Однако, в отличие от босса-новы, самба имеет
горячий темперамент, быстрый темп и бойкий характер. Об этом интересно
высказался музыкант, который по праву считается «отцом боссы», Антонио Карлос
Жобим: «Босса-нова тоже сформировалась под влиянием джаза. Босса-нову можно
называть «сооl samba». В Бразилии ее так и называют. Ведь настоящая
негритянская самба очень примитивна. Это обычно добрый десяток ударных
инструментов и четверо-пятеро певцов. Они кричат и гремят. Получается очень
здорово. Очень горячая, заводная музыка. Босса-нова более прохладна и более
содержательна. Босса-нова - это история с простыми, серьезными и очень лиричными
словами» [3].
4. Самба (вар.1)
5. Самба (вар.2)
С появлением босса-новы самба также подверглась
влиянию джаза. Впоследствии было написано много джазовых стандартов в ритме
самбы, в том числе А. К. Жобимом (например, «So danco
samba», «One note
samba» и мн. др.).
6. «So danco samba»(Обработка для гитары
Ч. Берда)
Зачастую в босса-нове встречаются ритмические
формулы общие с румбой. Если мы сравним пример 3 и 7, то сходство акцентов и
ритмических рисунков будет очевидным:
7. Румба (вар.1)
8. Румба (вар.2)
9. Румба (вар.3)
Итак, босса-нова представляет собой смесь
латиноамериканских ритмов. Что же касается мелодико-гармонического среза в
данном жанре и его формы, то здесь, несомненно, преобладает влияние джаза. Так,
например, известная композиция А. К. Жобима «Девочка из Ипанемы» имеет форму,
свойственную «джазовому стандарту» (А1-А2-В-А3). Гармоническая схема этого
произведения также типична для джаза, а простая вокальная мелодика входит в диссонанс
с гармонией, образуя нону и септиму от основного Большого мажорного септаккорда:
10.
Так же, как и в свинге, в босса-нове зачастую
после темы звучит импровизация. Босса-нова имеет песенный формат, длящийся не
более двух-четырех минут. Как и в джазе, зачастую мелодия босса-новы
исполняется с небольшой оттяжкой назад, в то время как аккомпанемент «клонится»
вперед. Создается ощущение, будто мелодия, как лодка качается на волнах
гармонической фактуры.
В целом настроение босса-новы можно охарактеризовать,
как лирико-романтическое. Этому впечатлению способствует и манера исполнения данной
музыки. Например, гитарист и певец Жоау Жилберту, чье имя неразрывно связано с
жанром босса-новы, создал особый стиль пения с тихим звучанием голоса, мелодия
исполняется, как неторопливый рассказ.
В заключении отметим, что интерес к
латиноамериканской народной музыке во второй половине ХХ века весьма возрос, и
во многом благодаря этому босса-нова стала одним из излюбленных жанров современности.
Литература:
1.
Конен
В. «Пути американской музыки», 1977г., с. 281
2.
Конен
В. «Пути американской музыки», 1977г, с. 289
3.
http://www.musicbox.su/musicbox_27/bossa_nova_anatomiya_zhanra.html