К.п.н.
Евусяк О.В.
Хакасский
государственный университет, Россия
Сотрудничество с музеем как условие повышения
качества подготовки будущих художников в университете
Аннотация: В статье обосновывается необходимость и
возможность осуществления конструктивного сотрудничества кафедр университета с
музеем, которое создает реальную возможность изучать традиционную культуру,
народное декоративно-прикладное искусство, воплощенные в предметных контактах. .Проведение поисковых, аналитических,
опытно-экспериментальных работ, включенных в программы музейных практик,
способно придать особый смысл всему процессу подготовки художников с
университетским образованием.
Ключевые слова: подготовка художника, сотрудничество с музеем, исследовательская
работа студентов, сохранение традиций народной культуры.
Осознание новых общественных целей и ценностей привело к
пониманию современного образования, в том числе и профессионального, как среды,
в которой могут и должны быть созданы максимально благоприятные условия для приобщения
взрослеющего человека к социально-культурному опыту, ко всем сферам
деятельности общества. Хакасский государственный университет, являясь крупнейшим
в регионе учреждением высшего образования, реально становится центром
подготовки профессиональных кадров для социальной сферы, способных в
перспективе своей творческой деятельности обеспечить сохранение и развитие
традиций народной культуры и искусства, ценных с точки зрения воспитания молодых
поколений в поликультурном обществе национальной республики.
В пространстве и времени образования человека должны быть созданы такие
условия, которые способствовали бы его становлению не только как полноценного
субъекта собственной жизни, но и активного и деятельного созидателя эпохи новой
культуры. При этом у него должны быть сформированы не только осознанные
потребности к такому созиданию, но и устойчивая убежденность в необходимости,
сотворяя новое, опираться на традиции народной культуры, культурное богатство
наследия прошлых веков и ушедших поколений. Утверждая, что современное
образование должно формировать человека, способного быть активным сегодня и
готовым адекватно действовать в будущем, мы должны понимать, что основа всего и
опора всему – народная мудрость, ее природные истоки и смыслы, отраженные в
исторической памяти народов, в культуре и искусстве, созданных поколениями
живших до нас. Именно поэтому особое и отчасти нетрадиционное значение придается
в университете содержанию и методам профессиональной подготовки художников
декоративно-прикладного искусства.
Существует мнение, что для полноценной художественно-творческой деятельности
не обязательно высшее, тем более университетское, образование. Чтобы стать художником-профессионалом,
мастером-импровизатором вовсе не требуется специальная и основательная научно-теоретическая
подготовка, не обязательно приобретение знаний из области искусствоведения, этнографии
и историографии, регионоведения и религиоведения. Художники-мастера способны
полностью обеспечить потребности общества в создании и воспроизведении овеществленных
культурных ценностей, которые востребованы современным им социумом. При этом каждый
художник имеет возможность реализовать и свои собственные потребности – в самовыражении,
самоопределении, самоутверждении, самореализации. Все это привело к появлению нового
поколения талантливых и инициативных мастеров-художников начала третьего
тысячелетия.
Однако есть основания полагать, что такое, преимущественно технологическое,
отношение к подготовке художников лишь как мастеров-исполнителей, мастеров-ремесленников
(в самом хорошем значении этого слова) способствовало тому, что многие ценные
достижения народной культуры в целом и народного декоративно-прикладного
искусства, в частности, оказались атрибутами лишь культурно-исторического прошлого, перестали быть востребованными новыми поколениями,
не оцениваются как культурные ценности, требующие особого к ним отношения,
сохранения и целесообразного воспроизведения в новых материальных воплощениях.
Во многих случаях, к сожалению, эти достижения оказались утраченными или
забытыми настолько, что сегодня приходится говорить об их возрождении.
Любой вопрос, связанный с возрождением
(равно как и сохранением, упрочением, возвращением) чего-либо, неизбежно сопровождается вопросом о субъекте
этого возрождения. Более того, этот субъект должен не просто активно действовать,
он должен обязательно понимать, что
именно и для чего необходимо возрождать и,
развивая, сохранять, что должно
рассматриваться как непреходящая ценность, а что является действительно
уходящей в историю традицией прошлого. Ответить на эти вопросы, без
сомнения, может лишь тот специалист, который в процессе и в результате
получения профессионального образования приобретает способность не только
воспроизводить усвоенную информацию и известные способы деятельности, но готов
к непрерывному творческому преобразованию и этой информации, и известных
способов профессиональной деятельности. Таким образом, чрезвычайно значимой в
контексте университетского образования становится задача не столько технологической,
сколько теоретической и, более того, методологической подготовки будущих художников.
Сфера деятельности современных профессиональных художников декоративно-прикладного
искусства многоаспектна, а сама деятельность – полифункциональна. Их востребованная
образованность предполагает сформированную готовность к осуществлению поисково-аналитической,
искусствоведческой, проектной, экспериментально-исследовательской,
производственно-управленческой, педагогической, просветительской, а сегодня еще
и предпринимательской и маркетинговой деятельности. Навыки всех перечисленных
видов деятельности формируются, как известно, лишь при осуществлении
соответствующей деятельности. Поэтому начинающие художники должны получить
возможность активно действовать в среде, максимально приближенной к условиям своего
будущего профессионального труда, – исследовать, анализировать, изучать
натуральные предметы искусства, проектировать, экспериментировать, включаться в
программы педагогической, просветительской, предпринимательской, маркетинговой
деятельности. Возможна такая учебно-профессиональная деятельность именно в музее
– живом и живущем пространстве пересечения времен и культур, ценностей и
смыслов, символов и значений... Именно он – современный музей – берет на себя новую
и важнейшую функцию не только сохранения, но и возрождения лучших и общественно
значимых традиций, функцию приумножения материальной художественной и духовной культуры,
созданной в ходе многовекового развития народов.
При этом
образовательное пространство университета качественно расширяется, обогащается
информационным пространством музея, которое привносит в содержание и технологии
профессиональной подготовки художника-прикладника особый эстетический и
эмоциональный фон. Практическая
подготовка художника невозможна без сотрудничества университета с музеем, без
организации исследовательской и аналитической работы будущих специалистов в
музейных фондах и экспозициях, без описания хранящихся в музейных коллекциях
аналогов и прототипов изделий народного искусства и художественных промыслов,
без участия в совместных выставках и экспедициях. Исследовательская работа
студентов в рамках сотрудничества с музеем включает изучение и воспроизведение обрядовых и бытовых,
повседневных и праздничных изделий декоративно-прикладного искусства,
рукодельной куклы, обрядовых комплектов народной одежды, техник народных
художественных ремесел, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства
с использованием народного орнамента и т.д. Особое внимание уделяется исследованию возможностей использования
традиционных техник и технологий, народных орнаментов, сюжетов эпоса и
фольклора при изготовлении современных предметов интерьера, одежды и
аксессуаров.
Сотрудничество
с музеем придает особый смысл и значение теоретической подготовки
студентов-художников, обеспечивает их погружение в изучение культурологических,
искусствоведческих, регионоведческих, этнографических, археологических аспектов
декоративно-прикладного искусства, теоретических основ художественно-графической
и технологической подготовки. Специфика научного исследования сферы
традиционного искусства, народных художественных ремесел предполагает
проведение коллективных или, по меньшей мере, групповых изысканий, организацию
поисковых экспедиций различного направления. Поэтому совместную поисковую,
аналитическую, опытно-экспериментальную деятельность преподавателей, студентов и
сотрудников музея можно считать не только источником, но и наиболее эффективным
средством формирования у будущих специалистов методологического уровня
мышления, навыков совместной исследовательской работы.
Опыт
совместной деятельности и расширение связей сотрудничества университета и музея
способствует не только более полной реализации целей профессиональной
подготовки художников, но и обеспечению этнохудожественного воспитания
подрастающих поколений в целом, вносит определенный вклад в развитие краеведческого
туризма, пропагандирует ценности народной культуры и художественного
творчества, что заметно повышает социокультурный и воспитательный потенциал многонационального
социума южно-сибирского региона.