к. ф. н. Ермолина Лидия
Анатольевна
Московский
государственный университет дизайна и технологии, Россия
Проблемы подготовки
специалистов в области промышленного дизайна: европейский и российский опыт
Современный
промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов. Главенствующее место
занимает проектирование изделий группы "А" - наиболее наукоемких,
технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал
государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства
транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы
"Б" - предметов потребления (бытовая техника, мебель, посуда, одежда
и многое другое).
В
традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы,
аппаратура, инвентарь и пр. Особое место занимает дизайн мебели и оборудования
для интерьеров, а также посуда, столовые приборы. Специфические особенности
присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых
людей и т.д.
Сфера
дизайнерской деятельности аналогична сфере рукотворной среды человека, поэтому
становится понятна значимость промышленного дизайна в жизни человека, а также
роль специалистов дизайнеров в развитии экономики страны. Тем более, что
благодаря бинарной природе (культурно-эстетической и технической) дизайн
вплетен во все слои культуры, поэтому его продукты способны нести разнообразную
социокультурную информацию, удовлетворять жизненные потребности человека, способны помочь ему жить в гармонии с
природой, самим собой и окружающими людьми.
Главной
функцией дизайна является эстетическая гармонизация бытия человека в предметном
мире в условиях крупного промышленного производства. При отсутствии этого понимания, нежелания корректировать всю социальную сферу,
соприкасающуюся с дизайном, многие проблемы этой области жизнедеятельности
человека остаются нерешенными.
Дизайн,
дизайнерское творчество – это часть человеческой культуры. Многие тысячелетия
основным было ремесленное воспроизводство (предтеча дизайна), при котором
складывались и существовали продолжительное время каноны – эталоны вещей по их
структуре, форме, отделке и пр., в которых кристаллизировался опыт многих
поколений по созданию и использованию предметов быта. Канон – это и образец
конечного продукта, «стандарт» на материалы, правила работы (технология),
эстетическая мера, пронизывающая все аспекты создания вещи. Каноны необходимо
сохранять, транслировать, изучать и анализировать, чтобы применить для современного
опыта.
Развитие
ремесел начинается с расцветом средневековых городов, которые были местом
обмена, торговым узлом, рынком и центром производства. Средневековый город
можно назвать мастерской, и эта мастерская работает по принципу разделения
труда. Ремесленное производство большинства средневековых городов было
ориентировано на сбыт изделий на местных ярмарках. Но появились и крупные
центры производства ремесленных изделий для более отдаленных рынков.
Производством
бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Вещи получались индивидуальные,
эксклюзивные, высокого качества, производились не в очень большом количестве,
при этом учитывались все требования человека к вещи: полезность, функциональное
совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность. В Средние века
художники подчинялись цеховой структуре. Больше всего в любом цехе было
учеников – детей или подростков. Они работали только за кров и еду, но получали
возможность постигать секреты мастерства. Мастера владели секретами мастерства,
и только им принадлежало право делать изобретения. Даже разделение искусства на
«чистое» и прикладное возникло значительно позже, только в век промышленного
переворота. В такой системе производства и распределения труда в эпоху
Средневековья и происходило обучение человека в неразрывной связи с практикой.
В
Англии понятие "design" (англ. design
– проектировать, конструировать)
распространилось в 16-м веке и представляло собой проектную
художественно-техническую деятельность по разработке промышленных изделий с
высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по
формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и
социально-культурной сфер. В Великобритании под влиянием Уильяма Морриса были
созданы различные общества и школы ремесел. В 1899 году в английском
Королевском колледже искусств было открыто специализированное отделение для
художников промышленности с целью непосредственного приложения искусства к
промышленности.
В
истории обучения дизайну есть множество подтверждений того, что обучение
строилось для поддержки и развития практического дизайна. Французские
художественные школы 19 века, готовившие мастеров для мануфактур,
эволюционировали от общеобразовательных ремесленных училищ. Национальная школа
искусств и мануфактур, открытая в Париже в 1829 году, включила в свой обучающий
традиционным основам художественных ремесел курс основы механики, физики,
химии, из этой школы выходили специалисты, соединявшие в одном лице художника,
инженера и архитектора.
Творческая
практика, организационные структуры и теоретические концепции, характерные для
дизайна как профессиональной проектной деятельности, в Германии сложились в
начале 20-го века, когда эта страна решила поднять на высокий мировой уровень
качество своей продукции. 7 октября 1907 года был создан
Германский художественно-промышленный союз (Веркбунд), целью которого было
повышение качества промышленной продукции путем совместных усилий искусства,
индустрии и ремесла, а также пропаганда и всестороннее изучение этих областей
проектной деятельности человека.
Эта организация сумела обеспечить контроль за
художественным качеством продукции, помогла привлечению в промышленность
одаренных художников, устраивала многочисленные выставки и конкурсы, вела
активную пропаганду достижений немецкой индустрии в самых широких кругах,
осуществляла большую издательскую деятельность, организовывала специальные
курсы для предпринимателей, лекции для продавцов, уделяла особое внимание
подготовке кадров художников для промышленности.
А
в 1919 году в Германии Вальтером Гропиусом была создана экспериментальная школа
прикладного искусства Баухауз. Это был центр развития художественных идей и
методов художественного конструирования, сочетавший идеологическую,
педагогическую и практическую деятельность. В основе системы обучения лежала
структура средневековых ремесленных
цехов "ученик - подмастерье - мастер". На вооружение было взято
содружество "искусство+наука+техника" - как в средневековой гильдии,
где давали навыки добротного мастерства.
Пример
осуществления дизайнерской деятельности в Германии - это подлинный успешный
пример и руководство к действию, способствующее укреплению
торгово-экономических связей, просвещению бизнес-сферы и обоснованному
дизайн-обучению и образованию. Несомненно
есть положительные примеры школы российского дизайнерского образования. Удачный
опыт школы Баухауз можно соотнести с современной Уральской государственной
архитектурно-художественной академией, в которой поддерживается единство
искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и технических
разработок.
Другая параллель
между этой академией и школой Баухауз - кадровый состав. Многие преподаватели
академии связаны с производством и профессионально работают в той области,
которая находится в поле их преподавания. Так было и в немецком Баухаузе -
выдающиеся архитекторы, известные художники, модные дизайнеры преподавали в
этой школе, поэтому она и была связана с передовыми и активно развивающимися
областями деятельности человека (и в творческом плане и в экономическом).
Современный
российский промышленный дизайн сформировался по другому - он выкристаллизовался из графического
дизайна, рекламной графики, поэтому становятся понятны проблемы в этой области:
отсталость технологического и технического обеспечения, неосведомленность
представителей бизнеса по поводу особенностей промышленного дизайна, разрыв
обучения специалистов и потребностей производства.
По
поводу обучения российских дизайнеров хочется отметить следующее: смысл
современного дизайна не сводится лишь к разработке продукта, а означает
практически всестороннее исследование, проектирование и контроль
"жизненного цикла" продукта в материальных и нематериальных аспектах:
выявление рыночных предпосылок к его созданию, все стадии проектирования,
производства и вывода на рынок, вплоть до взаимодействия с потребителем и
конечной утилизации продукта, а также влияние данного продукта и заложенных в
нем возможностей на последующие
поколения, на внутреннюю корпоративную культуру и имидж компании, на рыночную
среду и общество в целом. Вот почему, студенты, обучаясь по специальности
"промышленный дизайнер" во многих российских высших учебных
заведениях не в полной мере учатся своей профессии, т.к. в большинстве
российских высших и средних специальных учебных заведениях только разработка
проекта чаще всего является единственным пунктом в обучении.
Само
слово "проект" (одна из
трактовок дизайна) буквально значит "брошенный вперед", что
подчеркивает связь дизайнерской деятельности с будущим, это подтверждает, что
развитие промышленного дизайна и специалистов в этой области в большей степени
зависит не только от наработок в этой области в прошлом, но и от проектирования
в настоящем для формирования продукции для будущего рынка.
Активность учебного
заведения и возможности реализации обучающихся дизайнеров, а также
взаимодействие с промышленностью и научная работа зависят от организации
необходимых связей различных областей, от кадрового
профессорско-преподавательского состава, общей политики учебного заведения и
политики государства в области образования, культуры, науки и экономики.
Дизайнерская деятельность, осуществляемая таким образом и создаст фундамент для
будущих успехов.
Автор
статьи предлагает свое определение промышленного дизайна. Промышленный дизайн – это межотраслевой вид проектной
деятельности человека, в котором в единстве материального и духовного в
результатах промышленного производства воплощаются образность, системность и
инновационность. В данном определении подчеркивается, что промышленный дизайн
должен нести культурный образ той страны, в которой он осуществляется, ведь
даже через дизайнерскую деятельность должна осуществляться культурная
идентификация человека со своей историей, богатством и традициями страны;
Системность в промышленном дизайне предполагает единство эстетики и
технологичности в изделии, оправданности и востребованности продукции
предприятия; инновационность - это необходимое условие современного
промышленного дизайна.
Подводя итог, хочется
отметить, что для успешного развития любой области, в том числе и дизайнерской,
необходимы: политика и конкретные цели со стороны государства, единство и
сплоченность всех участников коллектива, энергичность и творчество людей,
материальная поддержка. Необходима преемственность в образовательной системе,
от первых шагов в изучении основ дизайна, его истории, эстетики, психологии в
общеобразовательной средней школе до широкого внедрения в ведущих высших
учебных заведениях страны этого опыта и комплексного обучения, построенного на
продвижении искусства, ремесел, науки, техники с применением этих наработок в
производстве и в различных сферах жизни человека.
Список использованной
литературы
1. Рунге В.Ф. История
дизайна, науки и техники: Учеб. пособие. Изд. в двух книгах. М.: Архитектура-С, 2006. Книга 1. 368 с.