Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов
К.п.н. Тарасова О.П.
Оренбургский государственный университет, Россия
Развитие креативного потенциала
будущего дизайнера как
педагогическая проблема
Социально-экономическое развитие общества,
расширение и разнообразие рынка товаров и услуг обусловили стремление
современного человека к организации комфортной окружающей предметной
действительности. В сложившихся условиях возрастает роль дизайна,
ориентированного на создание гармоничной социокультурной,
информационно-коммуникационной, предметно-пространственной среды и продуктов,
удовлетворяющих материальные, эстетические и духовные потребности человека: одежды,
полиграфической и рекламной продукции, имиджа, промышленных товаров и пр.
В экономически
развитых странах (Япония, США, Великобритания) дизайнер является субъектом
рынка и создает заведомо продаваемые
товары и услуги. В этой связи, по мнению ведущих теоретиков дизайна именно
товаропроизводство и, соответственно, реализация производимой продукции, определяет
актуальную необходимость реформирования профессионального образования будущего
дизайнера с новыми качественными характеристиками, одной из которых является
креативность. Так, последняя конференция Европейской Ассоциации институтов
профессионального образования в Риме, в которой приняли участие более 100
представителей из 36 стран Европы, была посвящена именно креативности и
инновациям [1]. По мнению ученых,
креативность, как профессионально-личностное качество, уже в обозримом будущем
будет выступать основой трудоустройства
специалиста. Соответственно, обязательным условием профессиональной
самореализации специалиста будет развитие его креативных качеств в процессе
профессиональной подготовки в образовательном учреждении, а также в ходе тренингов
в компаниях и организациях.
Современное
состояние индустрии дизайна в России, предусмотренное Концепцией его развития, также
актуализировало потребность в квалифицированных специалистах, обладающих не
только художественным вкусом, функциональным мышлением, исполнительским
мастерством, но и креативностью. Данная ценностно-личностная категория сегодня определяется
как наиболее ценный когнитивный процесс, отличающийся оригинальностью,
гибкостью и беглостью идей или иных результатов [2]. Она напрямую зависит от степени социальной и
профессиональной активности специалиста и способствует его успешной адаптации в
меняющемся мире моды и технологий, повышению уровня конкурентоспособности, построению
профессиональной карьеры.
Проявлению креативности, обеспечивающей
выполнение адекватных дизайн-деятельности профессиональных функций, на наш
взгляд, способствует креативный потенциал будущего дизайнера. Анализ
теоретических исследований по проблеме потенциала и креативности личности
позволил заключить, что данное профессионально-личностное качество многогранно.
В частности, креативный потенциал дизайнера интегрирует эмоционально-ценностные,
художественно-эстетические, когнитивно-деятельностные характеристики личности. Данное
качество не является имманентной специфической способностью, а развивается в
учебно-профессиональной деятельности в процессе направленного освоения будущим
специалистом-дизайнером знаний, умений, навыков с целью преобразования предметной
действительности и ее гармонизации.
Изучение сущностных характеристик
исследуемого качества и специфики дизайнерской деятельности, продуктом которой
является гармоничное сочетание красоты и рациональности, позволили нам определить
креативный потенциал будущего дизайнера как интегративное качество личности,
характеризующееся готовностью к высокохудожественному конструкторско-технологическому
решению задач проектирования эстетически выразительной одежды, полиграфической
и рекламной продукции, имиджа, удовлетворяющих социокультурные и утилитарные
запросы заказчиков и потребителей [3]. Структура рассматриваемого качества
интегрирует три компонента: мотивационно-целевой, включающий согласованные
мотивы, ценности, цели будущего специалиста, отражающие понимание социальной
значимости продуктов профессиональной деятельности и осознание индивидуальных
целей и возможностей саморазвития; когнитивно-содержательный, предполагающий
наличие профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих успешной
профессиональной деятельности; рефлексивно-творческий, обусловливающий саморегуляцию
учебно-профессиональной деятельности, самоопределение и самовыражение будущего
специалиста в результатах индивидуального творчества.
В процессе исследования нами были выявлены
педагогические условия, продуцирующие позитивную динамику развития креативного
потенциала будущих дизайнеров в учебно-профессиональной деятельности. Их три:
– насыщение содержания специальных
дисциплин ценностно-смысловыми проблемно-проектными заданиями, активизирующими
покомпонентное развитие креативного потенциала будущего дизайнера;
– внедрение индивидуальных образовательных
маршрутов, активизирующих субъектную позицию будущего специалиста;
– использование комплексного
учебно-методического сопровождения процесса развития креативного потенциала
будущего дизайнера.
Реализация
первого педагогического условия предполагает освоение студентами деятельности
по решению многоуровневых профессионально-ориентированных заданий,
способствующих осознанию социальной значимости профессии, формированию системы
ценностей, целей личного саморазвития, профессиональных знаний и умений,
устойчивого стремления к проектным новообразованиям и творческому поиску.
Дифференциация заданий по уровням осуществляется в соответствии с видами
профессиональной деятельности будущих дизайнеров, а их решение предпринято в
изучении дисциплины «Организация проектной деятельности» и реализуется
моделированием профессиональных ситуаций, методом мозгового штурма,
составлением ментальных карт.
Второе педагогическое условие предполагает
эффективную адаптацию образовательного процесса в рамках разработанной
индивидуальной траектории выполнения проекта. Разработка и реализация
индивидуального образовательного маршрута ориентирует студента на формирование
умений целеполагания, рефлексии, решения учебно-профессиональных задач на
каждом этапе проекта (разработка концепции, эскизного ряда, технологической
документации и пр.), самообразования, способствующих саморазвитию и воспитанию
личной ответственности за результаты образовательной деятельности. Данная форма
проектирования позволяет каждому проявить свои способности в ценностном,
целевом, практическом аспектах деятельности и обеспечивает возможность создания
эстетически выразительных коллекций одежды, отражающих исторические,
этнографические, экономические особенности Оренбургского края.
Реализация третьего педагогического
условия предполагает разработку учебно-методических средств:
– учебно-методического пособия «Развитие
креативного потенциала будущего дизайнера в учебно-профессиональной
деятельности», описывающего специфику профессиональной подготовки будущего
дизайнера в вузе, сущность и структуру креативного потенциала будущего
дизайнера, модель и оценочно-диагностический инструментарий развития
исследуемого нами качества в образовательном процессе университета;
– практического руководства по составлению
бизнес-плана (дисциплина «Организация проектной деятельности»), охватывающего
основные аспекты предпринимательской и проектной деятельности дизайнера, а
также формирующего знания, умения анализа производственных проблем, определения
перспектив самостоятельной профессиональной деятельности, стимулирующего
активную профессиональную позицию и наполняющего ее личностным смыслом;
– рабочей тетради по дисциплине
«Выполнение проекта в материале», включающей индивидуальный образовательный
маршрут выполнения проекта и представляющей регламентирующий документ,
способствующий систематизации знаний, логичной и последовательной реализации в
костюме концептуальной идеи и ориентирующий будущего дизайнера на результат
собственной проектной деятельности;
– проблемно-проектных заданий к
практическим занятиям, охватывающих действия, составляющие основу
профессиональной деятельности дизайнера, формирующих аналитические,
прогностические, проектировочные умения, способствующих рекомбинации
междисциплинарных знаний и постепенной трансформации учебно-профессиональной
деятельности в квазипрофессиональную и профессиональную;
– комплекта заданий, вопросов, тестов для
самоподготовки и самоконтроля по дисциплине «Организация проектной деятельности»,
формирующих мотивацию будущего дизайнера к самообразованию и саморазвитию, способствующих
целеполаганию, актуализирующих рефлексию, обеспечивающих позитивный
эмоциональный фон творческого поиска, ориентирующих на многовариантное решение
учебно-профессиональных задач.
Таким образом, в условиях
социально-экономических преобразований общества, когда возрастает значение
личности, которой свойственна авторская инноватика, активное личное
эмоциональное отношение к труду и демонстрация четкого конструктивного подхода
к решаемой социально-экономической проблеме, развитие креативного потенциала
будущего дизайнера является необходимой предпосылкой для проявления
креативности, эффективного решения профессиональных задач и конструирования
собственной профессиональной карьеры. В этой связи новое
содержательно-смысловое наполнение профессиональной
подготовки будущего дизайнера в вузе посредством реализации представленных педагогических
условий, способствует, на наш взгляд, эффективному развитию данного профессионально-личностного
качества.
Литература:
1.
Глазунов, Т.А. Креативность и инновации в профессиональном образовании. / Т.А.
Глазунов // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 11 – С. 29.
2. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. –
СПб.: Питер, 2003. – 718 с.
3. Тарасова, О.П. Развитие креативного потенциала
будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности: учебно-методическое
пособие / О.П. Тарасова. – Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009. - 146 с.