Аспирант
кафедры философии Воронкова Е.С.
Новосибирский
Государственный Педагогический Университет, Россия
Проблема ценностных
ограничений индивидуалистической позиции студента в процессе профессионального
образования
Профессиональное образование часто воспринимается
обществом в качестве синонима профессионального
обучения, при этом явно недооценивается вся глубина воздействия образования на
личность. Заключенное в тесные временные рамки профессиональное образование
приходится на один из пиковых моментов становления индивида, а именно на период
взросления, который отмечается частыми сменами жизненных установок, целей,
постоянным поиском иных ориентиров и интересов. Профессиональное образование предстает как мощный фактор
прогресса личности, оно должно подготовить к выходу в общественную жизнь не
только высококвалифицированного специалиста, но и человека со сформированными
мировоззрениями, ориентированного на конструктивные взаимоотношения с
окружающим миром.
В настоящее время в погоне за повышением качества
выпускаемых специалистов на задний план уходит морально-этическая сторона
вопроса. Притом что, согласно И.М. Ильинскому, само по себе высшее образование
не является гарантом защиты от
интеллектуальной, культурной и профессиональной ограниченности. [2, с. 86]
Становясь все более узким, профессиональное образование постепенно теряет
возможность влияния на ценностные установки студентов, вследствие чего
выпускники вузов стремятся, прежде всего, занять свое место под солнцем, причем
неважно какими методами. Часто такую позицию именуют индивидуалистической.
Следует различать индивидуалистические и
эгоистические интересы. Индивидуализм выступает как мировоззрение
индивидов, стремящихся к достижению
определенных личностных интересов. Он противопоставляется конформизму, всеобщей
схожести, которые, по М. Гофману, захватили мир. [1] Естественно, целью
профессионального образования не может являться стандартизация личности, притом,
что студентам одной специальности прививают одинаковые навыки, но из стен
учебных заведений не должны выходить одинаково стандартно мыслящие люди. Таким
образом, индивидуализм можно трактовать как проявление свободы личности,
направленное на реализацию интересов
индивида, но при этом не нарушающее определенные нормативные границы, принятые
в конкретном обществе.
Но не следует забывать и об обратной стороне
медали. Крайний индивидуализм – эгоизм - выступает деструктивным фактором
развития личности, поскольку он
приводит к разрыву двусторонних связей между индивидами, что необходимо
для органичного развития. Взамен эгоизм формирует односторонние потребительские
связи. В случае с крайним эгоизмом,
больше нет речи о защите прав, но говорится об индивидуальном стремлении к
наслаждению, самореализации и желанию
быть самим собой. Очевидно, потребление развлечений и продуктов, включая
культурные, является площадкой, предоставленной эгоисту для реализации себя самым подходящим способом. [4]
Двойственность понятия вытекает из сложности определения границ
индивидуализма. Основная ценность индивидуализма,
как мировоззрения, – личностная свобода
может быть использована индивидом, как во благо, так и во вред, поскольку в
обязательном порядке затрагивает интересы окружающих, так как существование
человека неотъемлемо от общества. Следовательно, мы можем определить некие
рамки, оставаясь в пределах которых индивидуализм не трансформируется в деструктивный эгоизм и не ведет к
возникновению конфликта. Под данными рамками мы понимаем ценности, принятые в
конкретном обществе. Выход за эти рамки разрушает связь между индивидом и
данной группой. Студент, ассоциирующий себя со своими сокурсниками,
подсознательно ставит на первые места те ценности, которые одобряются в данной
группе. Отсюда и возможная фрустрация, возникающая у выпускников, поскольку
выход из привычной для них группы влечет за собой и переоценку ценностей,
итогом которой часто бывает замкнутость на себе и своих узко личностных
интересах. Профессиональное образование, необходимое для формирования личности,
должно учитывать подобные ситуации перелома в ценностных мировоззрениях учащихся.
Проблема ценностных ориентаций в процессе
профессионального образования заключается в поиске необходимого баланса между
разнонаправленными интересами личности.
Ценностное ограничение индивидуалистической позиции студента необходимо,
прежде всего, для того, чтобы будущий специалист не воспринимал окружающий его
мир с релятивистской точки зрения, воспринимая законы общества, в котором ему
предстоит существовать в новой роли, как относительные и лабильные. Однако нам
представляется неправильным попытки решить проблемы формирования личности
смещением акцентов от всей сферы личностных интересов в сторону других сфер,
поскольку самоопределение личности происходит именно через осознание
собственных потребностей и стремлений. Именно баланс между «я хочу», «я имею
право» и «я должен» определяет индивидуалистическую позицию.
На профессиональное образование ложится
ответственность за формирование ценностных ориентаций студентов. Н.Н. Коган полагает, что подобные изменения
легче всего происходят в 18-19-летнем возрасте, то есть в период сензитивного
возраста становления ценностного поля, причем положительные результаты возможны
лишь в случае психолого-педагогического воздействия на личность с целью её
развития. [3] Заметим, что значимость подобных развивающих предметов, таких как
психология, философия, этика, на непрофильных факультетах зачастую занижается и
само обучение носит формальный характер, что ведет к оскудению
профессионального образования, а, следовательно, и к неполноценности
формируемой личности.
Литература:
1.
Гофман М. Минимальная личность. –
2010. URL: http://psyfactor.org/lib/minimal-self.htm (дата обращения 16.04.2011)
2. Ильинский И.М.
Ассиметричный человек. - М.:
Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. – 86 с.
3. Коган Н.Н.
Жизненные ценности как основа жизнедеятельности и поведения личности. –
2008. URL: logosbook.ru/VOS/09_2008/44_48.pdf (дата
обращения 16.04 2011)
4. Beauvois J.L. Individualisme, soiïsme : le second comme forme
dégradée du premier// libéralisme ou
démocratie : accueil . -2010. - URL: http://liberalisme-democraties-debat-public.com/spip.php?article35