Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного
процесса
Кудряшова Н.М.
Московский городской педагогический университет, Россия
Особенности работы с учащимися начальной школы
по этнотолерантному воспитанию во внеучебной деятельности
Современный
ребенок испытывает на себе все социально-психологические особенности
современного периода развития страны, изменения в социально-экономичекой,
духовной, политической жизни государства, которые проявляются как внутри семьи,
так и в образовательном процессе тоже.
Современное
образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и своеобразие,
не может быть полноправным. Задача современной школы любого типа – является
формирование высокообразованной, гармонично развитой, толерантной личности,
осознающей ценность существующего многообразия культур и соблюдающей
общечеловеческие нормы нравственности[2;7].
Ребенок,
независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, то есть гражданин
общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими, поэтому даже
краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей
своеобразную форму существования[3;5].
Проблема
формирования этнотолерантности в настоящее время активно разрабатывается для
старшего и среднего звена общеобразовательной школы (Л.М.Иванова,
Н.В.Мольденгауэр, З.Ф.Мубинова[4;31], Т.С.Таюрская[6;46]), для студентов высших
учебных заведений (Л.Ф.Комогоров). Однако национальные ориентации личности
закладываются уже в дошкольном возрасте, а межэтнические установки и стереотипы
утверждаются в начальной школе.
Ученые
утверждают, что «человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом».
Действительно, добрые чувства окружающих вызывают у ребенка ответную
эмоционально-положительную реакцию, в то время как недоброжелательность,
жестокость – ответное отрицательное отношение. И происходит это независимо от
национальной принадлежности тех, кто рядом с ребенком. Создается впечатление,
что ребенок одинаково относится к людям любой национальности, но это
впечатление иллюзорно, так как на самом деле он даже не знает об их
существовании. Ребенку в первые годы жизни доступно отношение к человеку, но
оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, то есть фактор
национальности не принимается во внимание, поскольку он неизвестен[1;4].
В личностном
идеале народов главное – не национальная принадлежность, а общечеловеческие
начала. Чувство национального достоинства, по мнению исследователей,
предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа,
складывающееся веками.
Этнотолерантность
как система установок, личностных и групповых ценностей, определяющих
позитивное отношение к многообразию мира и к различиям, берет свое начало в
исследованиях авторитарной личности ученых-психологов – Э.Фромма, Т. Адорно, а
так же Г. Олпорта[5; 13-16].
Понятие
«этнотолерантность» с позиции межличностного взаимодействия, по нашему мнению,
целесообразно рассматривать, как готовность личности к осознанным действием,
направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами
людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценностные ориентации,
стереотипы поведения. Это означает, что каждый свободен, придерживаться своих
убеждений и признает такое право за другими. Люди по своей природе различаются
по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом
жить в мире и сохранять свою индивидуальность. В месте с тем, взгляды одного
человека не могут быть навязаны другим.
На учащихся
начальной школы оказывается большое информационное влияние, которое больше походит
на давление, получаемое через СМИ, в том числе большой объем информации
поступает через Интернет по социальным сетям, внутрисемейное общение, общение с
одноклассниками и друзьями. Не всегда такое положение вещей носит позитивный
характер. Нередко дети страдают деформационным восприятием объективной действительности, то есть изменение или искажение
адекватной объективной оценки ситуации восприятия себя и окружающего мира
сказывается на формировании мировоззрении ребенка и его самоопределении.
Правильно
организованная, систематизированная и целенаправленная внеучебная деятельность
способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроках. Кроме того, включение в
различные виды внеучебной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о
разнообразии человеческой деятельности, благодаря чему ребёнок приобретает
необходимые практические умения и навыки.
Для
разработки системы внеучебных занятий необходимо четко ставить перед собой цель,
задачи и представлять конечный результат работы. Важным аспектом в формировании
этнотолерантности младших школьников является осуществление отбора содержания
материала, несущего образовательные функции, например о разных народах;
соответствующего психолого-педагогическим особенностям младших школьников;
оптимальное сочетание различных методов, форм и приемов проведения внеурочных
мероприятий по формированию этнотолерантности на начальной ступени образования;
использование различных форм организации занятий с младшими школьниками.
Поэтому
для формирования этнотолерантности
младших школьников во внеучебной деятельности необходимо учитывать следующие
особенности протекания данного процесса:
·
Для
проведения диагностических мероприятий подбираются адекватные методики изучения
каждого из компонентов этнотолерантности(когнитивного, эмоционально-волевого,
мотивационно-ценностного, поведенческого);
·
Строго
контролируются возрастные особенности учащихся каждого класса начальной школы
для разработки воспитательных мероприятий по этнотолерантному воспитанию;
·
Обеспечивается
психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования этнотолерантности
младших школьников и непрерывный процесс мониторинга;
·
Проведение
воспитательных мероприятий носит целенаправленный, систематический,
комплексно-организованный и контролируемый характер;
·
К
процессу этнотолерантного воспитания активно привлекаются родители учащихся,
посредством участия в повседневной и творческой деятельности детей;
·
Педагоги
образовательного учреждения занимают активную толерантную позицию по отношению
к поликультурному самообразованию.
Процессом
формирования этнотолерантности младших школьников необходимо управлять,
используя в своем арсенале современные психолого-педагогические технологии.
Технология в начальной школе интересна своей универсальностью, тем, что
посредством нее можно найти индивидуальные пути развития ребенка через
деятельностный подход, о чем сейчас говорится в Федеральном государственном
образовательном стандарте. Оказывать помощь родителям, просвещая их по вопросу
этнотолерантных взаимоотношений, культуры межнационального общения,
разрабатывать и реализовывать проекты «Мир дружбы», «Народы Земли», «А я
родился…», где каждый ребенок смог бы в полной мере почувствовать себя частью
огромного мегаполиса – одна из приоритетных задач современной школы. Задача
педагога не столько научить, сколько помочь ребенку смотреть на мир и
воспринимать его позитивно.
Литература:
1.
Бромлей Ю.В.
Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М.: Наука, 1987. –
С.191, 4.
2.
Дубровина И.В. Психология / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M.Прихожан; Под
ред.И.В.Дубровиной. - 3-е изд. М., 2004. – С.5.
3.
Максакова В., Полякова
С. Учимся договариваться. – М.: Магистр, 1998. – С.5.
4.
Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: практика, проблемы,
перспективы. –Уфа: БГУ, 2000
5.
Солдатова Г.У.,
Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности
личности. – М.: Смысл, 2008. – С.13-16.
6.
Таюрская Т.С. Формирование толерантного поведения подростков (на примере
школ РС(Я)) : Дис. ...канд.пед.наук;. - Якутск, 2002. С. - 46.