О некоторых аспектах формирования этнокультурной личности в условиях социокультурного кризиса

Мусханова Исита Вахидовна

кандидат педагогических наук, доцент,

 кафедра психологии,

Чеченский государственный педагогический институт

 

Одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки является проблема формирования этнокультурной личности, которая особенно остро встает всякий раз, когда общество находится в социокультурном кризисе. Наиболее характерной особенностью массового сознания в этот период является обращение в сферу иррационального и постоянными попытками с ее помощью не только понять происходящее, но и попытаться спрогнозировать будущее.

Социокультурный кризис – это нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее различных подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что, в конечном счете, ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сооб-ва, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов. [6]

Социокультурный кризис может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего для сообщества происхождения. К числу внешних причин могут быть отнесены: значительное по характеру и скоротечное по срокам наступления изменение природно-климатических условий в зоне обитания сообщества, не располагающего эффективными средствами для адаптации такого изменения; агрессия или покорение одного сообщества другим, при котором завоеватель стремится не только к установлению своего политического господства, но и к ломке традиционного жизнеустроения, институтов социальной организации и регуляции, религиозных и ценностных ориентаций покоренного народа.

Последствия социокультурного кризиса могут быть различны и зависят от совокупности конкретно-исторических факторов, его породивших и ему сопутствующих. В одних случаях социокультурный кризис ведет к деструкции и депопуляции сообщества (классич. пример; гибель Римской империи в 4-5 вв.), в иных - сообщество находит внутренние резервы для мобилизации и восстановления структуры своей социокультурной организации, эффективности работы политических, экономических и идеологических регулятивных механизмов (напр., патриотический порыв французского народа, инициированный Жанной д&Арк в годы Столетней войны 14-15 вв.).[6] К сожалению, до настоящего времени, несмотря на актуальность, эти проблемы недостаточно изучены, в связи, с чем исследование данной проблемы представляет большой интерес.

В контексте заявленной нами темы эти проблемы рассматриваются на примере чеченского этноса. Прежде чем говорить о развитии чеченского этноса в условиях социокультурного кризиса дадим определение понятию «этнос».

Этнос – это исторически сложившаяся общность людей, носителей оригинальной культуры, обусловливающей стереотип поведения, направленный на поддержание этой культурной модели, имеющей внутри себя механизмы самосохранения, способствующие как адаптации к новому окружению (адаптивная функция культуры), так и приспосабливанию окружения к своим нуждам и потребностям (адаптирующая функция культуры).

По наиболее распространённой на Западе точке зрения, этнос – это самоосознаваемая группа людей, которые имеют общие парадигмы традиции, не разделяемые другими, с которыми они контактируют. Эти парадигмы обычно включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину [1]. По Л.Н. Гумилёву, этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности. Это система, состоящая не только из особей, разнообразных как генетически, так и функционально, но и из продуктов их деятельности в течение многих поколений: техники, антропогенного ландшафта и культурной традиции. «Объединиться в этнос» нельзя, так как принадлежность к этносу воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению [1].

Каждый индивид принадлежит к тому или иному этносу. Этническая принадлежность отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой понимается форма высшей нервной деятельности. Этничность обладает исторической глубиной и «организованностью», закреплённой в общественных и политических институтах. Этническая система – это всегда целостная смысловая система. Внутри этноса выделяются субэтносы, необходимые для поддержания этнического единства как целого. При их сокращении до одного этнос становится реликтом. Таким образом, в контексте рассматриваемого вопроса мы склоняемся к определению этноса как исторически сложившейся общности людей, носителей оригинальной культуры, обуславливающей стереотип поведения, направленный на поддержание этой культурной модели.

Формирование этнокультурной личности существенным образом зависит от состояния этноса в условиях социокультурного кризиса. При сплачивании этноса в условиях социокультурного кризиса усиливается фактор этнопедагогизации процесса формирования этнокультурной личности, а при разъединении этноса происходит обратный процесс. В связи с этим ниже мы рассматриваем формирование этнокультурной личности на примере чеченского этноса.

Рассматривая формирование этнокультурной личности в условиях социокультурного кризиса чеченского этноса считаем целесообразным совершить небольшой исторический экскурс.

На наш взгляд любой этнос развивается как живой организм по строго определенным законам. Каждый этнос проходит в своем развитии различные стадии. Чеченский этнос в процессе своего исторического развития не раз сталкивался с необходимостью бороться с внешним врагом и выживать в условиях военных действий.

В обозримом прошлом это монголо-татарское иго, нашествие Тимура, который смерчью прошелся по горам Чечни, постоянные нашествия более сильных соседей Персии, Турции. Необходимо, чтобы интерпретация исторических событий прошлых лет носила объективный характер. Это связано с тем, что одним из наиболее важных факторов формирования групповой идентичности этноса является его коллективная память. Действительно, практическая деятельность и духовная жизнь прошлого – это ценнейшее богатство любого этноса.

Началом установления взаимоотношений России с Чечней историки называют период второй половины 16 века, когда на чеченских землях появляются первые русские крепости и казачьи городки. В истории взаимоотношений России и Чечни можно выделить следующие этапы. Первый этап, продолжавшийся до конца 17 века, характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей с горской знатью.

Второй этап, длившийся, приблизительно, весь 18 век, отличается открытой военной экспансией России на Северном Кавказе. В этот период в Чечне вспыхнуло мощное народно-освободительное движение под руководством имама Мансура, которое продолжалось до 1791 г. В результате военных действий с обеих сторон погибли десятки тысяч человек, в том числе старики, женщины, дети. Многие чеченские села были разорены и сожжены.[5]

Третий этап (начало 19 в. – 1914г.) – этап российско-чеченского конфликта. В этот период Россия проводит в Чечне жесткую колониальную политику. Достаточно назвать следующее событие: поход Булгакова в Чечню в 1807г., основание крепости Грозная, уничтожение села Дады-юрт и депортация качкалыковцев, восстание в Чечне в 1821-1822 гг., а также в 1825г. под руководством Бейбулата Таймиева, Кавказская война, которая длилась фактически до 1861г., восстание Алибека-Хаджи [4].

Таким образом, начиная с конца 16 века до Октябрьской революции, чеченцы находились в условиях социокультурного кризиса, обусловленного непрерывными военными действиями.

Новая власть Советов провозгласила такие идеалы, как равенство, коллективизм, приоритет нравственных начал во взаимоотношениях людей, которые совпадали с представлениями чеченцев о личных и общественных отношениях. Поэтому на первых порах власть большевиков нашла активную поддержку в лице чеченского народа. Чеченцы принимали активное участие в борьбе большевиков с белогвардейской армией Деникина на Северном Кавказе. Незабываемое место занимают в истории чеченского народа советского периода, бои с белогвардейцами у селений Алхан-юрт, Гойты, Цоци-юрт, в которых чеченцы зарекомендовали себя отважными, смелыми, храбрыми, мужественными солдатами новой власти.

Политика коллективизации в национальных районах Северного Кавказа ощутимо ударила по психологии горцев, нарушив вековой уклад их жизни, тем самым подорвав доверие чеченцев к Советской власти. В сентябре 1929 года, и в марте 1932 года вспыхивают антисоветские восстания, принявшие всеобщий характер в Чечне и ряде горных районов Дагестана. Восстания были жестоко подавлены, а участники расстреляны и сосланы в Сибирь.

Следует отметить, что лидеры Страны Советов четко осознавали, что они имеют дело с самобытным традиционным обществом, сформировавшимся в процессе длительного общественно-исторического развития. Естественно, без развития таких национальных окраин, как Чечня и другие республики Северного Кавказа невозможно было построить мощное социалистическое государство, способное противостоять внешней агрессии.

Чеченский народ, сначала в рамках Чеченской автономной области, затем – с 1934 г. в рамках Чечено-Ингушской автономной области, переименованной в 1936 г. в республику, был включен в процесс великой индустриализации советской страны. Наряду с этим ликвидируется безграмотность среди населения, проводится сначала национализация, затем «коренизация» школ, до 7-ого класса обучение ведется на чеченском языке. Происходит формирование национальной интеллигенции, развивается национальная литература, искусство, культура.

         Однако, начавшиеся репрессии 1936 г., которым подверглись не только чеченцы, а практически все народы СССР, не только усугубили недоверие к власти Советов, но и спровоцировали появление и распространение абреческого движения в Чечне.

Существующая в Чечне со времен ее завоевания политическая система привнесена извне — сначала Российской империей, а затем Советской Россией, обезличившими политико-правовую культуру чеченского народа, как, впрочем, и других покоренных империей народов. Очевидно, именно эта “привнесенная” политическая система, будучи “отчужденной” от социокультурных ценностей чеченского общества, изначально порождает свою внутреннюю нестабильность, которая и проявляется в историческом российско-чеченском конфликте. Чеченцы не похожи на русских, у них свой менталитет, свой характер, своя душа нации. Этот этнос намного отличается от остальной России, он имеет отдельную культуру, религию и историю. В чеченском обществе, каждый член которого является равноправным лишь только в том случае, если он сохраняет память о своих предках хотя бы до седьмого колена.

С нашей точки зрения, главной причиной восстаний явилась политика Советского Союза по отношению к чеченцам, которая подрывала их вековой уклад жизни. Массовая коллективизация, а тем более, попытка административного закрытия мечетей, всё это является подоплёкой для усиления недоверия чеченцев к существующей власти. Следует отметить, что чеченцы в отличие от других народов в течение длительного времени не имели своей государственности, и общественная жизнь регулировалась традициями и обычаями. Этим на наш взгляд можно объяснить тот факт, что чеченцы болезненно воспринимали любое проявление насилия со стороны властных структур. Это обстоятельство многократно, по сравнению с другими народами, усугубляло социокультурный кризис.  Не случайно, в Чечне длительное время наряду со светскими существовали и шариатские суды.

У чеченцев хорошо развита народная память. Есть и такое понятие, как душа народа, которая подвержена влиянию идей. И если они, эти идеи направлены на созидание, добро, а не на разрушение, то и душа нации спокойна и приветлива. Как неоднократно подчеркивал А.И. Солженицын « чеченцев нужно понять, не стремиться усмирить силой оружия, а понять, сколько бед натерпелись от «слепых и глухих» представителей власти».

Великий критик В. Белинский писал: «Всякий народ есть нечто целое, особое и индивидуальное. У всякого народа своя жизнь, свой дух, свой характер, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать. Мы думаем, что лучше оставлять всякому свое и, сознавая собственное достоинство, уметь уважать достоинство других».

Во времена советского режима чеченцы многое перенесли в связи с их дискриминацией и жестоким обращением со стороны властей.

Чеченский народ прошел через экстремальную ситуацию несколько раз: высылка 1944 года и две военные компании 1994-2000гг. При этом эффект совершенно разный:

Годы выселения 1944-1957гг. сильно объединили чеченский народ, а военные компании 1994-2000гг. разъединили чеченский народ привели его к гражданской войне. Правомерен вопрос: каковы причины диагонально противоположного поведения этноса в условиях социокультурного кризиса?

На наш взгляд это обусловлено следующими причинами: по официальным данным во время выселения погибло более половины населения (более 200 тыс. человек). Чеченский этнос был поставлен на грань реального исчезновения. Не развивалась литература, искусство, этнокультура практически была похоронена. В этих условиях, на наш взгляд, сработал инстинкт самосохранения этноса, который привел к центробежным силам. Это объединило народ. Как свидетельствуют исторические документы, в годы депортации, чеченский этнос, столкнувшись с реальной угрозой физического и морально-нравственного уничтожения, нашел внутренние резервы для мобилизации и восстановления структуры своей социокультурной организации. На наш взгляд это объективная закономерность, свойственная любому этносу в критических условиях, когда этнос поставлен перед реальной угрозой исчезновения. Истории известны случаи, когда этносы проявляют огромную сопротивляемость воздействиям окружения и не ассимилируются. В США ирокезы живут маленькой группой (10 тыс. человек), не принимая «американского образа жизни». В Монголии тюрки, не сливаются с монголами, несмотря на сходство материального и духовного развития. Французы сохранились в Канаде с XVIII в., хотя развитие Канады и Франции различно. Цыгане уже тысячу лет остаются иноплемённой группой во всех странах, куда бы они ни попали [1]. В Иордании чеченцы более 150 лет сохранили себя как этнос.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой этнос подобен живому существу. Этнос рождается, проходит, определенные стадии развития и может исчезнуть при определенных условиях. Эти условия могут быть внутренними (Римская империя, Греция ит.д.) и внешними (исчезновение малых народов США, Австралия, Африка), когда более могущественное государство уничтожает язык и культуру этноса. В зависимости от причин вызывающих социокультурный кризис этнос ведет себя по-разному. При этом на наш взгляд поведение этноса зависит от степени социокультурного кризиса, в частности, при высшей степени социокультурного кризиса (наподобие депортации), когда встает реальная угроза исчезновения этноса возникают центробежные силы, стремящиеся сохранить этнос.

Во время военных компаний 1994-200гг. мы наблюдали другую, совершенно противоположную картину. Чеченское общество постепенно было расколото до такой степени, что к 1999 году чеченцы оказались в состоянии гражданской войны. Народ дошел до крайнего состояния. Если в 1995 году ярко проявлялись национальные черты чеченцев; благородство, гуманное отношение к пленным, о чем свидетельствуют факты, как госпиталь в подвале президентского дворца и т.д. Между двумя военными компаниями 1996-2000 произошло дикое ожесточение с обеих сторон. И уже во вторую чеченскую компанию мы видим резкое противостояние между чеченцами, проявляющееся небывалой, несвойственной чеченцам жестокостью друг к другу.

Это свидетельствует о том, что некоторая часть чеченцев отошла от этнокультуры, от обычаев и традиций, т.е. всплыли неизменные чувства!

         У чеченского этноса есть свои специфические, сугубо-национальные обычаи и традиции, которые длительное время в условиях отсутствия государственности регулировали в чеченском обществе отношения между его членами. Однако, в годы советской власти многие обычаи и традиции необоснованно были причислены к пережиткам прошлого и с ними велась активная борьба. На наш взгляд, этот период 1917-1991 гг. можно считать слабым по силе, но длительным во времени социокультурным кризисом. Об этом свидетельствует письмо одного из классиков чеченской литературы, философа и мыслителя М-С. Гадаева председателю Совета Министров ЧИАССР М. Гайрбекову.  «… Нельзя вести «слепую борьбу против прошлого». В самом деле, что же остается от наших национальных обычаев и традиции – пишет М-С. Гадаев, - если:

1.     «Марха» и «г1урба» начисто отвергнуты как религиозные праздники, несмотря на то, что они (особенно «марха») приобрели общенародный характер и явились единственными национальными праздниками. И нация осталась без своего праздника.

2.     «Тезет-белхар» также причислены к религиозным обрядам, и нация лишилась своей (многовековой, традиционной) формы выражения соболезнования по случаю смерти человека.

3.     «Вечеринки», «белхи» - традиционные развлечения молодежи и проявления коллективного труда – игнорируются, а иногда и шельмуются открыто.

4.     Вместо нашего «той-ловзар» предлагают русскую свадьбу, именуя ее «комсомольской»…» [3]

В 70-е гг в условиях тоталитарного режима советской власти чеченский этнос испытывал огромный «пресс» со стороны местных властей. Это проявлялось в том, что чеченцам сложно было трудоустроиться в республике, их не брали даже рабочими на промышленные предприятия. Им сложно было поступать учиться, и тем более устроиться на работу в городе.

Чеченский язык даже как предмет не преподавался ни в одной городской школе. Запрещалось в общественных местах разговаривать на чеченском языке. Чеченских девушек насильно заставляли снимать косынки, почти насильственно внедрялись комсомольские свадьбы, которые противоречили чеченскому менталитету, обычаям и традициям. Запрещалось заключение брака в канонах исламской религии, за это могли исключить из партии и комсомола. Эта проблема была поднята в романе А.Айдамирова «Ирхеш». Активно в сознание людей внедрялась мысль, что почти все национальные обычаи это признаки «отсталости» этноса. Весьма показательно в этом отношении, что даже национальный ансамбль песни танца «Вайнах» в документальном фильме «Легенда гор» рекламировал  чеченский вариант танца «вальс», несмотря на то, что это противоречило чеченскому менталитету, который не допускает прикосновения юноши к девушке.

Любое проявление национального объявлялось национализмом. Ярким тому подтверждением является разгром литературного объединения «Пхьармат», «Прометей».

         Все эти ограничения в начале перестройки сработали как эффект сжатой пружины и привели к тем явлениям свидетелями которых мы стали.

         Альбер Камю  писал, что древние греки  "последней из  ящика Пандоры, где  кишели  беды  человечества,  выпустили  именно  надежду как ужаснейшее  из всех зол". "Я не знаю, -  пишет далее  он,  -  более впечатляющего символа. Ибо надежда, вопреки      обычному       мнению, равносильна   смирению.    А   жить означает   не   смиряться...   Дела пойдут гораздо  лучше, когда  раз и навсегда  покончено  с  надеждой... Ибо  именно  готовность  к  худшему призвана     вернуть     вкус     к быстротекущей  жизни" [2].  

И   быть может  именно  потеря  надежды  "на светлое      будущее"       придала чеченскому этносу духовные силы, и  он с  трагическим  стоицизмом бросил  свое   дерзкое   несогласие натиску  обстоятельств   и  вопреки всем напастям  сохранил  свое  имя, язык и духовную культуру.

Исходя из вышеизложенного, правомерно сделать вывод о том, что в условиях социокультурного кризиса, когда этнос поставлен на грань реального исчезновения, в недрах этноса появляются центростремительные силы, стремящиеся сохранить этнос, т.е. срабатывает инстинкт самосохранения, возникают мощные центростремительные силы, которые сплачивают, объединяют этнос. Этническое единство – это внутренняя сила любого народа, которую невозможно сокрушить. Социокультурный кризис, вызванный внешними причинами,  приводит к консолидации этноса, а социокультурный кризис, вызванный внутренними противоречиями, приводит к «расщеплению» этноса.

Литература:

 

1.      Бабаков В.Г. Кризисные этносы. Монография. М.: 1993, 324с.

2.      Великовский С.         Грани  "несчастного   сознания".   Театр,  проза,   Философская   эссеистика,  эстетика  Альбера  Камю.  М.,1973. С.77-99.

3.      М-С. Гадаев. Духовный поиск. 2 том. Грозный. Изд-во «Грозненский рабочий», 2010. – 560с.

4.      Гапуров Ш.А., Абдурахманов Д.Б. Россия и Чечня(последняя треть 18в.-первая половина 19в.) Монография.-Грозный: изд-во АН ЧР, 2009, - 522с.

5.      Мусаев А.М. Шейх Мансур. М.: Молодая гвардия, 2008. – 416с. (Серия ЖЗЛ)

6.      Философский энциклопедический словарь. 2-ое издание. М.; изд-во «Советская энциклопедия», 1989. 814 С.