Педагогические науки /5. Современные методы преподавания

К.п.н. Коновалов И.Е.

Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМИНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВАРИАТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ССУЗ

 

В настоящее время в системе среднего профессионального образования, как в непрерывном процессе обучения открываются новые пути, разрабатываются инновационные методики преподавания, эффективно воздействующие на гуманитарную подготовленность обучающихся. Не маловажное значение в этой системе занимает физическое воспитание.

Физическое воспитание в ССУЗ, являясь обязательным предметом, который имеет огромное значение, так как помимо решения задач сохранения и укрепления здоровья, общей физической подготовки осуществляется решение задач профессионально-прикладной направленности.

Профессию музыканта со стороны психофизических требований к личности можно отнести к наиболее сложным. Наряду с профессиональными способностями, музыканты должны обладать хорошим здоровьем, определенным уровнем физической подготовленности и достаточно развитыми психофизическими профессионально значимыми качествами.

В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся на инструментальных отделениях  Набережночелнинского колледжа искусств. Экспериментальная группа занималась по программе с базовым компонентом – легкоатлетические упражнения, контрольная группа занималась по типовой программе.

Показатели профессионально значимых физических качеств мы исследовали с помощью следующих тестов: теппинг-тест, ловля линейки, статическая устойчивость, динамометрия обеих кистей рук, выкрут рук, бег на 1000 метров.

Быстрота - это способность выполнять определенные действия за минимальный промежуток времени. Для музыкаль­ных профессий быстрота имеет большое значение. Наряду с высокой степенью подвижности рук и плечевого суста­ва, музыкантам необходима быстрота движений, в особенности движений плеча, предплечья, кистей и пальцев.

Для определения показателя быстроты мы использовали следующие тесты: «теппинг-тест» и «ловля линейки». Показатели быстроты во всех группах в начале исследования не имели достоверных различий, однако в дальнейшем наблюдается увеличение этих показателей. Если в начале года в экспериментальной группе юношей результаты в теппинг-тесте и скорости двигательной реакции составили 135,0±10,41 тчк. и 23,33±0,88 см., то к концу исследования эти показатели изменились и равнялись 136,0±10,82 тчк. и 22,33±0,88 см. соответственно. В контрольной группе эти показатели составили 134,33±3,84 тчк., и 22,0±0,58 см., к концу они изменились незначительно - 133,67±4,48 тчк. и 21,67±2,85 см. соответственно.

Координационные способности. В деятельности музыкантов-исполнителей координация проявляется в согласованности движений рук и в способности переключаться с одних двигательных действий и движений на другие. Профессиональная деятельность музыкантов-инструменталистов требует высокой степени координации движений, особен­но ловкости рук, в основе которой лежит высокая степень согласованности и точности движений.

Для определения показателя координационных способностей мы  использовали следующий тест: «статическая устойчивость». Показатели координации во всех группах в начале исследований не имели достоверных различий, однако в дальнейшем наблюдается увеличение этого показателя. Если в начале исследования в экспериментальной группе юношей результат статической устойчивости составил 7,33±0,67 сек., то к концу он изменился и был равен 8,0±0,58 сек. В контрольной группе этот показатель в начале исследования составил 7,33±0,33 сек., к концу он изменился незначительно 7,67±0,33 сек.

Сила. Длительные и многообразные двигательные акты рук требуют определенных двигательных мышечных усилий, связанных с проявлением физического качества силы. Сила обеспечивает возможность держать инструмент на весу и играть на нем. Сила мышц плечевого пояса и силовая выносли­вость необходима при сохранении требований к беглости и ловкости пальцев. От мышечной силы исполнительского аппарата зависит сила и качество звука.

Для определения силы мы использовали один из распространенных тестов - динамометрии кистей рук. Показатели силы во всех группах в начале исследования не имели достоверных различий, однако в дальнейшем наблюдается увеличение этих показателей. Если в начале в экспериментальной группе юношей результаты динамометрии правой и левой кисти составили 30,33±4,67 и 27,0±3,51 кг., то к концу исследований эти показатели изменились и равнялись 31,0±4,0 кг и 28,33±3,28 кг. - соответственно. В контрольной группе показатели в начале составили 29,0±6,66 и 26,67±4,37 кг., к концу они изменились незначительно 29,33±5,78 и 27,0±4,58 кг.

Гибкость. Профессиональная деятельность большинства инструменталистов непосредственно связана с высокой степенью подвижности плеч и рук. Достаточный уровень развития гибкости, обеспечивая подвижность суставов, позволяет играть точно, быстро, с желаемой интона­цией.

Для определения гибкость мы использовали тест - выкрут рук. Показатели гибкости во всех группах в начале исследования не имели достоверных различий, однако в дальнейшем наблюдается увеличение этих показателей. Если в начале исследования в экспериментальной группе юношей результаты этого показателя составил 77,33±5,93 см., то к концу эксперимента он изменился и равнялся 75,0±6,43 см. В контрольной группе результат в этом показателе составил 79,67±5,24 см., и к концу они изменились незначительно 79,0±2,08 см.

Выносливость - это способность к выполнению какой-либо определенной деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость музыканта специфична, она проявляется в его способности продолжительное время сохранять исполнительскую позу, в необходимости качеств локальной выносли­вости мышц и систем организма, участвующих в исполнительском процессе.

Для определения выносливости мы использовали тест: бег на 1000 м. По данным, полученным нами, видно, что показатели в этом упражнении во всех исследуемых группах между собой достоверно не отличаются. У юношей экспериментальной группе результат изменяется с 4,32±0,08 мин. до 4,10±0,07 мин., в контрольной группе он равняется 4,33±0,10 мин. и 4,30±0,12 мин. - соответственно.

Выводы:

1. Исполнительская техника как самая важная часть профессиональной подготовки музыканта состоит из компонентов, соответствующих основным физическим качествам, которые в свою очередь являются фундаментом для развития профессионально значимых физических качеств, а уровень последних в свою очередь непосредственно влияет на состояние исполнительского аппарата.

2. Легкая атлетика (ее виды и элементы) является основой локомоций человека и большинства физических упражнений. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что применение программы с базовым компонентом – легкоатлетические упражнения эффективно влияет на рост показателей профессионально значимых качеств музыкантов.

3. В результате исследования развития профессионально значимых физических качеств в обеих исследуемых группах произошли следующие положительные изменения, в экспериментальной группе по всем исследуемым показателям прирост распределился в следующем диапазоне - от 5% до 10%, а в контрольной группе от 1% до 4,5%. В экспериментальной группе изменения по всем показателям достоверно значимы, в отличие от контрольной.