Педагогические науки. Современные методы преподавания

 

К.п.н. Усенкова Е.Ю.

ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Россия

 

Об инновациях в содержании профессионального образования при обучении дизайнеров костюма

 

Внимание отечественной педагогики к проблеме профессионального образования и, в дальнейшем, трудоустройства выпускников высших учебных заведений обуславливается обострением противоречий между динамикой спроса предприятий и организаций на специалистов, квалификацией выпускников вузов и системой их профессиональной подготовки. Основным критерием качества подготовки выпускников вузов является профессиональная компетентность, которая определяется уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессионального потенциала молодого специалиста. Качество подготовки специалистов, по мнению многих учёных, во многом, зависит от научной, материально-технической, информационно-методической базы и творческого потенциала профессорско-преподавательского состава вуза [1].

В работе «Об инновационном содержании профессионального образования» Н.М. Фатьянова указывает на необходимость технолого-инновационной готовности современного преподавателя в решении бинарные групп дидактических задач: аналитико-рефлективных, проектировочно-прогностических, организационно-деятельностных, диагностико-гностических, коррекционно-регулирующий. В качестве обязательных условий развития инновационно-технологической готовности, автор выделяет «непрерывность содержания инновационного педагогического образования, создание инновационной творческой дидактической среды в образовательных учреждениях, моделирование и расстановку акцентов содержания профессионального педагогического образования, дополнительного педагогического образования на целостной пентасистеме инновационных дидактических задач, личностно-ориентированный, проблемный подходы в организации обучения, повышение инновационной дидактической активности педагогов» [5].

Аналитико-рефлективные задачи преподавателя, стоящие в процессе подготовки специалистов, определяются личной готовностью к инновационной педагогической деятельности и заключаются в умении предвидеть эффективность применения нововведений, а также создать оптимальные условия для проведения научно-экспериментальной деятельности. В дидактической среде учреждений высшего профессионального образования, в последние годы, стали активно использоваться: обучение на различных уровнях трудности, личностно-ориентированные технологии, разработки, апробации и внедрения экспериментальных авторских учебных программ, учебно-методические комплексы, активизирующие участие студентов в исследовательских творческих проектах, формирующих и развивающих профессиональный потенциал, профессиональную компетентность и конкурентоспособность молодого специалиста.

На базе Московского городского педагогического университета (ГОУ ВПО МГПУ) факультета Изобразительных искусств, при подготовке специалистов дизайнеров костюма специальности 070601 Дизайн, были проведены исследования профессиональной компетентности. В исследованиях участвовало более 300 студентов 3, 4 и 5 курсов. Были определены два направления исследования: анализ учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и анализ результатов учебной деятельности студентов – итоговых семестровых заданий, курсовых проектов, творческих работ и дипломных проектов. Одновременно с исследовательской работой, изучался и анализировался современный опыт преподавания: посещались практические занятия и семинары, мастер-классы творчески работающих педагогов. Анализировались материалы научно-практических конференций по вопросам внедрения инновационных методов преподавания и публикации ведущих специалистов в области профилирующих дисциплин: о современных методах проектирования костюма, новых видах проектной графики, перспективных направлениях моды в области макетирования и конструирования костюма, современных способах технологической обработки швейных изделий, видах современных материалов для одежды и др.

Особое значение в процессе диагностического исследования имел предварительный анализ ситуации: оценка успеваемости студентов, достижения и проблемы, возникающие в ходе обучения, тестирование контрольных работ. Были изучены и проанализированы творческие работы студентов и контрольные семестровые задания. Исследования позволили определить профессиональную компетентность студентов, оценку уровня освоения специальных предметов и смежных дисциплин. Беседы со студентами помогли выявить наиболее интересные темы занятий, понять причины трудностей в процессе обучения, услышать предложения и пожелания к организации практических аудиторных и лабораторных занятий. На начальной стадии исследования, было проведено анкетирование, позволившее выявить индивидуальные особенности студентов, интересы, мотивы деятельности, отношение к учебно-творческому процессу, уровень притязаний и самооценки, отношения внутри коллектива, а также готовность к выполнению творческих заданий и участию в профессиональных выставках и конкурсах. Первый этап эксперимента позволил сформулировать критерии уровня профессиональной компетентности студентов:

1.     криативность мышления (возможность отхода от привычных способов решения, стереотипов, нахождение новых идей);

2.     творческая фантазия в процессе выполнения заданий;

3.     самостоятельность мышления;

4.     темп продвижения в новом материале;

5.     простота способа решения в достижение наиболее эстетичного результата;

6.     возможность использования идеи в реальной жизни (носибельность);

7.     уровень владения графическими навыками при подаче творческого замысла;

8.     аккуратность выполнения заданий.

В процессе решения проектировочно-прогностических задач, была методически разработана идея обогащения учебных программ введением творческих заданий и усиления практической направленности обучения студентов. Программа введения дидактических новшеств была изложена в учебно-методических комплексах [3] и научных публикациях преподавателей кафедры [2]. В процессе проектирования экспериментальных программ подготовки дизайнеров костюма, использовались: материалы по перспективным направлениям моды, созданные специалистами школы моды и кроя имени Е. Матузовой, учебные пособия по макетированию форм одежды, представленные Российским заочным институтом текстильной и лёгкой промышленности, новейшие разработки по теории проектирования костюма Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина, фото и видео-архивы современных российских и зарубежных дизайнеров костюма, методические пособия по проектированию костюма кафедры декоративного искусства факультета ИЗО ГОУ ВПО МГПУ, результаты исследований учёных в области современных методов преподавания творческих дисциплин студентам высших учебных заведений.

В ходе внедрения в учебный процесс дизайнеров костюма экспериментальной программы «Макетирование костюма» и «Выполнение проекта в материале», решались организационно-деятельностные и диагностико-гностические задачи преподавания, позволившие реализовывать современные дидактические технологии, методы, приёмы обучения, мобилизирующие творческую самостоятельность и активность студентов в решении проектно-творческой деятельности:

·        выявлялись психолого-педагогические условия творческой активности студентов, способствующие формированию профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма;

·        характеризовались психические процессы личности в ходе учебно-творческой деятельности (внимание, наблюдательность, память, воображение, ощущения, восприятие, мышление, интуиция, вдохновение, воля и др.), находились рациональные способы их активизации в процессе формирования профессиональной компетентности и конкурентоспособности студентов;

·        определялись характеристики процессов учения и способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, выявлялись способы повышения активности и самостоятельности студентов в решении практических задач;

·        выявлялись оптимальные механизмы воздействия на становление и формирование личностных и профессиональных качеств будущих дизайнеров;

·        разрабатывалась и внедрялась модель процесса обучения, формирующая профессиональную компетентность и конкурентоспособность студентов творческих вузов в ходе освоения специальных дисциплин.

В ходе апробации экспериментальных программ по специальным дисциплинам «Макетирование костюма» и «Выполнение проекта в материале», решалась коррекционно-регулирующиая задача доработки личной дидактической системы педагога, направленная на повышение продуктивности занятий. На данном этапе исследования была спроектирована модель будущего учебно-творческого процесса. В процессе формирования экспериментальных программ, обсуждались организационные вопросы по созданию оптимальных условий исследований, был скорректирован учебно-методический комплекс дисциплин. Программы преподавания дисциплин были изменены введением технологий, совершенствующих управление образовательным процессом. В ходе исследования были выявлены методы, наиболее благоприятно влияющие на ход занятий, с учётом специфики данного направления обучения:

·        высокий уровень профессиональной компетентности студентов даёт организация учебного процесса, которая может быть охарактеризована особым эмоциональным подъёмом, выраженным интеллектуальным и творческим напряжением;

·        стимулом в учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по профилирующим предметам, является такая организация процесса обучения, которая создаёт проблемно-творческую ситуацию, в которой студент вынужден искать выход из создавшейся трудности, путём поиска нестандартного решения и использовать для этого имеющийся багаж знаний, опыта, умений и навыков;

·        особенно эффективно сказывается на прохождении учебно-творческого процесса и повышении профессиональной компетентности студентов ситуация успеха, побед, достижений в ходе выполнения сложных творческих заданий;

·        увеличение в содержании программы заданий творческого характера является стимулом для роста профессиональной компетентности и конкурентоспособности студентов;

·        право на собственное мнение, возможность выбора и принятия самостоятельного решения, положительно сказывается на самосознании студентов;

·        так как уровень подготовки, способности и творческий потенциал студентов не одинаков, необходимым условием работы является индивидуальный подход преподавателя к каждому обучаемому и получение положительного результата на каждом этапе обучения;

·        основные задачи преподавателя заключаются в формировании потребности студентов в получении обширных профессиональных знаний, создании благоприятных условий для творчества студентов, исключение любых воздействий, отрицательно влияющих на ход учебно-творческого процесса. 

Необходимым этапом внедрения экспериментальных программ, явилась их апробация в ходе учебно-творческого процесса. Это условие надёжности результатов исследования, единственный способ предотвратить возможные ошибки, погрешности и перекосы программ. Были уточнены и скорректированы некоторые практические задания и устранены недостатки программ до их окончательного внедрения в учебный процесс. На наш взгляд, решение вопроса качественной подготовки выпускников, следует начинать с определения требований к молодым специалистам со стороны самой личности, работодателей и образовательных технологий вуза, удовлетворяющих эти требования. Для успешного функционирования системы подготовки выпускников, высшие учебные заведения должны повышать значимость инновационной профессионально-педагогической деятельности, углублять и расширять процессы модернизации образования и качественно обновлять содержание образования.

 

Литература:

1.                 Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч.2.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 232с.

2.                 Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В.В. Корешков. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – Вып. 2 – 293 с.

3.                 Сборник учебно-методических комплексов дисциплин. ООП 070601.65 – «Дизайн». Уровень подготовки: программа подготовки специалистов. Очная форма обучения / Отв. ред. Е.В. Плотникова – М.: МГПУ, 2009. – 112 с.

4.                 Усенкова Е.Ю. Роль практических аудиторных занятий в процессе формирования конкурентоспособного специалиста. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. сб. науч. тр. [Текст] / отв. ред. В.В. Корешков. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – Вып. 2 – 293 с.

5.                 Фатьянова Н.М. Об инновационном содержании профессионального образования. Наука, образование, инновации: Тезисы выступлений участников I Всероссийской конференции 10-12 ноября 2008 года [Текст] / Сост.: А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова, В.М. Кондратьев, М.Н. Русецкая. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. – 568 с., с. 549-551.