Педагогические науки / 6. Социальная педагогика

 

Ст. преподаватель Князькина Н.Х.

Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского, Россия

 

Педагогическое воздействие в процессе развития социальных идеалов подростков с психическими расстройствами в театральной студии

 

Рассмотрим, как осуществляется развитие социальных идеалов у подростков с психическими расстройствами средствами театральной педагогики в процессе творческой и педагогической деятельности в театральной студии.

 Театр для подростка предстает как целостная форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. Однако, если в театральной студии для здоровых детей, целью и результатом деятельности является создание художественного образа, то цель театра для подростков с ограниченными возможностями существенно иная: она состоит в моделировании пространства, подлежащего освоению подростком. Педагогическое воздействие в этом случае осуществляется в новых игровых действиях, педагогических ситуациях, в ходе которых у подростков развиваются необходимые для социального развития способности, служащие впоследствии основой проживания чувств и эмоций, соответствующих развивающимся социальным идеалам:

- искусство сопереживания - участник коллектива проигрывает через себя ситуацию добра и зла в процессе работы над пьесой;

 - ораторское искусство – дети приобретают навыки подачи себя как личности, индивидуальности, обучаясь правильной речи;

- способность ощущения себя в пространстве – подростки овладевают умением красиво двигаться.

 Педагогическое воздействие в детской театральной студии характеризуется средствами театральной педагогики в процессе социального развития подростка:

1) обеспечивается самовыражение личностного потенциала подростка в репетиционном процессе, благодаря чему в театральном действии реализуется скопившаяся нерастраченная отрицательная энергия;

2) на занятиях театральной студии формируется позитивный образец творческого поведения;

3) через систему театральных упражнений и тренингов восстанавливаются навыки утраченного межличностного общения;

4) вырабатывается адекватное отношение к отрицательным героям;

5) развивается критическое отношение к себе: посредством обращения к юмористическому материалу подросток учится смеяться не только над другими, но и над собой;

6) формируется позитивное отношение к окружающим: подросток, занимающийся театральным искусством, входит в общество социально подготовленным, с добрыми намерениями на основе модели позитивного «жизненного» образа как эталона, социального идеала для подражания, основанного на анализе художественного образа.

Процесс развития социальных идеалов подростков с психическими расстройствами основывается на принципах педагогической деятельности в детском театральном коллективе. Они представлены двумя ключевыми принципами, которые могут быть определены следующим образом:

1. Установка на позитивный характер творческой деятельности.

Творческая деятельность в театральной студии построена на ключевом событии-ситуации для подростка, переживание которого способствует как выявлению характерных для него проблем и нарушений, так и их возможному

устранению или минимизации остроты воздействия. В связи с этим, с одной стороны, необходима выработка установки на позитивное отношение к деятельности через ряд действий предварительного характера: создание обстановки взаимоуважения, творческой среды, атмосферы открытого общения; использование приемов формирования сочувствия через роль, «цепочки стимулов»; создание «своей аудитории». Осуществление данных действий способствует самораскрытию личности подростка, обеспечивает здоровую некритичность восприятия художественных образов, создаваемых им самим и другими участниками театральной студии, а значит и принятие социальных идеалов.

2.                Установка на преодоление личностно-психологических и социально-психологических проблем подростка.

В процессе творческой деятельности происходит закрепление созданного первоначального успеха, способствующего созданию благоприятных условий для преодоления проблем подростка и развития его социальных идеалов. Реализация данного принципа предполагает формирование среди участников студии чувства взаимной заботы, развитие чувства самосохранения и ответственности за свое здоровье и здоровье товарищей, профилактику кризисов и конфликтов в коллективе, сохранение «своей» аудитории.

Реализация названных принципов способствует достижению успешности процесса развития социальных идеалов подростков с психическими расстройствами, который в рамках репетиционного процесса может проходить в несколько этапов:

1. Познание типов социального идеала.

2. Выбор достаточных качеств для социального идеала.

3. Критическая оценка поступков героев.

4. Формирование образа социального идеала.

5. Подражание герою как социальному идеалу и самоидентификация в процессе выступления.

Процесс развития социальных идеалов подростков с психическими расстройствами разворачивается в различных видах театрально-творческой деятельности, причем можно пронаблюдать определенное соответствие отдельных его этапов видам творческой деятельности.

Так, познание типов социального идеала происходит при игровом эстетически ориентированном восприятии театральных постановок и самого драматургического материала (при прочтении пьесы, выборе роли). «Застольный» анализ пьесы актуализирует аналитические способности личности, благодаря развернутой рефлексии в процессе обсуждения характеров и поступков героев пьесы.

Использование разнообразных средств (кино, музыка, художественное слово, поэзия) в дополнительной полихудожественной деятельности способствует осознанному выбору достаточных качеств для социального идеала.

Оценка поступков героев, развитие рефлексивных основ становления социальных идеалов, включенных в состав происшедшего действия, выяснение роли этих идеалов в жизнедеятельности подростков происходит при анализе ролевых характеристик и средств их воплощения в ходе критического анализа пьесы и изучения приемов сценической игры. Кроме того, изучение приемов сценической игры позволяет сформировать образы социального идеала в искусстве и использовать их для собственного самосовершенствования. Данный вид деятельности требует от участника творческого коллектива обобщения полученных представлений, осмысления образа – носителя социального идеала и, наконец, организует процесс «вживания в образ», когда подросток подает зрителям себя как личность. Кроме того, школа этюдов, упражнений и тренингов способствует самовыражению личности и «проживанию» действия, обусловленного представлением об идеальном образе.

Сопутствующий репродуктивный труд (подготовка костюмов, запись фонограммы, рисование эскизов, подготовка сценической площадки и т.д.) является необходимым видом деятельности и дает возможность адекватно реализовать замыслы по сценическому отражению социального идеала.

Созидательно-художественные идеалы направлены на самореализацию в процессе этапа действенного анализа пьесы и роли. Наконец самые сложные – духовно-нравственные идеалы постигаются подростками в ходе постановочной работы, воплощения пьесы на сценической площадке и анализа работы всего коллектива в мини-спектакле, что соответствует выработке адекватной самооценки, самоуважения и самореализации.  

К неотъемлемым компонентам педагогического воздействия нами отнесены психолого-педагогические механизмы развития социальных идеалов в театральной деятельности, пронизывающие все виды творческой деятельности:

1. Формирование положительной установки на социальный идеал при чтении пьесы, когда происходит «примерка» идеала на себя. Таким образом, действие психолого-педагогических механизмов запускается с самого начала творческого процесса.

2. Проигрывание идеального звена в цепочке событий и ситуаций, служащей своего рода «освобождающей зоной». Этот ключевой механизм направлен на выбор достойных идеала качеств в себе. Здесь чувство игры переходит в доминантное качество и начинает влиять на деятельность подростка, что является необходимым для успешного социального развития.

3. Создание идеально-доверительной обстановки в творческом коллективе в процессе репетиций, направленное на критически ориентированное формирование моделей социальных идеалов. Непременным условием при этом является гармонизация личности.

Воспитательно-развивающее воздействие имеет реабилитационный характер творческого процесса, заключающийся в сочетании регуляции с саморегуляцией внутреннего, главным образом, эмоционального состояния с постепенным переходом к саморегуляции и саморазвитию души, неразвитость которой, по мнению А.А. Дубровского, служит социальным источником болезненных осложнений и кризисов [1].

Поэтому субъектность участников театральной студии в процессе развития социальных идеалов средствами театральной педагогики поддерживается совокупностью определенных способов саморегуляции и саморазвития, овладение которыми позволяет подростку с психическими расстройствами не только «выйти из болезни» и соответствующих ей проблем социального развития, но и постепенно освободиться от всевозможных ограничений и в дальнейшем самостоятельно контролировать свои поступки сообразно тому, как это делалось на сценической площадке. К таким способам саморегуляции и саморазвития относятся: взаимопонимание, эмпатия и самокритика; «мониторинг» и самоконтроль поступков; снятие ограничений и самодисциплина.

Определенное нами педагогическое воздействие в театральном коллективе может проходить через следующие компоненты:  искусство сопереживания, речевое искусство, мастерство сценических действий. Кроме того,  педагогическое воздействие на подростков может осуществляться с помощью средств театральной педагогики (самовыражение личностного потенциала, развитие межличностного общения, адекватное отношение к отрицательным героям, критическое отношение к себе,  позитивное отношение к окружающим и т.д.). Процесс развития социальных идеалов наиболее эффективен при  разработке: принципов педагогической деятельности, психолого-педагогических механизмов и определении доступных видов театрального творчества. Таким образом, социальные идеалы, сформированные у подростков с психическими расстройствами, средствами педагогического воздействия и возможностями театральной педагогики, помогают не только создать условия для развития утраченных качеств личности подростка, укрепить его позитивное отношение к миру, установить истинный положительный образец в драматургии и в жизни, но и способствуют успешной адаптации, интеграции и индивидуализации подростков в обществе.   

Литература:

1.       Дубровский А. А. «Жемчужина России»: Из опыта воспитательной работы Всесоюзной пионерской здравницы в г. Анапе. — М.: Педагогика, 1985. — 80 с.