Рева Е. К., кандидат
филологических наук,
доцент кафедры
журналистики ПГПУ им. В. Г. Белинского,
Одинокова Н. Н.,
студенка III курса
факультета русского
языка и литературы
ПГПУ им. В. Г. Белинского
Инфографика в
периодических изданиях
(на примере журнала
«Русский репортер»)
Современный человек по определению ученых живет
в информационном обществе. Необходимые нам данные мы можем получить из
различных масс-медиа. Но информационный поток оказывается настолько объемным,
что большую часть информации, которую получает человек, он не воспринимает.
Особенно остро стоит проблема однообразия подачи информации с экранов
телевизоров и страниц журналов. Именно поэтому с недавних пор внимание
работников СМИ было обращено на такой вид подачи информации как инфографика.
Под термином «инфографика» традиционно понимается
визуальное представление информации, данных и знаний. Ифографика встречается в
книгах, газетах, инструкциях, бизнес-отчетах. Визуально инфографика может быть
представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы,
иллюстрации, эмблем или простых рисунков [1].
Мы проанализировали журнал «Русский репортер» на
предмет использования в нем инфографики, которая отличается разнообразием и
особенностями функционирования визуальной информации.
Для исследования нами была произведена выборка
из 20 номеров журнала за период с 7 октября 2010 по 21 марта 2011. Анализ
показал, что в инфографика используется в различных рубриках журнала «Русский
репортер»: «Сцена», «Репортажи», «Фигура», «7 вопросов», «Актуально»,
«Десятки», «Спецпроекты», «Wikileaks», «Фотография», «Страна», «Научные карты»,
«Научные новости», «Вехи», «Казусы», «Тест-драйв», «Гаджеты», «Города». «Вещи».
Рубрика «День в истории» состоит из материалов,
которые представляют собой комикс – элемент, относящийся к инфографическим
единицам. Например, в № 6 от 17 февраля 2011 года в рубрике проиллюстрирован
день отмены крепостного права в России. Следует отметить, что эта рубрика
появилась сравнительно недавно. До этого ей соответствовала рубрика «Неделя в
истории», в которой были представлены события соответствующие числам месяца
выхода журнала, происходящие десятки лет назад.
В рубрике «Спорт» инфографику можно встретить
нечасто, но примеры в нашей выборке также имеются. В № 39 от 7 октября 2010
года инфографика помогает автору наглядно продемонстрировать читателю, как
играть в лапту. Инфографика сопровождается текстом, в котором оговариваются
правила игры, а на рисунке изображено расположение игроков, то есть текст не
дублирует и не поясняет инфографику, а сообщает дополнительную информацию.
Соблюдение данного правила свидетельствует о грамотном способе визуализации.
Наиболее широк спектр инфографических элементов,
представленных в рубрике «Научные карты». Всего проанализировано 54 инфографических
элемента.
Частотность употребления инфографических
элементов в процентном соотношении выглядит следующим образом: 1) Тематические
карты (20,3%) – лидер по употреблению в рассмотренных нами номерах журнала (на
наш взгляд, это связано с тем, что одна из целей, которую ставит перед собой
журнал «Русский репортер», - стать изданием с мировым именем, поэтому
большинство проблем освещаются в мировом масштабе); 2) Круговая диаграмма
(14,8%) – выражена с небольшим преимуществом, практически делит второе и третье
место (ее употребление, на наш взгляд, связано с яркой наглядностью и простотой исполнения данного элемента); 3) Гистограмма
(12,9%) – занимает третье место нашего рейтинга: с ее помощью автору легко и
удобно давать в сравнении большое колличество различного рода данных.
Анализ показывает, что в журнале «Русский
репортер» основной акцент делается на использование инфографических элементов
простых в исполнении, но содержащих в себе большой объем информации. Но,
несмотря на «простоту» элементов, они подаются в совокупности, что позволяет
автору представить проблему многоаспектно: временная шкала укажет на изменения
в процессе развития, диаграмма позволит детально показать динамику роста и т.д.
Следует отметить, что в постоянной рубрике «Научные карты» встречаются и
примеры сложной инфографики, отражающие глобальные проблемы современного
общества в государственном или мировом масштабе.
Нам представляется важным обратить внимание на цветовое
решение указанной рубрики. Подбор того или иного цветового спектра в ней
обусловлено тематикой представленной инфографики. Остановимся на отдельных
материалах и рассмотрим их более подробно.
В № 43 (171) тема материала звучит следующим
образом: «Какими путями наркотики передвигаются по планете». Преобладающий цвет
– черный. Не случайно автор пользуется именно эти цветом. Он еще раз обозначает
проблему, подчеркивает ее драматичность. Цвет работает на раскрытие темы, ведь,
несмотря на то, что значение черного цвета в разных культурах разное, часто
черный цвет несет в себе информацию о печали, негативе и страданиях.
В № 09 (187) при инфографическом освещении темы
материала: «ВОЗ опубликовала новые данные об употреблении алкоголя» доминирует
голубой цвет, выражающий идею беспечности и беззаботности. При созерцании
голубого цвета на человека нисходит состояние покоя, расслабленного
удовлетворения, чувство гармонии и умиротворения. «Голубой соединяет нас с
небом и океаном. Он отрезвляет слишком нетерпеливых или агрессивных людей,
помогает нам отвлечься от будничной суеты и настроиться на торжественный,
величественный или несколько отстраненный лад» [2]. С одной стороны, уместность
данного цвета очевидна – речь идет об алкоголе, о жидкости, следовательно, и
цвет используется соответствующий. Но, с другой стороны, поднимается проблемная
тема, а цвет отличается легкостью, яркостью, что не совсем отражает тональность
инфографического сообщения . В № 3 (181) цветовой основой материала «Бизнесмены
думают о хорошем» становится желтый. На наш взгляд, желтым цветом обыгрывается
статистика, в которой большинство людей из бизнеса положительно настроены. «Желтый
цвет — это самая светлая яркая краска, и поэтому воздействует легко и живо. В
соответствии с этим он повышает вегетативные функции. Желтый воспринимается
нами как солнце. Он — легкий, сияющий, возбуждающий и согревающий. Желтый
представляет собой освобождение, раскрытие и релаксацию. Желтый соответствует
неопределенному будущему и неосуществимым возможностям, желтый — это изменения»
[2].
Безусловно, не во всех инфографических
материалах авторы пользуются цветописью. Чаще всего, сама тема материала
подсказывает необходимость или необязательность обращения к этому приему. Но,
на наш взгляд, наличие соответствующего цветового содержания в разы повышает
эффективность воздействия инфографики.
Литература:
1. Материалы
сайта http://infographer.ru
2. Лебедев-Любимов
А. Н. «Психология рекламы». – СПб.: Питер, 2003.