К.ф.н. Петрова Л.М.
Орловский государственный университет, Россия
«Единственная
дельная книга»
(«Выбранные места из переписки с
друзьями»
Н.В. Гоголя)
«Выбранные места из
переписки с друзьями» является одним из великих творений Н.В.Гоголя, крупнейшим
идеологическим и нравственно-эстетическим явлением в русской литературе.
Томимые духовной жаждой, «мы опять стоим перед этой книгой» (А.Блок), которая
отражает религиозный, нравственный подвиг её автора, то «прочное дело жизни»,
которое писатель считал важнее даже своего художественного творчества. Гоголю
открылся религиозный смысл человеческой жизни. Он пришел к убеждению, что душа
человека из раздробленности и греховного состояния должна отдаться
просветлению, небесной красоте, божественному совершенству,
В системе
религиозно-нравственных взглядов Гоголя основополагающее место занимает закон
любви. Любовь к ближнему он считает первым условием христианской жизни: «Без
любви к Богу никому не спастись ... Трудно полюбить того, кого никто не видал.
Один Христос принес и возвестил нам тайну, что в любви к братьям получаем
любовь к Богу ... идите же в мир и приобретете прежде любовь к братьям» [1:135].
Размышления о вере, о ее сущности соединяются с раздумьями писателя о России.
Гоголь один из немногих почувствовал духовное, нравственное обнищание и
оскудение страны. Как гражданин, как провидец, он чувствует и видит «ужасы и
страхи» России, прозорливо всматривается в ее действительную жизнь: «…черствей
и черствей становится жизнь; все мельчает и мелеет…»[1:276]. Мир, по мнению
писателя, пребывает во тьме: «А мир, лишенный света, это мир, не познавший
Христа». Самое страшное в современном человеке, говорит Гоголь, черствость и
охлаждение, омертвевшая душа.
Гоголь обладал особым
духовным зрением, особой чувствительностью ко злу, которое он понимал как
проявление темных, диавольских сил в мире. Писатель убежден, что «диавол выступил
уже без маски в мир ... он перестал уже и чиниться с людьми. С дерзким
бесстыдством смеется в глаза им ... » [1: 274].
Страх за Россию, ужас от
осознания надвигающейся катастрофы выплескивается в призыв-предупреждение: «соотечественники!
страшно!». Но зло, по Гоголю, не только вне человека. Оно и внутри человека, в
гордом уме его. Именно гордыня ума уводит нас от истины, обрекая на нравственный
нигилизм. Продолжая Пушкина, предвосхищая Лермонтова, Достоевского, Толстого и
Чехова, Гоголь уверен в том, что «ум идет вперед, когда идут вперед все
нравственные силы в человеке» [1:273]. Поэтому душа человеческая предстает
основным полем борьбы добра со злом. Зло в человеке - это искажение его
природы, которую он извратил, исказил. Зло - это омертвление души, опошление,
искажение любви и добра: ведь душа христианка. Гоголь искренне верил, что мир
спасется любовью, спасется, если жива душа. И если хочешь спасти мир от зла,
спаси прежде самого себя: «Прежде чем приходить в смущенье от окружающих
беспорядков, не дурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу» [1: 189].
Мысль Гоголя о преображении
мира путем просветления, очищения человека очень продуктивна и современна.
Гоголь советует, что воспитываться надо в глубоком внутреннем созерцании, в
исследовании собственной души, ибо там законы всего и всему. Гоголь был тонким
психологом, изучившим человека досконально. Следует вслушаться в его советы-откровения:
не своди глаз с самого себя. Имей всегда в предмете прежде себя. Будь эгоистом
в этом случае. Эгоизм Гоголя - эгоизм, так сказать, нравственный, высоко
этический, замешенный на самоотверженной любви к России: «..всего себя
умертвивши для себя, но не для неё» [1:237]. Этот эгоизм предъявляет человеку
большие нравственные требования и требует ограничения, ответственного отношения
к поступкам, напряжённой внутренней, душевной работы. В христианской проповеди
самосовершенствования заключается нравственный пафос книги.
С идеей очищения души, ее воскрешения, обретения себя в
обществе связана идея поприща, места, на котором человек призван выполнить свой
долг гражданина. Гоголь убежден, что
закон Христов можно нести с собой повсюду и исполнять его во всяком звании и
сословии.
По глубокому убеждению
Гоголя, кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой. Эта
аскетическая устремленность к чистоте души художника-писателя объясняется
беспредельной преданностью, поклонением Гоголя
искусству, подвижничеством, доходящим
до самоотречения. Он любил литературу, искусство до самозабвения, со
всей страстью романтика, со всем упоением тонкого знатока поэзии, но эта любовь
до самоотречения доставляла религиозному чувству писателя глубокие страдания,
приводила к мучительному душевному разладу.
Утверждением искусства и литературы как высшей ценности Гоголь
противоречил логике религиозного мироощущения: с точки зрения христианской
веры, все земное мельче небесного и нет ничего выше приверженности высшему
Божecтвенному началу. Но вместе с тем он искренне верил в то, что литература,
как и театр, обращена «к своему высшему назначению» и «служит незримой ступенью
к христианству». Искусство, по Гоголю, призвано примирять человека с жизнью,
открывая одухотворенный ее смысл. В этой связи писателю принадлежит особая
роль, предначертана особая миссия. Наделенный «высшим подарком Бога - словом»,
писатель призван сказать спасительное слово, которое и может только родиться из
просветленной и светлой души. К просветлению души Гоголь шел через ее познание,
через преодоление мерзостей, открывая для себя смысл жизни и творчества в деле
служения Христу, закону Любви.
Гоголь писал свою книгу для
тех, кто не ходил в Церковь, для тех, кто ещё только стоят на этом пути. Он
полагал, что это его «единственная дельная книга», а потому «она нужна и что
она может быть полезна» [1:37]. Он обратился к современникам с «Выбранными
местами из переписки с друзьями», движимый искренним желанием воздействовать на
себя и одновременно на всех, предлагая путь спасения России. Уверенный в том,
что, «кто приобрел крупицу мудрости, тот не имеет уже права скрывать ее в себе
от других», Гоголь делает попытку пробудить религиозное чувство, воскресить в
людях любовь к Богу, к друг другу, Посредством своего слова, книги, он хотел
повести соотечественников по дороге к Христу, обратить их внимание на
«узнаванье тех вечных законов, которыми мучается человек и человечество». Он
был уверен и в том, что ненасытная Европа обратится к России не за покупкой
пеньки и сала, но за покупкой мудрости, «которая больше не продается на
европейских рынках» [1:190].
Не сомневаясь в значимости
создаваемой им книги, писатель встал на колени перед Богом, чтобы просить у него
Гнева и Любви. Гнева - против того, что губит человека, Любви - к бедной душе
человека. Гоголь открывал истины себе и тем, перед кем уже предстали эти (как
скажет позже Достоевский) «проклятые вопросы» человечества, и тем, кто был еще
далек от них.
Книга посвящалась России,
современникам. Она обнажала гнев и боль писателя, его «страхи и ужасы»,
отражала «болезненный рост неудовлетворения на все, что ни есть»: на порядок
вещей, на время, на самого себя, и открывала путь выхода из «трудных
обстоятельств, расслабленья и развращенья общего, повсеместной ничтожности
общества» [1:191].
Оставаясь, прежде всего,
писателем, Гоголь так располагает главы в своей книге, чтобы ясно обнажить,
сделать зримыми «незримые ступени» к совершенству: он последовательно движется
от обнажения видимых грехов к невидимым, глубинным грехам. Гоголю-писателю
одинаковой мере важно постигнуть и «небесную мудрость христианского учения и
запутанность настоящего момента». Это обусловливает поиск такого слова, которое
совмещает благоговейное принятие Божьего мира, смирение перед Его мудростью и
безжалостную критику современного русского мира [2:150].
Книга Гоголя чрезвычайно
современна и актуальна. В ней писатель говорит о необходимости внутреннего
строения каждого члена общества как
залога переустройства и преображения страны. Он говорит о любви к России:
«…тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много
любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, - нужно иметь много
любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого
слова» [1:291]. Гоголь полагал, что «верховная инстанция всего есть Церковь и
разрешенье вопросов жизни – в ней» [1:320]. Злободневно звучит и напутствие
писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души».
Литература
1.
Гоголь Н.В. Духовная
проза. М.,1992.
2.
Анненкова Е. Гоголь и
декабристы. М., 1989.