ДРУКАРЮ КНИГ, ПРЕД ТЕМ НЕВИДАННЫХ – 500 ЛЕТ
В.М. БАКУМЕНКО (Москва)
В 1998 на Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника
диакона Ивана Фёдорова рядом с типографским станком – первое изображение
печатной машины и первопечатника на православной иконе.
Энциклопедия «Википедия»
Русский Первопечатник Иван Фёдоров – легендарная фигура отечественного
средневековья. С течением времени его роль и значение в русской культуре возрастает и
получает достойную оценку.
Как известно, имя и дело Ивана Фёдорова по-настоящему было открыто только в ХХ
веке. Если ещё в ХIХ столетии Ивана Фёдорова считали всего лишь талантливым
ремесленником, то в прошлом веке стало абсолютно ясно, что это был просветитель,
общественный деятель, писатель, педагог, художник и первый русский блистательный
полиграфист. Он первый дал соотечественникам печатные книги, понимая их огромное значение.
Жизнь и издательская деятельность Ивана Фёдорова отражена в монографиях, исследованиях, статьях. Мы как будто всё о нём знаем, но в то же время до сих пор не известно, когда и где родился Первопечатник, какую фамилию носил – Москвитин,
Фёдоров… И всё же то, что нам известно об этом человеке, заставляет с большим
уважением и почтением относиться к нему и делу всей его жизни.
Скорее всего, правы те исследователи, которые идентифицируют выпускника Краковского университета Ивана сына Фёдора Москвитина, удостоенного в 1532 году
степени бакалавра, поскольку уже первая точно датированная книга «Апостол» свидетельствует о том, что её подготовил к печати высокообразованный человек. Не вызывает сомнений и то, что основы полиграфического мастерства Иван Фёдоров получил в московской Анонимной типографии, выпустившей до его «Апостола» несколько книг, без указания выходных данных. Вероятно, в Анонимной типографии Иван Фёдоров настолько ярко себя проявил, что именно на его кандидатуре остановил свой выбор великий библиофил средневековья, писатель-публицист царь Иван Васильевич Грозный, когда решил основать большую государственную типографию. Грозный любил и высоко ценил книгу, понимал её значение в общественно-политической и культурной жизни. Он хорошо знал богословскую и мирскую литературу и книжность, имел большую и сложную по составу библиотеку. Чтобы понять уровень и масштаб образованности Ивана Грозного, достаточно познакомиться с его посланиями в Кирилло-Белозерский Успенский монастырь и переписку с Андреем Курбским. Показательно также, что первый русский суперэкслибрис, оттиснутый на переплёте первопечатного "Апостола" Ивана Фёдорова, принадлежал Ивану Грозному. Выглядел этот книжный знак величественно и монументально: Государственный герб Руси в прямоугольной рамке, над двуглавым орлом и под ним была расположена надпись красивой вязью - "Иоан Божиею милостью государь царь и великий князь всея Руси". Благословил на книгоиздательский подвиг Ивана Фёдорова Митрополит Московский и всея Руси Макарий (1481/1482 – 1563), автор грамот, посланий, инициатор и составитель крупнейших книжных сводов, в том числе и многотомного Лицевого Летописного свода.
2.
Всего несколько месяцев не дожил Митрополит Макарий до выхода в свет Фёдоровского
«Апостола». Символично, что Митрополита и Первопечатника с типографским станком можно видеть на иконе, освящённой в 1998 году. В этом великом событии видится ещё одно доказательство торжества исторической справедливости.
* * *
Напомним главные вехи последних двадцати лет жизни Ивана Фёдорова.
В 1564 году Иван Фёдоров выпустил первую, точно датированную русскую печатную
книгу – «Апостол», снабдив её первым в России послесловием и рассказом о том, как
была задумана и как издавалась эта книга.
Иван Фёдоров проделал большую предварительную текстологическую и редакторскую
работу, превосходно оформил книгу. Тексту предпослал гравированный на дереве фрон-
тиспис – изображение Апостола Луки. Поместил в ней 48 заставок, 22 буквицы и другие типографские украшения орнаментального характера. Исследователи установили, что
Фёдоров творчески переработал «Большой прописной алфавит» Израэля ван Мекенема,
выгравированный на меди немецко-нидерландским гравёром в конце XV века, и
орнаментальные мотивы школы Феодосия Изографа /около 1470 – 1-я четверть XVI века/
первого русского гравёра, книгописца, иконописца, сына легендарного живописца XV
века Дионисия. Опираясь на такие высокие образцы книжного искусства и графики,
ему удалось создать уникальный старопечатный стиль, в дальнейшем получивший
широкое распространение в художественном убранстве рукописных и печатных книг.
Вслед за «Апостолом» Иван Фёдоров успел напечатать в Москве «Часовник». В 1566
году он был вынужден бежать из столицы и перебраться в имение гетмана Г.А. Ходкевича
в Заблудове. Здесь была основана вторая типография Ивана Фёдорова и напечатано
«Учительное Евангелие», сборник бесед и поучений, с толкованием евангельских текстов.
В его состав вошло «Слово на Вознесение» Кирилла Туровского – первый опубликован-
ный памятник древней восточно-славянской литературы. Там Фёдоров напечатал также
Псалтырь с Часословцем. Вскоре Г.А. Ходкевич принял решение прекратить издательскую деятельность по состоянию здоровья, а Фёдорову посоветовал заняться земледелием, выделив Первопечатнику небольшую деревеньку Мизяковское (ныне Винницкая область, Калиновский район). Иван Фёдоров отказался
от предложения гетмана, ибо видел своё призвание в другом деле. Позже, в послесловии к львовскому «Апостолу», он так сформулировал своё кредо:
«Но не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни,
потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу».
Из Заблудова Иван Фёдоров переехал во Львов, где в 1573 году основал первую в
Украине типографию. Здесь было напечатано новое издание «Апостола». В послесловии
– «Повесть… откуду начася и како свершися друкарня сия» – помещено первое напеча-
танное произведение русской мемуарной литературы. В конце книги была воспроизведена
геральдическая композиция /гравюра на дереве/ с гербом Львова и типографским знаком
Ивана Фёдорова, который до сих пор полностью не расшифрован и остаётся загадкой для
исследователей.
Во Львове в 1574 году был напечатан и первый русский учебник – «Азбука».
Первое издание этого учебного пособия сохранилось в двух экземплярах. Они находятся
3.
в библиотеке Гарвардского университета /США/ и в Британской библиотеке в Великобри- тании. Поскольку в этих экземплярах отсутствует заглавие и титульный лист, исследователи называют пособие «Азбука», «Букварь» и даже «Грамматикия». Исходя из оглавлений разделов учебника Ивана Фёдорова, все эти названия вполне применимы и обоснованы. Но главное, учебник был так замечательно построен, что учил
детей не только грамоте, но и давал первые уроки нравственности, поскольку его вторая
часть, предназначенная для чтения, содержала великие образцы: божественные молитвы, изречения из притч Соломона, фрагменты из посланий Апостола Павла.
Это учебное руководство было оформлено Иваном Фёдоровым пятью заставками и тремя концовками. Эти украшения были настолько мастерски выгравированы, что их
оказалось вполне достаточно для создания впечатления, что учебник великолепно
проиллюстрирован. Иван Фёдоров проявил себя не только незаурядным педагогом, но и человеком, который сумел отразить значительные достижения педагогической мысли своего времени.
В своём первом на Руси печатном пособии для обучения письму и чтению он опирался на
наиболее авторитетные в то время грамматические руководства. Но ему удалось создать
оригинальное пособие для первоначального обучения, дополнив традиционную методику
новыми приёмами и новым методическим материалом, который способствовал ускорению и облегчению процесса обучения грамоте. Это был новаторский учебник. На протяжении
множества лет он был образцом для последующих изданий подобного рода, включая и
«Первое учение отроком» Феофана Прокоповича, увидевшее свет в 1721 году.
Второму изданию «Азбуки» Ивана Фёдорова повезло больше. Работая в Остроге, Фёдоров в 1578 году осуществил новое издание «Азбуки». Она была дополнена
параллельными греко-славянскими текстами, в ней впервые было напечатано «Сказание» Черноризца Храбра – памятник древне-болгарской литературы, в котором говорится о соз-
дании славянского письма Кириллом и Мефодием. Таким образом, Первопечатник стал
первым публикатором старославянских текстов. Что касается второго издания «Азбуки» Фёдорова, то её сохранилось по экземпляру в Копенгагене /Дания/, в Готе /Германия/ и
фрагменты, которые хранятся в Российской Государственной библиотеке в Москве.
Четвёртая типография Ивана Фёдорова была основана в 1578 году в Остроге, в имении
князя К. К. Острожского. Там Иван Фёдоров, кроме повторного издания «Азбуки»,
напечатал «Новый Завет» с «Псалтырью», а также «Книжку, собрание вещей нужнейших, въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго Завета» – первый в истории отечественной библиографии и документалистики алфавитно-предметный указатель и одновременно сборник афоризмов и крылатых слов.
В Остроге Иван Фёдоров напечатал и первую полную «Библию», замечательный памятник истории славянской культуры – вечный памятник великому русскому
Первопечатнику. Появление полной «Библии» стало важной вехой в укреплении позиций родного языка и росту национального самосознания славянских народов.
Известно, что полный список Библии архиепископа Геннадия, который послужил основой для издания легендарной Острожской Библии Иваном Фёдоровым, передал Иван Грозный. Так судьба снова соединила имена Ивана Грозного и Ивана Фёдорова на книгоиздательской ниве в самом конце их жизненного пути. Круг замкнулся. Есть что-то символическое и в том, что оба Ивана и в мир иной ушли друг за другом: Первопечатник
5 декабря 1583 года, а Царь – 18 марта 1584 года.
В 1582 году Иван Фёдоров снова поселился во Львове, где пытался организовать новую
типографию, но все попытки оказались тщетными. Вероятно, крах дела всей жизни вскоре привёл Первопечатника к смерти. Похоронили Ивана Фёдорова в Свято-Онуфриевском монастыре…
4.
Всего два десятилетия продолжалась издательская деятельность Ивана Фёдорова. И не-
смотря на постоянные гонения и преследования, вынуждавшие Первопечатника переез-
жать из одного города в другой, свершённое Иваном Фёдоровым поражает масштабом,
совершенством воплощения каждого замысла и ярко выраженной просветительской
направленностью.
* * *
Подвиг Ивана Фёдорова многообразно отражён не только в книгах, но и в изобразитель-
ном искусстве. Интересно увековечена память о русском Первопечатнике в графике малых форм – экслибрисе.
Впервые образ Ивана Фёдорова появился на экслибрисах замечательных художников
20 – 30-х годов Н.П. Дмитревского /1890 – 1938/ и А.Д. Силина /1883 – 1942/. Это прои-
зошло в 1925 году в Вологде и Ростове-на-Дону. В композицию экслибриса «Из книг В.Я.
Адарюкова» Николай Павлович Дмитревский поместил фрагмент памятника Первопечат-
нику в Москве, Александр Дмитриевич Силин в миниатюре «Из книг Н.П. Проскурнина»
нарисовал поясной портрет Ивана Фёдорова, рассматривающего напечатанную им книгу.
Следует отметить, что первые экслибрисы на эту тему были адресованы известным
деятелям русской культуры прошлого века.
Выдающийся учёный, библиофил и коллекционер Владимир Яковлевич Адарюков
/1863 – 1932/ оставил значительный след в отечественной культуре, в том числе и в экс-
либрисном движении своего времени, как автор книг, вошедших в число основополага-
ющих для науки о книжных знаках. Николай Павлович Проскурнин /1888 – 1966/ был
примечательной личностью в области русского книгопечатания. В первые послереволю-
ционные годы он организовал в своём родном городе Ростове-на-Дону Полиграфическую
школу. В ней он читал лекции, создавал для своих питомцев учебные пособия. Заведуя
этой школой, Проскурнин одновременно работал техническим руководителем типографии
Южно-Донского союза кредитных обществ.
На складе этой типографии лежал своевременно полностью не реализованный тираж
календаря на 1919 год. Поскольку оборотная сторона листов календаря была пустая,
Проскурнин решил напечатать на этих листах свою книжку «Изобретение книгопечатания
и начало его в России». Так появилась единственная в своём роде и очень редкая книжка,
поскольку «тираж» её был минимальный.
Всю жизнь Н.П. Проскурнин собирал старинные типографские шрифты. Он составил
богатейшую картотеку шрифтов всех времён и народов. К сожалению, эта уникальная
картотека до сих пор не издана. Если многолетний подвижнический труд учёного пропа-
дёт, это будет ещё одна невосполнимая потеря для отечественной науки и истории искус-
ства полиграфии. В последние годы жизни Н.П. Проскурнин жил в Москве и работал
в Отделе новых шрифтов НИИ полиграфического машиностроения. Символично, что
коллекция экслибрисов, посвящённых русскому Первопечатнику, открывается знаком
для домашней библиотеки такого человека, как Николай Павлович Проскурнин.
Следующий экслибрис, запечатлевший памятник Ивану Фёдорову в самом центре
Москвы, был создан в 1933 году. Эту классическую миниатюру выгравировал крупный
мастер искусства ксилографии Михаил Иванович Пиков /1903 – 1973/. Книжный знак
«Из книг Н.Н. Орлова» тоже был адресован незаурядной личности в отечественном
книговедении. Николай Николаевич Орлов /1898 – 1965/ написал около 200 работ по
библиографии, книговедению и библиофилии. Крупный учёный собрал уникальную
научно-книговедчекую библиотеку и передал её в фонды Академии наук СССР.
5.
На сегодняшний день существует около 150 экслибрисов памяти Ивана Фёдорова.
Основной их корпус был создан во второй половине прошлого века. Большинство знаков было приурочено к юбилейным датам Первопечатника: 400 и 425-летию русского
и украинского книгопечатания и 400-летию со дня кончины Ивана Фёдорова.
Доминантой подборки экслибрисов памяти Ивана Фёдорова являются портретные
знаки. И это при том, что изображение Первопечатника не сохранилось /а может его и
вовсе не было/. Похоже, что такое положение создало для художников безграничные
возможности для решения непростой задачи. Многие художники в центр своих компо-
зиций помещают знаменитый памятник С.М. Волнухина, появились знаки, запечатлев-
шие памятник Первопечатнику во Львове. Некоторые художники весьма удачно и изоб-
ретательно вводят в композиции миниатюр типографский станок и типографские знаки
Первопечатника – их Иван Фёдоров воспроизводил в конце своих знаменитых изданий. Многие художники вполне уместно используют в композициях экслибрисов гравюры,
фрагменты и детали художественного оформления книг, которые придумал, нарисовал
и выгравировал Иван Фёдоров. Это придаёт их миниатюрам особую достоверность и
оригинальность. Мастера искусства прикнижной графики прекрасно понимают перспек-
тивность этого пути, ибо Первопечатник оставил людям не только уникальные образцы
печатного дела, но и бесценные идеи для дальнейшего развития искусства книги и поли-
графии России.
Экслибрисы, посвящённые Ивану Фёдорову, увлечённо коллекционируют, включают
в экспозиции книжных знаков и в персональные выставки памяти Друкаря. Большая
часть этой коллекции адресована людям, много делающим для популяризации имени и
творческого наследия человека, давшего людям печатные книги. Особо отметим мастер-
ские работы выдающихся русских художников А.И. Калашникова /1930 – 2007/ и Н.И.
Кофанова /1943 – 1998/, адресованные профессору Е.Л. Немировскому. Широко известно,
как много сделал этот выдающийся учёный для изучения издательской деятельности
Ивана Фёдорова. Назовём лишь основные труды доктора исторических наук: «Возникно-
вение книгопечатания в Москве. Иван Фёдоров», «Начало книгопечатания на Украине.
Иван Фёдоров», «Иван Фёдоров в Белоруссии», фундаментальная монография «Иван
Фёдоров», «Иван Фёдоров. Начало книгопечатания на Руси». Последняя книга вышла
в 2010 году, она посвящена 500-летию Первопечатника и содержит в себе «Указатель литературы» об Иване Фёдорове с 1574 по 2010 гг. Это поистине уникальное издание.
Венчает весь этот подвижнический труд всей жизни выдающегося исследователя нашего
времени недавно вышедшее уникальное издание: "Иван Фёдоров и его эпоха.
Энциклопедия".
Отрадно отметить, что книжные знаки памяти Ивана Фёдорова продолжают появляться
и в ХХI веке. Особенно активизировалась эта работа в преддверии замечательного юбилея Первопечатника – 500-летия со дня рождения. Не может не вдохновлять художников уже сам этот факт: сквозь гигантскую завесу времени, протяжённостью в пять столетий, прорвалось это великое имя и всех нас продолжает восхищать его творческий подвиг. Иван Фёдоров жил с огромным опережением своего времени, поэтому он и сейчас
справедливо воспринимается современником людей ХХI столетия.
Отдельно отметим имена художников, создавших наиболее значимые книжные знаки
в ХХI веке, запечатлевшие образ первопроходца отечественного просвещения ХVI века
Первопечатника Ивана Фёдорова: Г.В. Бабич (Москва), В.С. Житников (Москва), Н.С. Карасёв (Тула), Ю.И. Космынин (Москва), И.Д. Кириакиди (Афины, Греция), Г.А. Кулишов (Каргополь), Б.А. Малинин (Москва), Ю.Ф. Молибоженко (Новороссийск), С.С. Парфёнов (Благодарный), Е.А. Пилипенко (Екатеринбург), В.В. Покатов (Москва), Б.Н. Романов (Северодонецк), Г.А. Сергеев (Киев), В.Н. Чекарьков (Тула).
6.
«Первому на Руси мученику печатного дела» – так гласила надпись на одном из венков
возле монумента скульптора С.М. Волнухина в день открытия памятника Ивану Фёдорову
100 лет назад в Москве. Если только схематично воспроизвести главные события этой
подвижнической жизни, то можно вполне согласиться с таким утверждением.
Как загнанный волк метался Иван Фёдоров по городам и весям своей Отчизны, гонимый и преследуемый за всё доброе, что он делал для людей. И так было всегда.
Особенно жестоко страдают от человеческой несправедливости и косности, зависти и
недоброжелательства Первопроходцы.
Наша статья посвящается 500-летию со дня рождения «Друкаря книг, пред тем
невиданных», как было начертано на могильной плите Первопечатника. Будем помнить,
что Иван Фёдоров свою подвижническую жизнь посвятил великой цели:
« Семена духовные по вселенной рассевать и всем по чину раздавать духовную эту пищу…».
Москва