Филологические науки /7.
Язык, речь, речевая
коммуникация
К.ф.н. Ухова Л.В.
Ярославский государственный педагогический университет, Россия
Демотивационные постеры как
социокультурный феномен современной интернет-среды
Изображение в черной рамке, внизу подпись-слоган - вот
что такое демотиватор. Однако при кажущемся строгом минимализме эти картинки
полифункциональны как по самой природе, так и по характеру распространения в
интернет-сообществах. Сегодня демотиваторы можно найти в огромных количествах
на любых развлекательных сайтах, в социальных сетях, в блогах. История
появления демотиваторов известна: они появились как пародия на мотивационные
постеры, или мотиваторы, которые содержали побудительную причину и были
направлены на возникновение положительных эмоций, однако никогда не отличались
большим разнообразием и были идейно скудны. Демотиваторы создавались по тем же
канонам, что и мотивационные постеры, но первоначально несли диаметрально
противоположный смысл и должны были вызывать не энтузиазм, а грусть и отчаяние.
Будь демотиваторы единичными, не распространись они так
широко, - вряд ли можно было говорить о них как о каком-то явлении.
Демотиваторы, появляющиеся в социальных
сетях, - это феномен, стабильно вызывающий исследовательский интерес и, как
следствие, множество вопросов. В отсутствие специальных изысканий, посвященных
проблеме демотиваторов, мы обратились к самим пользователям.
В качестве объекта для исследования нами
намеренно была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», поскольку сегодня - это
самая популярная российская сеть: «ВКонтакте» ежедневно посещает каждый третий
пользователь интернета (31 %), 23 % делают это еженедельно. На сегодня «ВКонтакте»
- это более 97 млн пользователей (ср.: у «Одноклассников» - 45 млн) и 9-е место
в списке самых крупных социальных сетей мира, 58 % пользователей - в возрасте до 25 лет.
Итак, во-первых, можно ли считать демотиваторы искусством?
Назвать демотиваторы
направлением искусства было бы, пожалуй, чересчур смело - это все-таки
проявление массовой культуры стремительного электронного века, в котором
демотиваторы мотивируют людей даже лучше, чем настоящие мотивационные постеры.
Пожалуй, именно в этом можно усмотреть разгадку их популярности. Сегодня люди
уже пресыщены стандартными идеологическими приемами обработки сознания и
подсознания, которыми не брезгуют ни политагитаторы, ни рекламисты, ни
журналисты. А потому антиагитация в
виде демотиваторов способна привести к куда более существенным результатам, чем
классические мотивационные плакаты, ставшие прообразом демотиваторов. Но, в
любом случае, это способ познания действительности, в основе которого лежит
субъективная оценка реалий социокультурной жизни.
Во-вторых, можно ли утверждать, что демотиваторы
– это только разновидность сетевого юмора? Безусловно, самый большой процент
демотивационных постеров содержит элементы юмора, основанные на разнообразных
приемах игры, в том числе и языковой, как в данном примере. Однако в редких
случаях эта игра создается ради игры. Юмор, ирония, самоирония – блестящие инструменты,
прежде всего, привлечения внимания к той или иной проблеме и способ
нестандартно выразить свое отношение к ней. Остроумие – это все же «тонкость
ума, изобретательность» [2: 595], то есть интеллектуальный способ обработки
информации. Следовательно, и в данном случае авторский замысел превалирует над
формой и важным все равно становится «что говорю», а не «как».
В-третьих, можно
ли считать демотиваторы рекламой?
Очевидно, можно, поскольку демотиваторы – это демотивационные
постеры, а постер - это рекламный жанр.
Как зафиксировано в словаре-справочнике по рекламе, связям с
общественностью, средствам массовой информации А. Чесанова, «постер (от
англ. poster) – плакат или афиша рекламного характера, это броское,
крупноформатное изображение, сопровождающееся кратким текстом, сделанное в
агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Из всех рекламных
жанров менее всего ориентирован на «жесткую» продажу. Он ближе к продуктам,
рассчитанным на то, чтобы нравиться» [4: 36].
Что касается особенностей жанра, то к ним можно отнести
следующее:
·
должен
быть виден на расстоянии;
·
должен
быть понятным;
·
должен
хорошо восприниматься адресатом;
·
для
текста постера важны цвет, шрифт, композиция.
Поскольку мы рассматриваем демотиваторы, распространяемые в социальных
сетях, то жанровообразующими параметрами можно считать понятность и доступность
для адресата. К жанровоопределяющим же параметрам можно отнести общий фон
(всегда черный), изображение в белой рамке и подпись-слоган (тоже белая).
Теперь рассмотрим демотиваторы как рекламный текст.
Под рекламным текстом мы вслед за Л.Г.
Фещенко понимаем коммуникативную единицу, предназначенную для неличного
оплаченного информирования о товаре, услуге, физическом или юридическом лице,
идее, начинаниях, социальной ценности с целью их продвижения и отличающаяся
полисемиотической (поликодовой) природой, то есть равной значимостью вербально
и невербально выраженного смысла [3]. Что касается соотношения вербального и
визуального компонентов рекламного текста, то, как нам кажется, применительно к
демотиваторам следует говорить не столько о равной значимости, сколько о
вербально-визуальном единстве, под которым мы понимаем комбинацию из двух типов
знаков, коммуникативная эффективность которых базируется на отношении
сопряженности семантических свойств. Знаки не просто складываются, они больше
чем сумма, действуют в разносторонних отношениях и обладают синергетическим
эффектом, т.е. «возрастанием эффективности деятельности в результате
интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого
системного эффекта (эмерджентности)» [1: 402]. Кроме того, в
вербально-визуальном единстве можно выделить знак-стимул и знак-реакцию, в
качестве которых может выступать как вербальный, так и визуальный код. Но
особенностью демотиваторов можно считать выявление синергетического эффекта и в
комбинации семантически свободных компонентов текста.
Если демотиваторы можно считать рекламой, то к какому
виду рекламы их можно отнести? Ответ, который лежит на поверхности, - к
социальной, поскольку демотиваторы, как и социальная реклама, направлены на
изменение моделей общественного поведения и привлечение внимания к проблемам
социума, это реклама не конкретного товара, а некоторого «отношения к миру». И основным
источником появления демотиваторов тоже является общественная жизнь, которая
изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп
и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах. Основная цель
демотиваторов, как и социальной рекламы, – лаконично и выразительно представить
идею или социально важную проблему, а также провоцировать на позитивные
поступки.
Однако, как нам кажется, корректней все же говорить о
ценностной рекламе, поскольку, во-первых,
посредством демотивационных постеров декларируются концептуальные предпочтения
конкретной целевой аудитории, мотивированные выбором субъекта, во-вторых,
демотиваторы – это всегда ценностное суждение, имеющее в своей основе
субъективную оценку происходящего события или явления, а в-третьих, не всегда в
демотиваторе отражена проблема, важная для всего общества (ср.: «Жизнь. Мы променяли ее на контакт и аську»).
И, наконец, демотивационные постеры можно
рассматривать и как средство коммуникации в социальных сетях. Это, конечно, не
столь частое явление, но все же в некоторых случаях пользователи сети прибегают
не к традиционному вербальному общению, а заменяют его нестандартным,
«отправляя друг другу» демотиваторы.
Как показало анкетирование, ситуаций, в
которых пользователи прибегают к такого рода общению, довольно много:
·
инициировать дискуссию,
обсуждение;
·
поднять
настроение собеседнику;
·
«подколоть»
собеседника;
·
произвести
впечатление на собеседника;
·
придать
своим словам особую значимость;
·
помириться;
·
поделиться
мыслями или переживаниями.
Несколько слов следует
сказать и об особенностях коммуникации в социальных сетях. Если принять факт
того, что демотиваторы – это особый язык, состоящий из двух типов знаков, семантически
связанных и обладающих высокой степенью условности с точки зрения декодирования
информации, то тип коммуникации следует, по нашему мнению, считать
полуоткрытым.
Так, в представленном примере только пользователь сети «Вконтакте»
может адекватно декодировать смысл этого послания, поскольку только
пользователи сети знают, что третий человек – это Павел Дуров, создатель этой
социальной сети.
Что же касается выявления эффективности демотиваторов в
социальной сети, то очевидно, что эффективными будут те демотиваторы, которые:
·
имеют
большое количество комментариев;
·
содержатся
в альбомах пользователей;
·
выставляются на «аватарку»
(аватар - изображение, картинка, используемая для персонализации пользователя
каких-либо сетевых сервисов).
И в заключение отметим, что результаты анкетирования
показали, что сами пользователи социальной сети «ВКонтакте» считают
демотиваторы и видом массового искусства, и сетевым юмором, и рекламой, и, в
меньшей степени, средством общения.
Таким образом, можно утверждать, что демотиваторы сегодня –
это сложный социокультурный феномен интернет-коммуникации, обладающий
жанроопределяющими и жанрообразующими признаками (формальными и содержательными
признаками текста поликодовой природы) и служащий многообразным целям
организации коммуникативного пространства социальной сети.
Литература
2.
Ожегов С.И. Словарь
русского языка /Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство
Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 1200 с.