Андрей Ковалевский

 

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ.

В ряду социальных процессов, которые происходят в нашем обществе, нельзя не обратить внимание на чувственное восприятие человека. Именно на таком восприятии мира возникла философия вообще, как наука. В наши дни эта наука имеет приоритетное влияние на умы человечества. Государственная молодежная политика  ориентирована таким образом, чтобы вопросам развития, становления личности человека было отведено самое достойное место. Образование - главный инструмент, способный решать вопросы социализации молодого поколения граждан. Философия искусства и литературы служит определением ориентиров подрастающего поколения в достижении социального равенства и консолидации общества, благосостояния и стабильности, процветания Родины.

Рассматривая роль эмоций в изобразительной деятельности, Б.И. Додонов

отмечал: «...в искусстве - в творческой, в исполнительской, и в потребительской деятельности людей - эмоции играют особо важную роль. Они здесь не только побуждают субъекта к активности, не только активизируют все другие его психологические процессы, но и связывают их в единое целое, определяя то русло, по которому должны протекать акты восприятия, представления, воображения и мышления».

Важной направляющей современного образования является его повышенная мобильность, способность гибко реагировать на запросы личности в своем профессиональном развитии на протяжении всей жизни. Лозунг «Образование для жизни» сменил лозунг «Образование на протяжении всей жизни», что более соответствует современным требованиям социального устройства общества и происходящим процессам в мировом образовательном пространстве.

Влияние, которое искусство и литература оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувственное восприятие литературы, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.

Иначе говоря, эмоционально-чувственное восприятие натуры в учебном рисовании и в первоначальных разработках художественных текстов должно служить не сомнительному «художественно-образному» выражению, далёкому от натуры (изображение по поводу натуры, что в последнее время культивируется в некоторых детских художественных школах), а обязательно правдивому, реалистическому. Исходя из закономерностей развития эмоционального процесса, когда эмоциональное возбуждение мобилизует «сдвиги в сознании» и приводит к общему изменению скорости и интенсивности протекания психологических, моторных и вегетативных процессов, педагог должен заранее продумать, как преподнести этот эмоциональный «заряд», то есть художественно-эстетический эффект натурной постановки, куда входят эффект освещения, наиболее выразительное расположение предметов в пространстве и т.п., чтобы «сдвиги» повышали и активизировали, а не ослабляли творческую деятельность рисовальщика. В то же время в процессе произвольного сочинения преподаватель должен предложить подростку описание реалистических позиций существующего общества. И в том и в другом случае в творчестве подростка должны принимать участие обычные человеческие эмоции. Психологи установили, что «степень участия эмоций в регуляции поведения может быть разной: эмоция может проявляться в латентной форме - в таком случае она не оказывает непосредственного влияния на протекание деятельности, но создает готовность к определённым реакциям.

Подчеркнем, что в силу своей специфики занятия каким-либо видом искусства, в том числе и изобразительным, требуют особого подхода и специальной организации, а также, в связи с диалектическим началом, системности и непрерывности. Естественно, что их нельзя рассматривать без опоры на психологические особенности личности, особенно, в интересующим нас подростковом возрасте.

Итак, любое художественное произведение непременно должно воздействовать на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и непременной для всех его видов, форм, жанров. Если произведение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет выполнить, ибо оно просто «не дойдет» до публики.

По поводу эмоционального воздействия искусства философ А.С. Кармин делает следующее замечание: «... эмоционально воздействуют на нас не только художественные произведения. Для того чтобы понять специфику искусства, необходимо обратить внимание на то, как оно возбуждает эмоции. В отличие от естественно возникающих реальных жизненных обстоятельств, на которые мы эмоционально реагируем, художественное произведение есть искусственно создаваемый источник эмоций».

Главная особенность обучаемого подростка - это осознание собственной индивидуальности непохожести, неповторимости. Для учащихся старших классов личностные качества становятся особой ценностью. Также важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Заметное развитие получают волевые черты характера и усиление индивидуальных различий между подростками. Если весьма значительная часть юношей характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует и другая часть подростков, которая проявляет подлинный интерес к творчеству и учебе. Старшеклассник может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу, выполнять её. Тогда как любому подростку необходимо реальное участие преподавателя.

Итак - единственная возможность вызвать у человека переживание тех событий, которые на самом деле в его жизни не происходят, - это воздействовать на его воображение. Воздействовать так, чтобы он в своем воображении воссоздал эти события и превратил их в явления своей собственной жизни. Средством такого воздействия является художественный образ.

Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Если модель причины «срабатывает», то есть художественный образ воспринимается, воссоздается в воображении человека, то появляются и следствия этой причины – «искусственно» вызванные эмоции. И тогда совершается чудо искусства - его волшебная сила очаровывает человека и уносит его в «другую жизнь», в мир, созданный для него поэтом, художником, певцом. Воссоздавая силой своего воображения то, что представлено в произведении искусства, зритель, читатель, слушатель становится «соавтором» содержащегося в нем художественного образа.

При исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у современного подростка огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% -наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким творческим потенциалом.

К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому типу. В своих трудах Гегель указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т. д.

В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной или же литературной деятельности. Особенность изобразительного творчества у подростка связана очень тесно с производственным трудом или с художественным производством. Этот синтез художественного труда характерен для подросткового юношеского возраста, хотя и остается практически не изученным.

В данный возрастной период необходимо привлечь внимание подростка к данному виду деятельности, различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, редактирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.

Возрастной период обучения в художественных училищах, подготовительных отделений вузов, в педагогических колледжах имеет свой уровень развития. Этот уровень развития воображения мы условно называем уровнем дилетанта. Здесь необходимо разъяснение. В словаре С.И.Ожегова дилетант определяется как человек, который «занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки».

Поэтому, задача перед каждым преподавателем эмпирически проста: определить творческую склонность ребёнка и культивировать эмоциональное развитие ученика.

 

Список литературы:

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. -М., 2000.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М.: Академия 1996.

3. ЮркевичВ. С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. -М., 1996.

4. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1975.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. - М., 1996.