Философия/2.Социальная философия
К.филос.н. Елизаров М.В.
Башкирский государственный университет, Россия
Государство в современных условиях:
триумф капитализма и провал коммунизма?
Последние десятилетия на
мировой арене отмечены новыми явлениями социальной жизни и стремительными
преобразованиями всех сфер общества. Ни в одну из предшествующих эпох не
наблюдались столь быстрые темпы общественного развития. К
примеру, за минувшее десятилетие свыше
двадцати космических аппаратов были отправлены в самые отдалённые
уголки нашей Солнечной системы, в то
время как в небо человек впервые смог
поднятья всего несколько поколений
назад.
Стремительный прогресс
привёл к конфликту двух противоборствующих мировых экономических, политических
и социальных систем – социализма и капитализма. Капиталистической системой за
последние двести лет были достигнуты небывалые показатели материального благосостояния.
Социализм, как новое явление в современной истории, бросил вызов капитализму,
создал конфликт и вызвал неутихающие споры, оказав, тем самым, глубокое влияние
на развитие государства и политики в XX столетии.
Социализм представляет собой «…социальный строй, возникающий в
результате ликвидации буржуазного способа производства и установления диктатуры
пролетариата, основанный на общественной собственности на средства
производства, существующей в двух формах – государственной (общенародной) и
кооперативно-колхозной» [1, с. 419]. Как писал о социализме Ф.Энгельс, «пролетариат берет государственную власть и
превращает средства производства, прежде всего в государственную собственность»
[2, с. 291]. При этом собственность может принимать
форму профсоюзов, кооперативов
или же являться воплощением государства. Для социализма характерны плановое развитие народного хозяйства, отсутствие
социального гнёта и национального неравенства, постепенное стирание резких различий между разными классами,
городом и деревней, умственным и физическим трудом. Основу общественных
отношений составляет сотрудничество, кооперация, а не конкуренция.
Как
известно, многие социалистические идеи восходят к коммунизму – учению
о совместном существовании и коллективном распределении благ. В
этом отношении коммунизм уходит своими корнями в глубь истории, даже упоминается в христианском Новом Завете, как принцип совместной жизни ранних
христиан. Коммунизм, как идея переустройства общества, получает своё распространение
в современную эпоху. Промышленная революция в корне изменила общество, появились новые
технологии, получили распространение идеи совершенствования общества по пути
улучшения.
В «Манифесте
коммунистической партии» (1848) К.Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают
теорию нового мирового социалистического
порядка через революцию путём свержения правящего класса и установления
диктатуры пролетариата как промежуточного, временного состояния общества
между капитализмом и лишённым классовости, государственности и денежной системы
коммунизмом. «Пролетариат, – пишет К.Маркс, – использует
свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом
весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства» [3,
с. 446].
Согласно марксистской
теории, пролетарии как движущая сила общества, должны свергнуть
капиталистический класс, получив равную долю богатства. Как писал В.Ленин, «уничтожение
капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет
содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории [4, с. 425]. В
обществе победившего коммунизма нет места ни классовой борьбе, ни частной собственности,
в то время как права, свободы и материальные блага одинаково распределены между
гражданами – «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Идея
коммунизма представляется весьма заманчивой, а политическое и социальное
равенство всех граждан, перераспределение материальных благ между бедными и
богатыми – справедливыми. Но недостаток марксистского подхода всё же очевиден и
проистекает он из самой человеческой природы: коммунизм возможен только тогда, когда
в обществе нет места ни жадности, ни зависти,
когда людям в одинаковой степени присуще всеобщее чувство
любви и желание работать ради общего
блага. Однако, на наш взгляд, едва ли найдётся
государство, в котором личные интересы, желания и
планы совпадали бы у всех граждан. В действительности же люди чаще руководствуются
стремлением к удовлетворению личных интересов и стремлением к получению
собственной экономической выгоды, не считаясь с интересами общества. В этом отношении можно утверждать, что капитализм преуспел по той
простой причине, что изначально ориентирован на присущие
от природы эгоистические побуждения человека к удовлетворению
собственных интересов.
Наконец,
коммунизм возможен только при
условии согласия наиболее трудоспособных, талантливых и
инициативных членов общества работать и получать за свой труд равную со всеми
заработную плату, что, в конечном итоге, порождает иждивенчество и социальную
несправедливость. Капитализм, с этой точки зрения, также более привлекателен. При
капитализме способности и энтузиазм наиболее предприимчивых граждан государства
способствуют экономическому росту, а вмешательство государства
в экономику минимально. Экономика рыночного типа способна достаточно эффективно
развиваться сама по себе, благодаря естественному
механизму спроса и предложения.
Система
свободного предпринимательства в лице капитализма открывает
широкие возможности перед индивидом, позволяя наиболее полно реализовать
свои способности, умения,
трудолюбие, интеллект, дисциплину, побуждая к активной
деятельности, и тем самым способствуя продвижению интересов всего общества. Как
писал А.Смит, каждый отдельный человек, преследуя лишь собственную выгоду, «невидимой
рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения», и «преследуя
свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам
общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [5, с. 332]. Именно поэтому, взглянув на историю XX в., мы обнаруживаем, что капиталистические
страны добились больших успехов в экономике, социальной сфере и благосостоянии
своих граждан. И это притом, что капитализм, как принято считать в наши
дни, – морально несостоятельная система
ведения хозяйства.
Современная модель социализма отличается от той, что разрабатывалась
К.Марксом и другими идеологами того
времени. Социалистические страны, которые были или находятся на пути к коммунизму, несмотря на все старания, пока
что не достигли желаемой цели. В частности, попытки построения коммунизма в
бывшем СССР обернулись там установлением тоталитарного и авторитарного режимов.
Вместо коммунистического идеала общества, где все равны и работают на
достижение всеобщего блага, в стране сложилась политическая элита, установившая жёсткую диктатуру своей власти. По тому же пути движется и Китай: сегодня в стране действует
однопартийная политическая система и строго централизованный чиновничий аппарат,
осуществляющий тотальный контроль над гражданами. Как в первом, так и во втором
случае граждане практически отстранены
от участия в управлении обществом, ограничены в политических и экономических
правах. Отсюда следует вывод, что социализм в долгосрочной
перспективе оказался не жизнеспособным, а идея коммунизма – не реализованной на
практике.
Подведём итоги. На сегодняшний день идеи
К.Маркса относительно создания бесклассового коммунистического общества, в
котором нет места ни насилию, ни угнетению, где людям в одинаковой степени
присуще стремление к общему благу, работает только на уровне теории. На
практике данную идею реализовать пока не удалось ни в одном государстве мира. Всякая
попытка построения коммунизма оборачивалась установлением жёстокого диктата над
народом, и маловероятно, что в будущем в
обществе наступит момент, когда буржуазия и пролетарии объединятся вокруг идеи
коммунизма в едином стремлении к общему благу.
Литература:
1.
Философский словарь /
Под ред. М.М.Розенталя и П.Ф.Юдина. – М.: «Политиздат», 1963. – 554с.
2.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг //
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.20, – C.1-338.
3.
Маркс К., Энгельс Ф.
Манифест коммунистической партии. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4. – С.419-459.
4.
Ленин В.И. О борьбе
внутри итальянской социалистической партии. - Полное собрание сочинений. Т.41.
– С.409-428.
5.
Смит А. Исследование о
природе и причинах богатства народов. – М.: «Соцэкгиз», 1962. – 684с.