Плужникова Н.Н.,
Николаева В.В.
Кандидат
философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры Волгоградского
государственного педагогического университета; студент факультета истории и
права Волгоградского государственного педагогического университета
СВЕТСКАЯ МОРАЛЬ И
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ
В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ
На
сегодняшний день мировое сообщество в целом и Россия в частности находятся в
состоянии социального и культурного кризиса. В условиях нынешней
ситуации духовного вакуума, который возник в результате «отмирания» ранее
успешной идеи марксизма-ленинизма и отсутствия ясно сформулированной идеи
демократии приводит к поиску новых форм
развития общества и культуры. В настоящее время в культуре и обществе нет
четкого понимания дальнейшего развития, но существует многообразие теорий и
концепций, в том числе эсхатологических.
Ситуация
духовного «вакуума» «подогревается» господствующей в современной культуре
установкой постмодернизма, отрицающего какие-либо фундаментальные основания
человеческого бытия. Вся социокультурная реальность представляется в
постмодернизме как поливариантное развитие событий, пересечение и наложение
точек индивидуальных интерпретаций. В итоге эта ситуация оборачивается
релятивистской установкой в сфере традиционной морали, деконструирующей основы
человеческого существования.
В силу того,
что идей и концепций слишком много, в обществе
и культуре кризис только усугубляется, прогрессирует нигилизм, отрицание
идей или подмена ценностей. Все это делает проблему восприятия идей Ницше в
современной культуре особенно актуальной: «Ницше ощущал себя в сфере ценностей
предтечей сверхчеловека и своим творчеством расчищал пути ему. Он был убежден,
что «его время наступит послезавтра». ХХ век во многом подтвердил пророчества
Ницше относительно глобального кризиса Культуры и направления его развития» [1].
В XXI
веке мы
наблюдаем конец истории, следующий за признанием «смерти Бога». Фраза «Бог
мертв» означает не что иное как констатацию факта отсутствия последнего
метафизического, духовного основания. Это подтверждает и характерная для
постмодернизма идея понимания реальности как «ризомы», в которой нет единого
центра, единого смысла и общей системности.
Европейская
культура XIX века, наследниками которой мы частично являемся, по существу
светская, обособленная от христианства. Можно констатировать, что сегодня человечество
отходит от христианских ценностей, но не идет ни к чему иному, кроме духовного
кризиса.
В России из-за
господства марксистско-ленинистской идеологии более 70-ти лет, произошел разрыв
с традицией русского классического православия, а с распадом СССР образовался
духовный вакуум, о котором говорилось выше, который пытаются заполнить
различными течениями, идеями, сектами, и так далее.
В свою
очередь Фридрих Ницше, наблюдая похожую ситуацию в современном ему немецком
обществе в книге «Человеческое слишком человеческое» 1878 г. предложил понятие
«свободные умы», которое означало идеал человека, способного подняться над плоской
моралью и обычаями общества».
«Свободный ум» - это, по Ницше, человек, испытавший «великий разрыв».
После «великого разрыва» человек становится свободным, его влечет к
неизвестности. Он утверждал, что «никогда еще никакая религия ни прямо, ни
косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины» [2, С. 301].
В восприятии
христианства Ницше есть еще одна особенность: христианство для него – прежде
всего, мораль. Человек же сам создал мораль, как кодекс особых требований.
Таким образом, по мнению Ницше, он «поклоняется части самого себя». Такое
упрощенное понимание христианства открывает Ницше путь к переоценке ценностей,
к поиску новых идеалов. Одним из таких идеалов является гений, от которого
Ницше остается только один шаг к понятию «сверхчеловека».
«Вырождение
нравственных понятий и чувств, которое пришлось наблюдать Ницше в окружающем
его обществе, - вот что побудило его к созданию нового, то есть болезненного
идеала, к «переоценке» моральных
ценностей. Его учение о
сверхчеловеке, есть в сущности критика ненормальностей современного уклада
нравственной жизни и вместе попытка указать, будто бы нормальный строй
практической жизни и свойства истинной нравственности.
В
современном обществе мы наблюдаем своеобразную трансформацию идеи сверхчеловека
Ницше. Исчез тот глубокий смысл понятия «сверхчеловек», которое вкладывал в
него сам философ. А именно:
«чистоплотность натуры», «крайняя чистота в отношении себя», постоянное
самопреодоление, нравственное здоровье и т. д. Все это подменилось более
удобными и современными толкованиями, а именно: свое превосходство над другими,
презрение к «безликой серой толпе», бесконечной погоней за «сверхвозможностями»
и наслаждениями - вот во что
трансформировалась идея о сверхчеловеке.
Было бы
ошибочно обвинять в этом самого философа, ибо его идея не имеет ничего общего с
большинством современных толкований, а в чистом виде она наоборот, могла бы
дать спасительную идею, новую мораль.
Таким
образом, мы переходим к идее отрицания морали у Фридриха Ницше.
Понятие
морали появляется в связи с попыткой оценить вещи и явления. Оценка – то, что
мнимо упорядочивает окружающую человека хаотичную вселенную, определяет для
него направление движения. «Через оценку впервые появляется ценность и без
оценки был бы пуст орех бытия» [3, C. 23] - уверяет нас
Ницшеанский пророк Заратустра. Добро и зло – фундаментальные оценочные понятия,
абстракции призванные помочь человеку ориентироваться в окружающем мире,
превратились в тиранов, в картонный
небосклон, мешающий увидеть Солнце. Ницшеанская философия это одна из первых
попыток заглянуть за него, встать «по ту сторону добра и зла». Таким образом, отрицая общеизвестные понятия
«добро» и «зло». Ницше побуждает нас задуматься о своей жизни и уйти от
шаблонов, выработать свои идеалы и оценки и стать на путь
самоусовершенствования, на путь сверхчеловека.
Это имеет
много общего с современным нигилизмом, который отрицая мораль не дает ничего
нового, никакого нравственного роста человека. Мы еще раз наблюдаем, как
преломляются живительные идеи Ницше в сторону поверхностного восприятия.
Вышеперечисленное
дает нам понять степень востребованности идей Фридриха Ницше в современной культуре,
иначе не было бы такого частого аппелирования к «краеугольным камням» его
философии, однако их трансформация зачастую искажает их первоначальный смысл.
Одна из
задач современного российского ницшеведения, состоит в том, чтобы на волне
новой популярности Ницше, не допустить очередного «заказного» прочтения.
Другая
проблема интерпретации идей Ницше, состоит в поверхностном восприятии. Особенно
это можно проследить на примере молодежи. Усвоив две-три ключевые, по их мнению
мысли, которые на самом деле являются лишь отрывками, вычлененными из обширного
контекста, молодые люди превращают их в лозунги, которые могут служить самым радикальным или реакционным силам.
Так стало, например, с высказыванием «Бог умер – человек свободен». Сколько
жарких споров вызывает этот афоризм, но ведь лишь малая часть
возмущенных противников или восхищенных поклонников его глубоко изучили аспекты
философии Ф. Ницше, чтобы объективно и
адекватно оценивать этот афоризм в ключе общей идеи.
Подводя
итог, можно сказать, что для XXI века значение Ницше не исчерпано, потому, что
объективный и вдумчивый анализ его идей может открыть гораздо больше
интеллектуальных богатств, чем слепое
восхищение после прочтения, как если бы он был истинным пророком.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Энциклопедия культурологии.
Ницше и посткультура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture.
2. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т.
1.- М.: Мысль, 1990.
3. Ницше Ф. так говорил
Заратустра. М.: Интербук, 1990.