Философия/4. Философия культуры
К.т.н. Реут
Д.В.
Первый Московский государственный медицинский университет им.
И.М. Сеченова, Россия
Онтологический тупик европейской цивилизации и возможности выхода из
него
В свежей монографии известно итальянского
ученого М. Ливии Баччи [1] сопоставлены значения коэффициента рождаемости
ведущих европейских держав и России в XX веке.
Так, в Англии этот коэффициент с 1921 по 1975 гг. колебался в пределах 2,81 –
2,04, во Франции – 2,98 – 2,07, в Германии – 2,49 – 1,64, в Италии – 3,50 –
2,28, в Испании – 3,96 – 2,52, в СССР – 6,04 – 1,98. С 1980 года обсуждаемый
показатель колеблется в следующих пределах: для Англии – 1,81 – 1,71, Франции –
1,87 – 1,70, Германии – 1,46 – 1,24, Италии – 1,55 – 1,17, Испании – 1,86 –
1,18, СССР/России – 2,10 – 1,39. В странах традиционных культур коэффициент
рождаемости существенно превышает вышеприведенное пороговое значение.
Таким образом, тридцать лет назад наступил
новый этап европейского, а вместе с ним и мирового развития. Передовые страны евроатлантической
(в широком смысле, включая США) цивилизации и примыкающие к ним (по
фактическому семейному укладу) страны славянско-православного культурного
кластера, включая Россию, перестали обеспечивать даже простое воспроизводство
своего коренного населения. Рубеж 2,16 – 2,2 является качественным. Любые флуктуации
рождаемости, происходящие ниже него, не меняют качественной картины процесса. Используя
физическую аналогию, можно уподобить его рубежу, отделяющему системы с
подкачкой энергии от более или менее убедительных моделей «вечных» двигателей.
Косметические усовершенствования «вечного» двигателя бесперспективны. Не важно
– какая модель работает чуть-чуть лучше – немецкая, американская или
российская. Важно, что все они не выдерживают проверки на длительность
функционирования. Заимствуя из экономики понятие ренты, можно сказать, что
государство традиционной культуры обладает прокреационной рентой: его население
возрастает без каких-либо государственных усилий и затрат, исключительно
стараниями населяющих его семей (прокреация – воспроизводство населения). Государства
европейской (в широком смысле, включая США) культуры, последовав призывам
французских энциклопедистов XVIII
века и включив женщину в общественное
производство, но не компенсировав эту социальную инновацию семье в полном
объеме, уничтожили источник своей прокреационной ренты. Они оказались демографическими
аутсайдерами. Причины их «отступления» являются не экономическими или
ортодоксально-медицинскими, но – социально-структурными [2]. Мы полагаем, что они
смогут парировать отдаленные негативные последствия социального эксперимента
французских энциклопедистов XVIII
века путем самоорганизации социума лишь
при сдвиге онтологических представлений. Демографическая статистика и
социокультурный анализ ее результатов показывают, что онтология европейского прогресса – онтология развития – исчерпала
себя. Европейский прогресс не является вечным, естественным само собой
разумеющимся процессом. Строить стратегию развития, если принципиально не
обеспечивается воспроизводство и функционирование – значит, согласно поговорке,
«носить воду в решете». Сегодня европейскому миру придется умерить амбиции и на
место онтологии развития поместить более скромную онтологию, которая призвана
обеспечить хотя бы простое его воспроизводство.
Онтология
является текущим срезом непрерывного процесса онтологизации. Этот процесс в его
антропологическом повороте означает: 1) непрерывное
достраивание и перестраивание себя субъектом онтологической работы, 2) непрерывное
формирование пространства, инструментов, процедур этого постоянного
достраивания и перестраивания, 3) следование ограничению – не дать миру
уничтожить себя (слова Ж.-П. Сартра).
Мы полагаем,
что роль предельной онтологии в настоящее время должна занять новая онтология
человека. При ее формировании мы предлагаем использовать модель двухфокусной
системы в трактовке современного французского философа Э. Морена [3]. Он полагает
системой не любую часть мира с произвольно назначенными границами, а только
такую, в которой удается выделять два или большее число противостоящих друг
другу в некоторых смыслах фокусов. При этом существенно, что фокусы охвачены
взаимными рекурсивными связями, обеспечивающими как само их существование (воспроизводство,
функционирование и, возможно, развитие), так и поддержание общей конфигурации
системы. Предлагаемая нами на роль
предельной онтологии трактовка человека включает фокус единичной ипостаси
человека и фокус множественной его ипостаси. Эти фокусы охвачены петлей взаимно
обуславливающей рекурсивной связи, определяющей способы их взаимного конституирования,
непрерывного воспроизводства и взаимного употребления. Существование единичной ипостаси человека невозможно вне
общества, а множественная ипостась человека существует как сложная совокупность
его единичных реализаций. Количественная мера точности балансировки единичного
и множественного включает в качестве непременной подосновы коэффициент
рождаемости коренного населения. Он является базовым критерием
прокреационно-демографической успешности и важнейшим условием реализации любых
стратегий отдельно взятой страны и европейского мира в целом.
Литература:
1.
Ливи Баччи М.
Демографическая история Европы. – СПб.: ALEXANDRIA, 2010. – С. 240.
2.
Реут Д.В. Прокреационно-деятельностный
подход к построению концепции культуры // Фундаментальные проблемы
культурологии: В 4 т. Том I: Теория культуры / отв. ред. Д. Л. Спивак. — СПб.: Алетейя, 2008. — с. 137 –
150.
3.
Морен Э. Метод. Природа
природы. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.