Философия/
4. Философия культуры
К. пед. н. Григорьев А.Ф.
Ставропольский государственный
педагогический институт, Россия
Религиозные представления
гребенских казаков
Исследование
религиозно-мифологических верований и представлений позволит выявить, самобытность
мировосприятия казаков на Тереке,
обеспечит целостную интерпретацию генезисных и бытийных структур как
особого способа познания и освоения этнической картины мира, что и определяет
цель и задачи данной публикации.
Г.В. Косов,
определяя цивилизацию как специфический способ жизнедеятельности человеческой
общности или этноса, отмечает, что цивилизации, являющиеся, культурно-духовными
образованиями, связанными антропологическим, этническим, религиозным и другими началами, образуют духовное ядро, которое в свою очередь
является формирующим фактором внешнего облика цивилизации [6: 124].
Консолидируясь с Г.В. Косовым,
подчеркиваем, что духовная доминанта и система верований любой
этнической общности, связанной природной зависимостью, являясь духовым ядром,
кодом и матрицей цивилизации, устойчивы
во времени, в отличие от быстро меняющегося социального бытия, и специфичны для
определенной цивилизации. Религиозно-мифологические представления, наиболее
рельефно воплотившиеся в ритуально-обрядовых традициях, как раз и образуют
определенным образом духовное ядро цивилизации.
Поскольку
религиозно-мифологические верования и представления - есть духовная основа
этноса, целесообразно осуществить
некоторый культурологический анализ. М. Элиаде, говоря о ритуально-мифологическом сценарии периодического
обновлении Мира, подчеркивал, что этот сценарий может повторяться в любом
культовом действии, поскольку, миф является парадигмой любой человеческой
деятельности, образуя единую схему парадигмы творения. Еще более лаконично он
сформулировал, что человек архаического общества, ощущая себя неразрывно
связанным с Космосом, принадлежит, по сути, «священной истории» [12: 219]. Эта
мысль подтверждается тезисом о том, что
«архаический человек связан с космическими ритмами, что находит свое закрепление
в мифологическом концепте циклического времени, по законам которого строится
его жизнь и жизнь всего социума…» [3: 90]. А. Гуревич, определяя роль
религиозно-мировоззренческих представлений в формировании картины мира, отметил,
что …с переходом к средневековью большинство народов, будучи варварами стали
приобщаться к христианству и Греко-римской культуре, но их традиционное
мировосприятие не было стерто воздействием античной цивилизации. Он справедливо
также заметил, что под покровом христианских догм продолжалась жизнь
архаических верований и представлений» [2: 38]. Для подавляющего большинства
людей, входивших в христианские этносы средневековья, сложные теологические
проблемы были непонятны. Однако потребность в органичном, непротиворечивом
мировоззрении требовала познания и поиска практического смысла, прежде всего, в
таких категориях как добро и зло, жизнь и смерть.
Таким
образом, характер и система мировоззрения была направлена по пути отделения
добра от зла и объяснение того, что есть зло, что на уровне средневекового обывателя выражалось противопоставлением Бога дьяволу, т. е. путем
элементарного дуализма. Через мифы, как известно, происходило познание и
осмысление человеком окружающего мира.
Исследователям восточнославянской
мифологии удалось на достоверных материалах доказать, что существенную роль в
мифах играют такие персонажи, как первопредки и мифологические повествования о
них носят ярко выраженный парадигматический характер. Характерно, что в
содержании и формах первобытных мифов рельефно отображаются общие черты
архаического сознания: неумение выделять человека из природы, неразличение
природы и культуры, неспособность абстрагироваться от конкретного, наивное
очеловечивание окружающей природной среды (фетишизм, анимизм, тотемизм). По
замечанию А. Гуревича, явления природы (море, скалы, рыбы, звери, птицы)
являлись активными действующими силами и равноценными участниками мировой драмы
наравне с фантастическими существами, божествами и, наконец, с сопричастным им
всем человеком [2: 59]. Это же мы можем отметить в ранних славянских или
казачьих былинах.
Исследователи
неотъемлемого звена архаической славянской духовной культуры – народной
демонологии – давно обратили внимание на особую форму существования верований. Спецификой
языческого комплекса является «своеобразный характер его эволюции: новое не
вытесняет старого, а наслаивается на него, добавляется к старому» [9: 4]. Здесь
очень важно напомнить, что гребенцы довольно долго сохраняли и ревностно
отстаиваили старообрядческие религиозные традиции, наследованные от языческих
верований их древних предков. И для гребенского старообрядчества был характерен
особый тип соединения христианства с традиционными языческими представлениями.
Старообрядчество казаков на Тереке запечатлело ярко выраженные пласты восточнославянского
язычества, которые оказались тесно переплетены и включены в христианскую
обрядность. Языческие представления об окружающем мире, таким образом,
сохранились на Тереке гораздо дольше, чем в России, поэтому гребенская
религиозная система имела ряд особенностей, и ее можно рассматривать как один
из вариантов народного христианства. Старообрядцы на Тереке считали себя
хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской
церкви и это, по мнению дореволюционных исследователей, придавало им
нравственную силу и гордость [10: 252]. Убеждение в собственной
исключительности, противопоставление "истинно верующих" (себя)
"мирским" в еде, питье, молитве и пр. было характерно для
старообрядцев всех толков.
В целом
вплоть до начала ХХ века казаки-старообрядцы вели достаточно замкнутый образ
жизни, пытаясь отгородиться от "мира Антихриста", редко роднились с
православными, и даже не брили бород. По словам современника, в обычаях
гребенцов-старообрядцев сохранялось "много особенностей, данных им
расколом. Отвращение от трубки, поклонение иконам старой живописи, благоговение
к книгам до никоновского издания и равнодушие к обрядам православной
церкви" [1: 75-76.].
Характеризуя
христианские традиции гребенцов в целом, можно сказать, что они были типичными
общероссийскими. Весь жизненный уклад казаков был пронизан христианством, которое освещало важнейшие вехи на жизненном
пути казаков: рождение, свадьбу, смерть, которые сопровождались крещением,
венчанием, отпеванием. Молитвы сопровождали прием пищи, выход на работу,
службу, посещение знакомых и родственников. Забота о спасении души
способствовала развитию "скитничества". Казалось бы, христианская
идеология и военизированное сословие
- несоединимы, однако казачество
нашло в христианстве такие стороны, которые не просто помогали ему в единении,
но и в сохранении образа жизни. Для обрядовой практики гребенцов характерно то,
что в ней прослеживается много параллелей с северными русскими. Общими
элементами религиозного календаря было то, что и на севере страны, и у гребенцов
широко отмечались Покров, Никола Зимний и Вешний, Пасха, Масленица, Троица,
Успение и некоторые другие. И в то же время отсутствовали егорьевы обходы,
купальские игры, дожинки и другие элементы аграрного календаря, поскольку роль
земледелия была сведена к минимуму. Представления о загробном мире, вера в то,
что отдавшие жизнь за веру, царя и Отечество окажутся в раю, придавали казакам
особое бесстрашие. По словам современников, казак не боится смерти и в любой
момент готов умереть, взяв конец бороды в рот, и таким образом причаститься [11:
103.]. Характерно для казаков пренебрежение к смерти. В ряде документов
войсковыми начальниками отмечается, что «казаки на явную смерть идут без
размышления» [7]. Анализ религиозных старообрядческих традиций гребенцов
позволяет заключить, что старообрядчество гребенцов имело
"дораскольнический" характер, и явилось не результатом раскола, а
результатом сохранения верований раннего христианства.
Таким
образом, в религиозных традициях гребенцов особым образом совместились
язычество и православное христианство, что рельефно проявилось в их ритуально-обрядовых
традициях и представлениях.
Литература
1.
Гриценко Н.П.
Из истории старообрядчества на Тереке в ХVIII - ХIХ вв. // Вопросы истории
Чечено-Ингушетии. Т.ХI. - Грозный, 1977.
2.
Гуревич А.
Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. М. – СПб. : Университетская книга,
1999.
3.
Зубко Г.В. Миф:
взгляд на Мироздание. – М.: Университетская книга, 2008.
4.
Караулов
М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. - Владикавказ, 1912.
5.
Караулов
М.А. Говор гребенских казаков. // СМОМПК. Вып.37. - Тифлис, 1907.
6.
Косов Г.В. Теория народной художественной культуры. –
Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.
7.
РВИА. Ф.644.
Оп.1. Д.117. л. 21.
8.
Рогожин Т.
Нечто из верований, поверий и обычаев жителей станицы Червленной. // СМОМПК.
Вып.16. - Тифлис, 1893.
9.
Рыбаков Б.А.
Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974. № 1.
10.
Статистические
монографии по исследованию Терского казачьего войска. - Владикавказ, 1881.
11.
Ткачев Г.А.
Гребенские, терские и кизлярские казаки. - Владикавказ, 1911.
12.
Элиаде М.
Мефистофель и Андрогин. СПб.; Алетейя, 1998.