Философские
науки/философия культуры, религии, философская антропология
Кононов П.Н.
соискатель ученой степени
кандидата философских наук
Социокультурное значение
герменевтики «лукоморья» А.С. Пушкина
Некоторые античные (древние) народы, в
частности индусы и скандинавы, рассматривали макрокосмос, или Большую
Вселенную, как божественное дерево, растущее от одного семени, посеянного в
пространстве. Греки, персы и халдеи имеют легенды, говорящие о дереве как об
оси, на которой вращается Земля. Средневековые каббалисты сравнивали
проявленный дух со стволом дерева, а его иллюзорную неосязаемую часть существования
− с ветвями. Иногда ствол представляют единым источником всего разнообразия
творений и созданий, корни, глубоко ушедшие в землю, – символом питания. Множественность
ветвей, идущих от ствола, символизировала бесконечность форм преобразований,
зависящих от Причин, представленных как Законы, регулирующие деятельность всех
элементов мироздания. Чаще дерево рассматривалось как символ микрокосмоса, то
есть человека: сначала человечество существует потенциально в теле дерева мира,
а позднее раскрывается, образуя разные ветви и веточки, развивая при этом все
дерево. Согласно мифу ранней греческой мистерии (греч. таинство) третья раса людей создана из древесного пепла.
Змей, который часто изображается обвивающим ствол дерева, обычно означает ум,
мысли, вечного искусителя-испытателя или нужду, которая ведет все разумные
создания к окончательному открытию реальности и тем самым свергает правление
земных богов. Змей, скрытый в листве вселенского дерева, представляет космический
ум, а в человеческом дереве – индивидуальный интеллект (лат. разумение).
В высшей степени просвещенные философы и
жрецы назывались деревьями или людьми деревьев. Например, жрецы индоевропейских
племен именовались друидами, что означает, согласно одной из интерпретаций, люди с дубов. Людей, которые были
посвящены в некоторые сирийские мистерии, называли Ливанскими Кедрами. Дерево в древности считалось вместилищем душ и
духов (добрых и злых). В древней мифопоэтической традиции дерево олицетворяет
связь «нижнего» и «верхнего» миров. В былинах Дерево Великое занимает особое
место в мироустройстве (см. рис. 1).
Рис. 1. В былине говорится: «Ехал Святогор
три дня и доехал до Сиверных гор, до того до дерева великого и до той до
кузницы: в кузнеце кузнец кует судьбу – два тонких волоса».
Богатырь был одним из первых homo sapiens
(человек развивающий умение мыслить). Есмь Бога по отношению к более низким
семеричным мирам – это «Дерево великое», корень которого представлен Разумом
Христа. Центр мышления сознания – это стороны света-знаний. Центр судьбы
человека на уровне Иерусалима нетленного – матрицы ЕСМЬ Мира Христа, сотканной
из «двух тонких волоса» («Инь» и «Ян»,
но более высокочастотного Мира, чем наш). В Русских сказках и Библии
аллегории представляют собой упражнения для ума и разума в деле познания истин,
которые каждый может воспринять лишь в результате применения науки и приложения
собственного труда (см. рис. 2).
Рис. 2 Мифологические персонажи в иерархии «ЕСМЬ»
человека одушевленного.
За пять лет до рождения А.С. Пушкина Г.Р.
Державин, поставив на первое место смысловое содержание, нарушив все каноны
поэзии и грамматики, написал оду «Бог», посредством которой передал грядущим
поколениям свое понимание места и предназначения человека одушевленного в
иерархии мироустройства от Альфы до Омеги [1]. Видимо Гавриил Романович
пробовал перевести понятые им истины из разряда эзотерики (этим словом Пифагор,
Платон, Аристотель означали тайное учение, передаваемое только некоторым
ученикам [2]) в экзотерики, то есть религиозное или философское учение не
представляющее собою тайну, и поэтому не удалось вписаться в рамки жанровой и
стилистической системы классицизма. Четыре года, работая над текстом оды «Бог»,
Г.Р. Державин прокладывал путь к знаниям о человеке. В последующем великий
русский поэт А.С. Пушкин смог продолжить данный путь, придавая тайному смыслу
особую поэтическую форму сказки. Александр Сергеевич Пушкин написал вступление
к сказке «Руслан и Людмила» в духе древних мистерий, представляя человека
одушевленного «дубом». При этом он называет ауру человека «лукоморьем», ее же в
сказке о царе Салтане – островом Бу-Ян (на китайском языке слово «бу» означает
много, а «ян» – свет, природа которого преимущественно магнитная).
Мышление сознания поэт назвал «котом ученым». А
непрерывную череду магнитных форм (идей), оживляющих мысли – звеньями «златой
цепи», видимых не обычным взором, а умным глазом (умозрительное восприятие).
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых
дорожках
Следы невиданных
зверей…».
Дуб олицетворяет всего человека одушевленного. Слова
«златая цепь на дубе том…» указывают на то, что условно золотисто-желтая сфера
(см. рис. 2), создающая в геометрическом пространстве магнитные формы-«звенья цепи»,
является внешней по отношению к зелено-лазоревой сфере, образующей мысли и
выбирающей формы для их воплощения. Плоды совокупной работы двух сфер назовем
мыслеформами, а саму совокупность – сознанием. «Кот ученый» (центр мышления сознания
человека) должен быть со знаниями, поступающими от сверхсознания (верхней части
дуба) и подсознания (чувства + тело). Причем мысль «все ходит по цепи кругом»,
каждое звено которой – это очередная идея – магнитная форма созданная «лукоморьем»,
то есть магнитной оболочкой электромагнитной (Инь + Ян) матрицы тела. Об этом А. С. Пушкин именно так и говорит:
«И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…».
Действительно – мышление сознания («кот ученый») не
спит «и днем и ночью». В рамках семеричного мира человека одушевленного
мышление сознания по своему статусу и частотным характеристикам выше
материальных центров. Магнитная энергия, которая аккумулируется в оболочке матрицы, часто называемой аурой (греч. − дуновение ветерка),
представляет самую высокочастотную составляющую материальной части человека. Под
руководством мира души и центра мышления человека аура в строго хронологическом
порядке, то есть последовательно во времени, создает разнообразные магнитные формы
− «звенья златой цепи».
Совокупность деятельности «кота» с чередой магнитных
форм-«звеньев златой цепи» представляет собой рабочие мыслеформы сознания,
которые перемещаются в геометрическом пространстве быстрее видимого света. Все
их возникновения, адресные и местные перемещения, остановки, привязки,
исчезновения последовательно записываются всевидящим и всезнающим челом-учителем (см. рис. 2). Обратный процесс, то есть воспоминание, символизируется
в сказках клубком ниток, который катится в прошлое, последовательно раскрывая
суть и формы ошибок, приведших человека к беде. У сознания память коротка, и
оно не способно контролировать жизнедеятельность множества собственных
невоплощенных мыслеформ (духов бестелесных) и, тем более, чужих. А потому их
пути-«дорожки» неведомы (неизвестны) ему. Так «на неведомых дорожках» возникают
«следы невиданных зверей», то есть невоплощенных (невидимых) мыслеформ
человека.
Когда «кот» идет налево, тогда он сказку говорит.
Если принять во внимание, что Ка на древнеегипетском означает душу [2],
то под словом сказка подразумевается правильная
взаимосвязь света «ка»
человека с земною «ка» Природы. Так возникают
совершенные мыслеформы, то есть смысл и форма соответствуют следующим
требованиям «вершинной части дерева» – души, чела и судьбы.
В процессе решения повседневных задач правильные
мыслеформы обеспечивают продвижение к высшей цели, которая предопределена Богом
для души, венчающей человека (см. рис. 2). Совершенные (правильные) мыслеформы
сотрудничают с челом – законодательной,
обучающей и контролирующей вершине самого человека. В результате осознания
подсказок судьбы относительно ошибок, а также пути их совершенствования
несовершенные мыслеформы могут быть исправлены. Если «кот» идет на Право-Закон,
то он песнь заводит, которая противна Праву-Закону и душе. Тогда возникает
несовершенная-паразитическая (греч.
нахлебник) мыслеформа, живущая или за счет своего автора или других людей,
пребывающих в состоянии, как правило, такого же греха. Эти паразитические
произведения человечества живут и накапливаются в биосфере Земли до их
осознанного исправления людьми, которые несут за них персональную ответственность.
Итак, «кот ученый» – это ученик, то есть центр мышления сознания, который должен всю свою
жизнь учиться у сверхсознания и развиваться (сказку говорить). Уточним, что
сверхсознание представляет собой совокупность души-«директора школы», чела-учителя
и судьбы-наставника (см. рис. 2). А
лукоморье – это аура несовершенного человека. В геометрическом пространстве ее
поверхность ограничивает область «моря» − зону активного действия основы
биоэнергетики современного человека, которая пока далека от совершенства.
Поэтому форма ауры пока отличается от сферы, имея кривизну лука и
неровную границу подобную поверхности волнующегося моря. Отсюда
произошло название «лукоморье», которое условно назовем магнитосферой.
Можно предположить, что в обычном состоянии магнитосфера среднестатистического человека
мало похожа на сферу и в большей степени напоминает форму яйца. Если человек
достаточно гармоничен, то его аура будет иметь форму шара (совершенная
геометрическая фигура) и золотистый оттенок, например, как у магнитосферы
пламени свечи. Границы лукоморья-ауры могут претерпевать значительные изменения
подобно поверхности и берегу моря, которые под внешним влиянием ветров, волн,
землетрясений, лунных приливов и отливов становятся эмоциональным (фр. колеблющимся). При этом изменяются
цветовые оттенки и очертание формы. Цвет или цвета ауры зависят от настроений
самого человека и его взаимоотношений с другими людьми.
Благодаря «лучам света» божественной мысли,
преобразованной добрым умом человека, магнитосфера
рождает легко меняющиеся формы, которые словно облака отделяются от поверхности
своего источника и, ведомые вложенным в них смыслом, плывут к назначенному
месту возделывания земли. Там, питая ее магнитной энергией, подобной едва
ощутимой в воздухе влаге, в итоге делает возможным проявление замысла Творца,
посланного Им Матери-Природе через душу-«искру божью» (семя Отца).
Социокультурное значение герменевтики
(толкования) сказок А.С. Пушкина раскроется в полной мере в процессе
просветительской деятельности посвященной проблемам самопознания и познания
Законов, регулирующих жизнедеятельность не только отдельно взятого человека, но
целых социумов, начиная с семьи.
Литература:
1. Кононов П.Н. Критерии выбора: На
«Право» пойдешь – «коня» потеряешь, налево пойдешь – женишься.– 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – С. 528.
2. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза
(Лейпциг) и И.А. Ефрона (С.-Петербург), 1890–1907 гг. в 86 томах.