Психология
и социология/11. Психофизиология
К.б.н. Астащенко
А.П., Косых Е.В.
Воронежская
медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, Россия
Влияние аудиостимуляции на произвольное зрительное внимание человека
В соответствии с современными представлениями о внимании, как о самостоятельном физиологическом процессе, играющем важнейшую роль в функции контроля и организации поведения, можно говорить о базисной роли данного процесса в формировании любой адаптивной деятельности (Дормашев, 1995; Иваницкий, 2003; Johnston, 1978).
Установлено, что музыкальная стимуляция головного мозга активирует связи между нейронами, изменяет поток возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах, активирует внутриполушарные когерентные связи, тем самым, влияя на механизм реализации процессов внимания и памяти. (Павлыгина, 2007; Моляренко, 1998). Однако на сегодняшний момент остаются недостаточно изучены вопросы выбора музыкальных произведений. А также далеки от полной ясности механизмы восприятия, распознавания, анализа слуховой информации и ее последующего влияния на другие процессы в мозге. В связи с этим, цель работы заключалась в выявлении особенностей влияния тональной аудиостимуляции на параметры результативности произвольного зрительного внимания у молодых здоровых испытуемых.
В исследовании приняли участие 23 здоровых испытуемых, возраст 19±1, с нормальным зрением. В данной работе использовалась хорошо известная методика зрительного поиска (Феликман, 2006; Broadbent, 1970; Wolf, 2004). Испытуемым предъявлялось 20 различных зрительных стимулов. Каждый зрительный стимул включал набор из 9 элементов (букв русского алфавита и арабских цифр). Первое зрительное задание выполнялось испытуемым без звукового сопровождения (контрольное задание). Последующие задания выполнялись при сопровождении тональной аудиостимуляции. В нашем исследовании в качестве аудиостимулов мы использовали: простой тон низкой частоты (55 Гц) и постоянным звучанием; тон высокой частоты (1760 Гц) с постоянным звучанием; тоны низкой частоты и ритмами 60 и 120 ударов в минуту, а также тоны высокой частоты и ритмами 60 и 120 ударов в минуту, что соответствует основным характеристикам звуков таких музыкальных направлений, как классическая и рок музыка.
Получены следующие результаты: первое зрительное задание выполнялось испытуемым без звукового сопровождения (контрольное задание), среднее время реакции составило – 678±80 мс, 31±19 % ошибок; второе – с постоянным звуком низкой частоты (55 Гц (Н)) - 688±89 мс, 28±17 % ошибок; третье – постоянным звуком высокой частоты (1760 Гц (В)) - 705±80 мс, 42±15 % ошибок; четвертое – со звуком низкой частоты и ритмом 60 ударов в минуту (Н60) - 644±92 мс, 15±12 % ошибок; пятое - со звуком высокой частоты и ритмом 60 ударов в минуту (В60) - 670±83 мс, 28±15 % ошибок; шестое - со звуком низкой частоты и ритмом 120 ударов в минуту (Н120) - 626±74 мс, 42±11 % ошибок; седьмое - со звуком высокой частоты и ритмом 120 ударов в минуту (В120) - 663±79 мс, 29±16 % ошибок. В данном исследовании оценка эффективности произвольного внимания производилась с учетом двух основных параметров: времени реакции испытуемого (мс) и количества ошибочных опознаний (%). Анализ данных показателей позволил сделать вывод, что тональная частота и ритм звуковой стимуляции влияют на эффективность произвольного зрительного внимания у человека. Время сенсомоторной реакции испытуемых значимо уменьшается, при сопровождении ритмичной низкочастотной аудиостимуляцией по сравнению с постоянным звуковым сопровождением, независимо от частоты звука, (p<0,05). Высокая частота и отсутствие ритма чистого звукового тона снижают эффективность произвольного зрительного внимания у человека. Наиболее эффективнее испытуемые справлялись со зрительным заданием, при звуковом сопровождении низкой частоты и ритмом 60 ударов в минуту. Дисперсионный анализ ANOVA выявил значимость фактора «вид аудиостимуляции» для времени реакции испытуемых [F=2.07, p=0.05] и для общего количества ошибочных опознаний [F=1.9, p=0.02]. Анализ полученных данных настоящей работы позволяет предположить, что тональная аудиостимуляция звуком низкой частоты с ритмом 60 ударов в минуту повышает концентрацию и эффективность зрительного внимания, позволяет максимально сосредоточиться, снижает напряжение испытуемых.
В данном
исследовании оценка эффективности произвольного внимания производилась не
только с учетом таких параметров, как время реакции и количество ошибочных
опознаний, но и характеристик нервной деятельности испытуемых (уровня силы
процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности нервных процессов), для этого испытуемым необходимо было ответить на вопросы теста Я. Стреляу.
Были выявлены высокие показатели
процессов возбуждения, торможения и уровня подвижности нервных процессов у подавляющего
большинства испытуемых; что констатируют способность их нервной системы к
осуществлению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных
ответных действий. Данные регрессионного анализа показали достоверные
взаимосвязи: между временем реакции и
уровнем подвижности нервных процессов, р= 0,03; между количеством ошибочных опознаний и уровнем силы процессов
возбуждения, р< 0,01; между
количеством ошибочных опознаний и уровнем силы процессов торможения,
р=0,01 и между количеством ошибочных
опознаний и уровнем подвижности нервных процессов, р=0,04.
Применение
хронометрического, дисперсионного и регрессионного анализа полученных данных
позволило выявить целый ряд особенностей влияния тональной аудиостимуляции с
различными музыкальными характеристиками, такими как частота и ритм звука, на
параметры результативности произвольного зрительного внимания у молодых
здоровых испытуемых.
Литература:
1.
Дормашев Ю.Б.,
Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола. 1995.
2.
Иваницкий А.М.,
Ильюченок И.Р., Иваницкий Г.А. Избирательное внимание и память – вызванные
потенциалы при конкуренции зрительных и слуховых словесных сигналов. Журн.
высш. нерв. деятельности. 53(5): 541-551. 2003.
3.
Маляренко Г.Ю.
Музыка и мозг ребенка. М., 1998.
4.
Павлыгина, Р.А., Сахаров Д.С., Давыдов В.И. ЭЭГ-характеристики,
определяющие качество последующего распознавания зрительных образов. Физиология человека. 33 (1): 34-40. 2007.
5.
Фаликман М.В.,
Печенкова Е.В. Зрительный поиск в пространстве и времени. Ученые записки
кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Смысл. 2: 4 44-461.
2006.
6.
Broadbent D. E. Stimulus set and response set: two
kinds of selective attention Attention:
Contemporary Theory and Analysis. Appleton-Century-Crofts. New York. 51-60.
1970.
7.
Johnston W., Heinz S.P. Flexibility and capacity demands
of attention. Journal of Experimental Psychology: General. 107 (40):
420-435. 1978.
8.
Wolf J.M. Horovitz T.S. What attribute guide the development of visual
attention. Neuroscience. 5: 495 –
501. 2004.