Психология и социология / 12.
Социальная психология
К. пс. н. Девятых С. Ю.
Витебский
государственный медицинский университет, Беларусь
Потребность в детях
как сплав природного и социального
Родительство
как институционализированная ответственность мужчины и женщины перед обществом реализует
свои функции не только как средство удовлетворения общественных или групповых
потребностей, но и потребностей индивидуальных. Какова же природа потребности
личности быть родителем?
Потребности
представляют собой синтез заложенной в индивиде программы жизнедеятельности и
возможностей конкретной окружающей среды. В программе жизнедеятельности
потребность черпает свой биологический импульс, обретает силу жизненной
необходимости. Вместе с тем, потребность формируется и удовлетворяется в
конкретной среде, приобретая форму и
конкретное содержание, обусловленное этой средой [185, с. 93]. Потребности –
источник активности человека. Существенные черты человеческих потребностей –
это объективность и исторический характер их происхождения, зависимость от
практической деятельности, социальная обусловленность. Во всем своем
многообразии они традиционно подразделяются на две основные группы –
биологические и социальные.
Полагаем,
что законы, побуждающие человека становиться родителем, заботиться о потомстве,
лежат в сфере социального.
Так,
В.А. Борисов [36] считает бездоказательными положения о существовании
биологических «инстинктов продолжения рода», «материнского инстинкта»,
«инстинкта родительства», отмечая, что часто за этими понятиями не скрывается
никакого иного значения, кроме половой потребности. Вместе с тем, для такого
отождествления нет достаточных оснований, даже напротив: потребность в детях и
половая потребность – это два самостоятельных вида потребностей, обусловленных
различными мотивами, ценностями и отношениями [13,123].
К.
Обуховский, указывая на то, что опыт отцовства и материнства может вызывать у
человека определенные переживания, которые могут стать важными для формирования
его личности, вместе с тем полагает, что вопрос о том, необходим ли они
человеку, объективно остается открытым [184, с. 113].
А.Г.
Харчев понимает родительство как «социальный по своей сути, но имеющий корни в
природной, генетической связи между ребенком и родителем феномен» [255, с. 68].
И уточняет, что это особый тип поведения, «определяемого в основном двумя
моментами: родительской любовью и социальным долгом» [Там же, с. 315]. В таком
его понимании родительство предстает перед нами как сплав биологического и
социального, но соотношение этих элементов у мужчины и женщины различное.
Обсуждая природу этих различий обычно указывают на то, что строение тела
женщины определяет ее способность к репродукции, в то время как в мужском
жизненном цикле нет аналога такому событию как роды. Женщина-мать значительно
теснее отца связана со своим ребенком. В связи с чем, обычно подчеркиваются
биологические детерминанты материнской роли. И действительно, ребенок и мать
образуют тесную, взаимную, биологически обусловленную связь, которую следует
рассматривать как базовый компонент человеческой природы [38, с 101].
Но
есть ли основания говорить о биологическом по своей природе «материнском
инстинкте»? Так, А.И. Захаров, выделяя факторы, способствующие его становлению,
называет следующие: прообраз матери; желание иметь детей, установка на них;
положительный отклик на беременность; нежность к зарождающейся жизни; чувство
жалости и сострадания к ребенку; чувство близости с ним; эмоциональная
отзывчивость матери [113, с. 20-21]. Заметим, что даже простое их перечисление
позволят не только усомниться в исключительно биологическом характере
«материнского инстинкта», но и искать в его основании широкие социальные
основания.
По
мнению Я.И. Рубина, «потребность в детях за время существования человечества
подверглась коренному, качественному преобразованию. В начале она была близка к
простому инстинкту сохранения вида, то есть больше склонялась к биологической
потребности. По мере того, как семья становилась все более необходимой
общностью не только для рождения детей, но и для их воспитания, подготовки к
самостоятельной жизни, потребность в детях все больше приобретала социальный
характер, которым стала выражаться ее сущность [214, с. 39]. Таким образом,
совершенно отрицать биологические основания родительства невозможно.
Нам
представляется вполне обоснованным замечание А.Г. Харчева о том, что проблема
соотношения природного и социального моментов в родительской любви, в специфике
ее выражения, в практике реализации отцовства и материнства в зависимости от
биологических свойств мужчины и женщины, а также и от характера выполняемых ими
социальных ролей, продолжает оставаться нерешенной. [255, с. 69]. Можно
согласиться с мнением Я.И. Рубина, полагающего, что если «сущность потребности
в детях по отношению к ее объекту – социальная, то содержание этой потребности
– социально-биологическое» [214, с. 24].
Определяя
понятие «потребность в детях» А.И. Антонов делает в нем акцент на том, что эта
потребность относится к явлениям социально-психологического порядка [12, с.
112]. В.В. Бойко уточняет, что потребность в детях, как устойчивое
социально-психологическое явление, имеет сложный характер; она представляет
собой структуру, включающую в себя элементы как общественного, так и
индивидуального планов. С одной стороны, как социально-психологическое
образование в личности, родительство представлено комплексом установок,
соответствующих сложившемуся социально-историческому типу семьи. Эти установки
определяют не только отношение к ценности детей, их численности в семье, но
также и подходы к их воспитанию. С другой стороны, - это та или иная степень
чадолюбия, свойственная индивиду как носителю усвоенных общественных норм,
установок по отношению к детям вообще; чадолюбие отражает историю развития
каждой конкретной личности. При этом потребность в детях проявляется в том, что
без детей человек испытывает затруднения в самореализации себя как личности
[32, с. 62]. Она не исчерпывается фактом их рождения, ибо само «воспроизводство
населения не тождественно его биологическому воспроизводству» [255, с. 291]; и
сопряжена с процессом их воспитания, отдачи времени, передачи общественно
значимых ценностей, т. е. социально значимым поведением по отношению к ним.
Вышеизложенное
позволяет говорить о том, что родительство как отцовство и материнство много
больше, чем реализация биологических различий мужчины и женщины,; что родителей
и детей объединяют не только кровно-родственные узы, но сложные социальные зависимости,
в которых объединяются потребности социума и мотивационные силы индивидуального
поведения человека.
Литература:
1. Антонов
А.И. Социология рождаемости. – М.: Статистика, 1980. – 271 с.
2. Бойко
В.В. Малодетная семья. – М.: Мысль, 1988. – 237 с.
3. Борисов
В.А. Перспективы рождаемости. – М.: Статистика, 1976. – 248 с.
4. Боулби
Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический Проект,
2004. – 237 с.
5. Захаров
А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психологических травм. –
М.: Союз, 1998. – 144 с.
6. Обуховски
Галактика потребностей. Психология влечений человека. – СПб.: Речь, 2003. – 295
с.
7. Общая
социология / под ред. А.Ф. Эфендиева. – М.: Ифра-М, 2000. – 653 с.
8. Рубин
Право на счастье: о проблемах семьи и детей. – Минск: Беларусь, 1986. – 174 с.
9. Харчев
А.Г. Брак и семья в СССР. – М.: Мысль, 1979. – 367 с.