Гудина
Татьяна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент.
Gudina Tatiana
Victorovna
Место
работы – Вологодский государственный технический университет.
Vologda state
technical university
Телефон –
8(8202)-21-13-49, сот. 8-921-052-23-92
e-mail – GTV1968@mail.ru
Почтовый
адрес – 162624 г.Череповец, Вологодской область, ул.Юбилейная дом 16, кв. 8
Инкультурация как реабилитационный
компонент социокультурной интеграции детей-инвалидов
Современное состояние общества, складывающаяся
социокультурная ситуация резко обостряют интерес к проблемам детства, положению
детей в обществе, особенностям их инкультурации. Научный интерес
представляет исследование динамики и механизмов освоения культуры, определение
стилей социализации детей, в том числе и детей-инвалидов.
В современном информационном обществе
предельно возрастают скорости и масштабы перемен, ускоряется темп жизни, бытие
меняется с невиданной прежде скоростью, новому поколению предстоит освоить не
готовое решение проблем, а реализовать творческий импульс к самостоятельному
движению. Творчество ребенка становится важным условием социализации, а
миромоделирование превращается в ведущую деятельность в детстве, определяющую
доминанты осуществления личности в культуре. Они детерминируются
коммуникативными связями мира детства и мира взрослости.
При рассмотрении многообразных аспектов
феномена детства особую значимость приобретает проблема культурогенного смысла
творчества. Детская открытость всем языкам бытия, безграничные возможности
синтеза этих языков, духовная щедрость и оптимизм, детский дар творчества таят
в себе не только духовную силу, но и духовную незащищенность, слабость перед
лицом жесткой технологичности современной действительности.
К числу многочисленных социальных групп
российского общества, сформировавшихся за последнее десятилетие, относится
инвалидное население.
Незнание специфики жизнедеятельности и субкультуры инвалидной среды во многом
стало тормозом в реализации практических мер в отношении инвалидов на
современном этапе.
Дефект и инвалидность препятствует социализации и инкультурации обычными
способами в силу особенностей рассматриваемой категории населения. Инвалиды более чем здоровые люди, изолированы
от контактов: для них затруднен доступ к широкому кругу источников информации;
часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение к ним со стороны
окружающих. Это способствует превращению дефекта в ядро личностных переживаний
и препятствует успешной социализации.
Творческая реабилитация инвалидов
не менее важна, чем реабилитация медицинская, она является с одной стороны,
одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения их духовного
мира, с другой стороны, средством формирования толерантного отношения к детям-инвалидам.
Именно в искусстве дети с отклонением в развитии на равных могут конкурировать
со здоровыми людьми, проявлять в полной мере все свои таланты. В ходе
приобщения инвалидов к художественно-творческим формам активности, регулярные
занятия различными видами художественного творчества, создания условий для
достижения высоких результатов изменяют отношение инвалидов к самим себе,
повышают уровень самооценки. Активность инвалидов в сфере творческой
деятельности убеждает в том, что у людей с ослабленным здоровьем, но обладающих
определенными художественными данными,
искусство формирует положительную мотивацию жизнедеятельности, психологический
фон самоутверждения и, в итоге, выполняет реабилитирующие и адаптирующие
функции.
Под социальной реабилитацией инвалидов подразумевается
комплекс социально-экономических, психологических, педагогических и других мер,
направленных на восстановление
максимальной самостоятельности в жизни. Инкультурация – содействие
процессу овладения индивидом социально значимыми культурными ценностями,
знаниями и навыками, приобретение им культурной компетенции.
Следует отметить, что инкультурация представляет собой
относительно самостоятельный процесс реабилитации и личностного развития ребенка-инвалида, отличный от механизмов и
методов социализации. Инкультурация может рассматриваться и как компенсаторный
механизм, который актуален в том
случае, когда иные механизмы, и, прежде всего, процесс социализации, не
эффективны. Погружение в мир культуры помогает инвалиду «смириться» с неравными
социальными и бытовыми условиями, вызванными характером дефекта.
Различие между процессами социализации и
инкультурации определяется различием между феноменами культуры и социума.
Социум — это совокупность базисных социальных субъектов (социальных групп,
организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и
устойчивыми образованиями, отражающими социальные взаимодействия и отношения.
Культура же представляет собой
совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем,
носителем которых является тот или иной социальный субъект. Социальная реальность определяется, прежде всего, через
содержание, которым наполняются общественные формы: функциональное наполнение
институционных структур, ролей, нормативных представлений, ценностных
приоритетов и т.п.
Однако инкультурация – такой же необходимый процесс личностного
развития ребенка, как и социализация. Именно культура для ребенка-инвалида
является одним из аспектов социальной реабилитации. Одновременно культурная
деятельность – это средство индивидуальной самореализации.
Сущность социализации – делать человека
общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их
исполнения. Инкультурация же
способствует формированию духовно целостной личности, преодолению
социально-ролевой ограниченности человека. В
рамках социально-интеграционных и реабилитационных программ рассматривается как
компенсирующее направление, как
самостоятельная задача.
Если социальная коммуникация – это целеориентированная
активность, содержание которой задано ролью, то культурная коммуникация – это
смысловая и ценностно-ориентированная активность. Отсюда можно определить
основные виды, влияющие на сознание, поведение личности: информационно-просветительская,
практическая, воспитательно-развивающая, эстетическая, творческая,
рекреационная, исследовательская и другие.
Важнейшим средством инкультурации выступает сама культурная
деятельность, человекотворческий потенциал которой неоднократно подчеркивался
философами, культурологами, педагогами (Т.А. Зрелова, М.С. Каган, Д.В.
Шамсутдинова). Однако исследователи отмечают, что, осваивая мир культуры, дети
не всегда пользуются дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного
средства или орудия. Нередко они идут по пути наибольшего сопротивления,
существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставятся перед ними
взрослыми. [2] Креативный потенциал ребенка обнаруживается в контакте с
культурой, умении производить выбор из готовых альтернатив, какими бы сложными
и неопределенными ни были условия. Он находит свое выражение в способности
преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому
выбору, т.е. в надситуативном действии. [4] Именно такое действие обеспечивает
овладение ребенком всеобщих форм духовно-практического опыта человечества,
зафиксированных в текстах культуры.
С этой точки зрения
воспроизводство и развитие культуры в историческом времени представляют собой
трансляцию от поколения к поколению всеобщей формы «проблемности человеческого
бытия». [1] Будучи опредмеченной эта
форма для каждого поколения может носить как явный, так и скрытый характер, но в любом случае она объективируется в культуре и
исторически транслируется.
Именно поэтому культура выступает
для ребенка не только как совокупность общественно эталонизированных знаний,
умений и навыков, но и как открытая многомерная система проблемно-творческих
задач. В этой связи развитие психики ребенка – это все более глубокое
погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры. Поэтому
культурная деятельность, с точки зрения процесса психического развития, приобретает черты креативности. [3]
Реабилитационный потенциал
культурной деятельности обусловлен также ее социализирующими и
идентификационными возможностями.
Всемирно-исторический процесс породил колоссальное многообразие частных
факторов социально-культурного развития человека и человечества, которые
ребенок застает в готовой форме. Однако без внутренней духовно-смысловой работы
значение этих факторов осталось бы «нулевым», а ребенок – абсолютно беспомощным
существом перед лицом социокультурной реальности. Таким образом, культура
создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью развиваться
универсально, т.е. саморазвиваться.
На разных этапах онтогенеза ресурсы социокультурной среды
претерпевают существенные преобразования в контексте собственной деятельности
ребенка. Преобразуя их, ребенок заново конструирует новые смысловые фрагменты,
инициативно расширяя границы своего индивидуального опыта – границы той
локальной зоны ближайшего развития, которые непосредственно задает взрослый.
Тем самым самодетерминация целостного способа деятельной жизни ребенка
становится логической доминантой его бытия и позволяет интерпретировать
социокультурную реабилитацию ребенка-инвалида как изначально творческий,
креативный процесс.
Основная задача инкультурации — обеспечить духовную
реабилитацию ребенка-инвалида. Это чрезвычайно важно для лиц с ограниченными
возможностями, психика которых ранима и уязвима, а личность не раз была
потрясена несправедливостью и бессердечностью окружающего мира.
В социальной среде,
включающей незащищенные категории населения - детей-инвалидов, лиц
пожилого возраста и других, факты
«культурной экспансии» отличаются множеством проявлений, начиная с актов агрессивного
поведения, оскорбительных выпадов, недвусмысленных намеков в семейной,
дошкольной, школьной среде в сфере досуга, производственных, бытовых
коллективах и кончая средствами массовой информации, искусством, модой,
музыкой, спортом.[5] Да и в самом содержании социально-культурной деятельности,
практике социально-культурного менеджмента и маркетинга факты
культурной экспансии также представляют собой нередкое явление.
Распространение в пределах инвалидной общности чужеродного типа культуры, который никак не
интегрируется с собственной системой
культурных норм, ценностей и понятий этой общности, всегда сохраняет
благоприятную почву для антитолерантного, неуважительного отношения к данной
категории населения. Существенно ослабляются возможности инвалидной среды для
вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.
Возникает вопрос, каким образом можно защитить инвалидную
общность от подобной культурной экспансии, ничего общего не имеющей с
толерантным отношением к социально
незащищенной группе населения. Каким образом уберечь самобытные традиции
и виды социально-культурной деятельности отдельно взятых представителей от
наступления внешней «духовной агрессии» со стороны среды, окружающей
ребенка-инвалида.
Ответ на этот вопрос может выглядеть парадоксально.
Культура общества в силу многоликости самой своей природы содержит эффективные
средства и инструменты, в первую очередь толерантность, гарантирующую защиту от безусловного культурного
монополизма, тотального подчинения
инвалидной среды культурному диктату со стороны окружения.
Анализ межличностных отношений в детской инвалидной среде
позволяет рассматривать агрессию как
комплексное явление. Диагностика агрессивных и враждебных реакций по отношению
к детям-инвалидам служит основанием для выделения следующих разновидностей агрессии:
- физическая агрессия, использование физической силы;
- косвенная агрессия,
направленная на ребенка-инвалида, например, сплетни, оскорбительные
шутки или намеки;
- раздражительность – проявление вспыльчивости, резкости,
грубости;
- негативизм – демонстративная оппозиционная форма
поведения по отношению к ребенку-инвалиду;
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств с помощью крика, ругани,
брани;
- обида и подозрительность, зависть, убеждение в том, что
инвалид может принести вред окружающим;
- безосновательные обвинения и убеждения инвалида в том,
что он несостоявшийся человек,
стремление вызвать у него угрызения совести.
Чтобы пережить эти негативные
впечатления и обрести силу жить дальше, таким детям нужна духовная опора — нравственные референты, значимые образцы
для подражания, которые становятся
точкой отсчета в определении смысла жизни, пробуждают в них энергию
самосозидания, помогают избавиться от чувства несовершенства своего «природного
тела», понять предназначение в мире и обрести душевную гармонию.
Принятие идеи саморазвития,
самосовершенствования личности несет в
себе социально-психологический и педагогический смысл — инвалид верит в возможность преодоления
жизненных трудностей, прилагая для этого все усилия.
Важнейшим
воспитательным воздействием средствами культуры и искусства является
формирование представления о счастье, что нередко связывается с нравственной чистотой
и душевной гармонией. Для инвалидов
осознание этого факта имеет большое
значение, переориентирует на ценности высшего порядка, уводя от самоуничижения
и агрессии, ориентируя на будущее.
Решение проблем социокультурной
адаптации и реабилитации детей-инвалидов требует комплексного подхода. При этом
основным объектом социально–культурной политики следует рассматривать образ
жизни инвалида, основные социокультурные формы и способы обеспечения его
жизнедеятельности (жизнеобеспечение, социализация, инкультурация, социальная
коммуникация, рекреация). Такой подход позволяет: более четко определить
содержание и специфику целей и средств их реализации в наиболее значимых для
инвалидов типах жизненных ситуаций; спроектировать в каждой из составляющих
образа жизни конкретные виды деятельности, способные компенсировать имеющийся
дефект; определить, какие организационные структуры и социокультурные
технологии следует использовать для социокультурной адаптации и реабилитации детей-инвалидов
с целью их максимально эффективной интеграции в социокультурную жизнь
микрорайона, города, страны, мира.
Инкультурация как реабилитационный
компонент социокультурной реабилитации позволяет стимулировать процесс
социализации, саморазвития личности, реализацию творческих потребностей. Творческая деятельность рассматривается как
средство максимально широкого включения детей-инвалидов в культуру,
способствует их социальной реабилитации и адаптации в обществе.
Дети, имеющие инвалидность, обладают
такими же потенциальными и творческими возможностями, что и обычные дети,
испытывающие порой недетские физические и душевные страдания, они обладают
тонким восприятием мира и благодарно отвечают на внимание и сострадание со
стороны окружающих.
Список литературы:
1.Воеводина, Л.Н. Мифология и культура / Л.Н. Воеводина. –
М.: Гиль-Эстель, 2002. – С. 68
2.Кудрявцев, В.Т. Психическое развитие ребенка: креативная
доминанта / В.Т. Кудрявцев // Магистр.
-1998. - № 3. - С.66.
3.Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающее
образование: культурно-исторический подход / В.Т. Кудрявцев – Ч.I, II. – Дубна, 1997.- 254 с.
4.Петровский, В.А. Личность в психологи: парадигма
субъектности / В.А. Петровский. -
Ростов-на-Дону,1996.- С.40.
5.Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. /Под
ред. М.Г. Делягина. М.: Инфра-М, 2000. - С.122.