Психология и социология / 9. Психология развития
Д. психол. н. Селезнева Е.В.
Российская
академия народного хозяйства
и
государственной службы при Президенте РФ,
Россия
Жизненные отношения как пространство
развития человека
Человек как субъект своего жизненного пути постоянно ищет и выстраивает такие виды деятельностного отношения к миру и самому себе, в которых он может наиболее полно развить и проявить свой потенциал и самоосуществиться. Эти отношения, обусловливающие содержание всех планов и проявлений жизни человека, образующие его жизненный путь и субъективно осознающиеся как качество контактов с жизнью (Л.И.Анцыферова) определяются как жизненные.
Вслед за
Л.И.Анцыферовой мы считаем, что жизненные отношения следует рассматривать в
качестве критериев зрелости человека. Взаимосогласование, гармонизация
жизненных отношений выступает как фундамент, как предпосылка возникновения
новых связей человека с миром. В случае же появления рассогласованности развитие
личности может продолжиться по прогрессивному пути, но может и препятствовать
ему, если взаимосогласованность внутреннего мира достигается путем отказа от
реализации собственных потенций, отказом от поиска способов построения новых,
более сложных жизненных отношений.
В нашем совместном с О.В.Емельяновой исследовании мы показали, что жизненное отношение раскрывается через связь цели человека и его жизненного пути и проявляется как способ соотнесения себя с окружающим миром, закрепленный в опыте личности. Выстраивая в соответствии с замыслом самоосуществления свою жизнь, человек выстраивает свой внутренний мир, себя, создавая особого качества отношения с жизнью, или жизненные отношения. Любое жизненное отношение существует как объективно, так и субъективно.
Теоретический анализ позволил нам сформулировать следующее определение жизненных отношений. Жизненные отношения – это сущностные динамические разноплановые взаимосвязи человека с миром и самим собой, в которых человек, целенаправленно реализуя планы и программы своей жизни, преобразовывает себя, собственную жизнь и окружающую действительность и которые выступают в качестве акмеологических критериев его зрелости. Активно интегрируясь и преломляясь в ходе реализации жизненных целей, жизненные отношения образуют единое пространство, в котором то или иное жизненное отношение актуализируется в зависимости от конкретных жизненных планов человека. Критерием оценки качества жизненных отношений является акме как кульминация самореализации субъекта жизненного пути, который, стремясь к самоосуществлению, целенаправленно активно осуществляет, направляет и создает свою жизнь.
Стремясь к самоосуществлению, субъект активно осуществляет, направляет
и создает свою жизнь, выстраивая особого качества жизненные отношения. При этом
жизненные отношения на любом этапе жизненного пути человека и в любой сфере его
жизнедеятельности остаются принципиально незавершенными, что является одним из
условий их безграничного и предпосылкой акмеориентированного развития.
По качеству выстраиваемых человеком контактов с жизнью мы различаем акмеологичные и неакмеологичные жизненные отношения. Акмеологичные жизненные отношения образуют саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему, способствующую самоосуществлению человека. Неакмеологичные жизненные отношения препятствуют самоосуществлению.
Акмеологичное жизненное отношение к деятельности характеризуется тем, что деятельность, прежде всего профессиональная, наделяется особым личностным содержанием, повышающим ее ценность в представлении человека, и в первую очередь начинает рассматриваться как пространство самоактуализации, самосовершенствования и самореализации. Неакмеологичное жизненное отношение к деятельности характеризуется либо отрицанием ее значимости для человека, либо уходом от осмысления сложившегося положения.
Акмеологичное жизненное отношение к себе эффективно обеспечивает осмысление человеком себя как самостоятельной целостной единицы жизни, центрирование внутреннего пространства человека, формирование смыслового вектора жизненного пути и активность и продуктивность жизнедеятельности. Неакмеологичное жизненное отношение к себе отличается рассогласованием представленных в сознании смыслов Я, снижением собственной ценности.
Акмеологичное жизненное отношение к другим характеризуется открытостью,
его содержанием является построение общего субъективного пространства, само- и
взаимопознание. Неакмеологичное жизненное отношение к другим лишено
направленности на проникновение в субъектный мир другого, закрыто для изменений,
наполнено негативными стереотипами и направлено на самосохранение.
Акмеологичное витальное жизненное отношение характеризуется развитием автономной саморегуляции, обеспечивающей адаптивное отношение к объекту деятельности. Неакмеологичное витальное жизненное отношение характеризуется реактивным ответом человека на запросы внешнего мира, ориентировано на сохранение негативных представлений о себе и мире, ведет к снижению саморегуляции и росту тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Литература:
1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Методологические проблемы формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3-19.
2. Селезнева Е.В. Самоосуществление как акмеологическая категория // Мир психологии. 2007. № 2. С. 192-203.