Строительство и архитектура.
Дизайн городской и ландшафтной архитектуры
Магистр Иришина Е.И.
Санкт-Петербургская Государственная
Лесотехническая академия
им. С.М. Кирова
Топиары и их
использование в архитектурно-ландшафтной композиции
Под
композицией (от лат. compositio — связь, соединение) понимается расположение
различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство.
Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается
объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях
построения ландшафта. Организация этой
структуры есть сложный процесс совокупного решения биолого-экологических,
функциональных и эстетических задач, направленный на освоение компонентов
естественного ландшафта, включение искусственных сооружений и создание
здоровой эстетически и функционально полноценной среды для отдыха. Вместе с
этим организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух
основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Выразительность
организованного пространства, возникающая в результате разрешения этого
противоречия, является начальным художественным качеством ландшафтной
архитектуры. Соотношения форм по их свойствам представляют собой
средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность,
пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения
пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету,
освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия,
равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.
Топиари
(topiary) - искусство художественной обрезки и придания декоративных форм
кронам деревьев и кустарников - является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры,
которое широко используется при создании ландшафтных композиций. История топиарного
искусства уходит корнями в древность. Немного восточнее долины Нила, искусство
создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что
появилось одно из величайших чудес древнего мира - висячие сады Семирамиды в
Вавилоне. Во время римской экспансии на Ближний Восток, топиарное искусство
было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Это
объясняет появление внутренних двориков и симметричных цветочных клумб в
римских поселениях на территории всей империи вплоть до Британии. В Древнем
Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой
растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые
изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и
зверей. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и
функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре. Таким образом,
и получили распространение симметричные геометрические сады с прямыми
дорожками, фонтанами, декоративными бордюрами, и, конечно же, аккуратно
подстриженными кустами и живыми изгородями.
С упадком Римской империи и приходом
христианства топиарное искусство сохранилось и продолжало развиваться и
культивироваться новым духовным сословием. Почти тысячу лет топиарное искусство
было сокрыто за монастырскими стенами. Монахи, всегда ценившие тишину и
уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания
регулярных садов и цветников. Главным образом они использовались для
выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд
монастырей.
Так было до наступления эпохи Ренессанса и расцвета всех видов искусства, в том
числе и искусства создания классических садов в так называемом формальном
стиле. Одним из первых садов в формальном стиле стал сад дворца Версаль вблизи
Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. И, начиная с 20-х
годов 16 века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства
европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные
в Версале, совершенствовались. Ярыми поклонниками искусства топиари стали
британские садоводы. Тогда как подстриженные живые изгороди по всей Европе были
лишь жалкой копией Версальских, в Британии и Голландии они стали уникальными
произведениями садового искусства. Во времена Френсиса Бэкона помимо типичных
садов в формальном стиле широкое распространение получили лабиринты. Как и
любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и
спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты, топиари было
практически предано забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов
в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые
прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными
кустарниками и тисовыми изгородями. Стрижка растений вновь стала очень
популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни
один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров,
обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли
пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи
стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных
мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. При Петре I это
садовое творчество проникло и в Россию, яркий пример тому - Петродворец с его
зелеными стенами, конусами, шарами и аккуратно стрижеными бордюрами. Однако в
18 веке возникший на основе идей романтизма стиль английского ландшафтного
парка оттеснил топиарные сады на долгие годы. В Германии фигурная стрижка
садовых растений снова начала пользоваться популярностью лишь с конца
восьмидесятых годов 20 столетия.
В современном ландшафтном дизайне и
ландшафтной архитектуре стрижка растений широко применяется при создании живых изгородей, бордюров,
геометрических и абстрактных форм, садовых бонсаев.
Топиары используются при создании
следующих архитектурно-ландшафтных композиций:
·
Партер - это декоративная композиция,
расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных
материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы,
низкостриженный кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь,
битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются
бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные
растения (самшит, тисс, кизильник, туя, ель, барбарис).
·
Лабиринт -
участок парка или сада со специально запутанными проходами. Появился в садах
эпохи Возрождения и барокко, широкое распространение получил в русских парках
XVIII - XIX веков. Устраивается из высоких стриженных живых изгородей (с
использованием хвойных и лиственных пород).
·
Виста - узкая видовая
перспектива, направленная в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта.
Включает точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий
кульминационный объект обозрения (поляна, озеро, скульптура, топиар).
·
Боскет - замкнутый
участок с насаждениями, обычно правильной геометрической, чаще всего прямоугольной
формы. Обсаживается стриженными деревьями и кустарниками в виде плотной живой
изгороди вокруг газона, площадки. Пространства внутри боскетов использовались
для проведения празднеств, игр, танцев, встреч избранных лиц и так далее.
Иногда там размещали бассейны, фонтаны, лабиринты, цветники.
· Берсо - элемент благоустройства или садово-парковый прием, используется в исторических регулярных парках. Представляет собой металлический или деревянный каркас, в который заключена парковая аллея. С внешней стороны каркаса очень плотно, на расстоянии 30-70 см, высаживаются деревья или крупный кустарник. Стволы и скелетные ветви саженцев привязываются к каркасу, создавая закрытый коридор. Для сохранения формы им необходима регулярная стрижка.
·
Аллея – дорога,
пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по
обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками. Типы аллей (прямые
в регулярных и криволейные в пейзажных парках и садах) определяются архитектурным
замыслом, диктующим их построение: двурядные или многорядные, одноярусные или
многоярусные, с разделительной полосой, арочные (так называемые перголы), с
живой изгородью и другие. Деревья и кустарники могут быть свободно
растущими или формованными.
·
Шпалера — ряд густо посаженных,
стриженных низкорослых деревьев или кустарников, сформированных в виде
вертикальной плоскости.
Таким образом геометрические формы в сочетании со
свободными композициями упорядочивают ландшафт, придают новое эстетическое
понимание пейзажа.
Наше
обследование было проведено в 2010 году и позволило проанализировать
масштабность использования топиаров в парках Санкт-Петербурга и его пригородах.
В целом топиары используются недостаточно широко. В парке Петергофа многие
топиарные формы высажены сравнительно недавно, в связи с его реставрацией,
поэтому находятся в хорошем состоянии. Топиары, сохранившиеся с прошлых лет,
находятся в удовлетворительном состоянии. Многие из них поражены заболеваниями
и со временем потребуют замены. Топиары Павловского парка в большинстве
находятся в плохом состоянии и требуют замены уже сегодня. В городском
озеленении топиары используются в основном в качестве живых изгородей и
бордюров. Незначительно встречаются композиции из геометрических форм, которые
созданы в течении последних 5 лет. Ограниченность использования возможно
связано с отсутствием готового посадочного материала, его дороговизной и
трудностями дальнейшего ухода.
Литература:
1.
Ю.И. Никитинский, Т.А. Соколова. Декоративное древоводство. – М.:
Агропромиздат,
1990 – 252 с.
2.
Г. Бельц. Фигурная стрижка деревьев. Формы. Методы. Уход. – М.: Бертельсманн ,
2008 – 128 с., ил.
3. А. Сапелин. Декоративные деревья и
кустарники. – М.: Фитон плюс, 2008 - 30 с., ил.
4. О стрижке и обрезке [электронный
ресурс]// http://www.topiary63.ru/page7.php
5. И.О.
Боговая, Л.М. Фурсова. Ландшафтное искусство. – М.:Агропромиздат, 1988 – 223
с., ил.