Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов
Гмырина С.В.
Луганский областной колледж культуры и искусств, Украина Психологическая
адаптация к концертному
выступлению эстрадного вокалиста
Эстрада родственна
театральному представлению, но как вид
зрелищного искусства она
отличается определенной самостоятельностью. Природа эстрадного
искусства так же синтетична,
она объединяет жанры
различных искусств – музыки, театра,
хореографии. Но органично
включенные в единое
эстрадное представление, эти
компоненты художественно преобразуются
и приобретают специфический
характер.
Для искусства
эстрады характерен особый
тип общения артиста
со зрительным залом. Прямое
и непринужденное общение
исполнителя со зрителем – неотъемлемая черта
эстрады. Поэтому индивидуальное мастерство
исполнителя приобретает на
эстраде особое значение.
Задача данной
работы - систематизировать уровни
подготовки эстрадного исполнителя
к концертному выступлению,
особое внимание при
этом уделить проблемам
психологической подготовки.
Проанализировав соответствующую литературу
по методике, психологии,
а также на
основе собственного практического
опыта обучения студентов
эстрадному вокалу, можно
выделить три основных
уровня подготовки :
Физическая подготовка |
Поддержание организма в
хорошей физической форме: 1.выполнение
физических упражнений; 2.режим
труда и отдыха; 3.правильное питание. |
Умственная подготовка |
Изучение концертной
программы: 1.работа над текстом музыкального произведения:
мелодией (интонацией, дыханием, фразировкой, динамикой, ритмической организацией), дикцией, исполнительской техникой, стилем; 2. сценическое
воплощение художественного образа. |
Психологическая подготовка |
1.Погружение
исполнителя в аутогенное
состояние. 2.Исполнение
перед воображаемой аудиторией. 3.Медитативное
погружение. 4.Обыгрывание программы. 5.Ролевая подготовка. |
За несколько дней до выступления
музыкант должен представить
себе то место,
где будет проходить
выступление, чтобы в
своем воображении привыкнуть к
определенным условиям. На первом
этапе проводится погружение
исполнителя в аутогенное
состояние, на втором этапе прорабатывается образная
картина концертного выступления.
Основная цель
первого этапа – расслабление мышц. Когда
человек произвольно расслабит
при помощи образных
представлений мышцы своего
тела, то кора
головного мозга рефлекторно
входит в промежуточное
состояние между сном
и бодрствованием. Физиологи это
состояние называют фазовым. Его
важнейшей особенностью является
то, что в нем способность
человека к внушению
и самовнушению сильно
увеличивается. Восстановительные
процессы в этом
состоянии протекают значительно
быстрее, чем в состоянии сна.
На втором
этапе следует представить
зал, в котором
предстоит выступать, сцену,
сам процесс выступления,
приподнятое эмоциональное состояние и
чувство удовлетворения.
Когда произведение
уже выучено, оно
исполняется целиком с
представлением слушательской аудитории. Музыкальное произведение
рекомендуется записать с
целью выявления степени
влияния сценического волнения
на качество исполнения,
слабых мест, возможных
ошибок.
Прием медитативного
погружения связан с
осуществлением принципа «здесь
и сейчас». Исполнение на
основе этого приема
связано с глубоким
осознанием и прочувствованием всего
того, что связано
с извлечением звуков. Как
пишет В.И.Петрушин:
«Предельная концентрация внимания
на настоящем моменте,
который протекает сейчас,
в данное мгновение
как неповторимая частица бытия,
которая никогда уже не
повторится.» [ 4, 284]
Медитативное исполнение
произведения с полным
погружением в него сначала
осуществляется в медленном темпе
с установкой на
то, чтобы ни одна
посторонняя мысль в
момент выступления не посетила
исполнителя. Глубокое
погружение в исполнение
образует тот самый
малый круг внимания,
который К.С.Станиславский рекомендовал
актерам, склонным к
сильному волнению на
сцене. Представление, что кроме
тебя и музыки
никого на сцене
нет, сосредоточение только на
стихии звуков и есть объектно - центрированное отношение,
при котором музыкант
становится жрецом искусства.
Мадонна делится
своими впечатлениями: » Я чувствую
себя внутренне абсолютно
свободной на сцене,
даже в присутствии
тридцати тысяч зрителей. Я
и говорю, и пою, и
танцую… Я верю, что
у меня это
получится хорошо.» [ 3, 285]
Обыгрывая свою
программу, музыкант –
исполнитель постепенно приближается
к ситуации публичного
выступления, начиная от
самостоятельных занятий и
кончая исполнением в
кругу друзей. Обыгрывание произведения
или программы необходимо
делать как можно
чаще, тем самым
накапливается опыт выступлений.
Смысл ролевой
подготовки заключается в
том, что исполнитель,
абстрагируясь от своих
собственных личностных качеств,
входит в образ
хорошо ему известного
эстрадного вокалиста и
начинает исполнять как бы в
образе другого человека. В
психотерапии этот прием
называется имаготерапией, т.е. терапией при
помощи образа. Волшебная сила
воображения, основанная на магическом « если
бы», давно известна
людям. Исполнитель, который чрезмерно
волнуется перед концертным
выступлением, начинает играть
роль человека, уверенного
в себе. Молодому музыканту
можно посоветовать представить
себе смелого концертанта,
на которого ему
хотелось бы быть
похожим. Неминуемо внутри будет
рождаться новое психическое состояние.
Публичное выступление
связано с ситуацией
оценки выступающего со
стороны других людей,
которые могут повысить
или понизить его
самооценку. Это вызывает рост
психической напряженности, которая
сначала повышает, а
затем снижает устойчивость
проявления выработанных психических
процессов - внимания, памяти,
восприятия, мышления, двигательных
реакций. В условиях психической
напряженности человеку не
всегда удается контролировать свои
действия управляющей силой
воли.
Современные исследования
психологии личности человека,
добившегося ощутимого успеха
в жизни, говорят
о том, что
в этом успехе
очень часто наибольшее
значение имеют не способности, не
благоприятное стечение обстоятельств, но
твердая воля, ведущая
человека к победе. Волевой человек
может заставить себя
сделать то, что
он считает необходимым.
В то время как
безвольный человек в этих
обстоятельствах отступает.
Волевая деятельность
заключается в том,
что человек может
осуществить власть над
собой, затормозить непроизвольные импульсы
и усилить те,
которые представляются ему
желательными.
Одним из
важнейших аспектов волевого
действия является свобода
осуществления действия –
человек может поступить
так или иначе в
зависимости от того, какое
решение он примет. Эта
свобода связана с
принятием ответственности за свои действия
перед собой и
перед другими людьми.
Но спланированное действие
не реализуется автоматически: чтобы решение перешло
в действие, необходимо
сознательное волевое усилие. Волевое усилие
переживается как сознательное
напряжение, находящее разрядку
в волевом действии. В
настоящее время под
волевым усилием понимают
форму эмоционального стресса,
мобилизующего внутренние ресурсы
человека и создающего
дополнительные мотивы к
действию по достижению
цели. Волевое усилие характеризуется количеством
энергии, затраченной на
выполнение целенаправленного действия
или удержание от
нежелательных поступков.
Волевое усилие пронизывает
все звенья волевого
акта, начиная от
осознания цели и заканчивая исполнением решения.
Е.И.Рогов выявил
факторы, от которых
зависит интенсивность волевого
усилия:
1.мировоззрения личности;
2.моральной устойчивости;
3.наличия общественной
значимости целей;
4.установки по
отношению к деятельности;
5.уровня самоуправления и
самоорганизации личности. [5, 346]
Б.Струве и Б. Токарский в
статье «Эстрадное волнение
в музыкальном исполнительстве» описывают
симптомы предконцертного и
эстрадного состояния исполнителя
и дают рекомендации по
борьбе с волнением. С.И. Савшинский не
соглашается с авторами
в вопросе отождествления эмоциональной
приподнятости - возбуждения,
вызываемого творческим актом
исполнения музыки - и
волнения, порождаемого публичностью
исполнения. В отрицательных случаях
« естественная эмоциональная приподнятость, - пишут авторы, - превращается в
мучительное болезненное волнение.» Эмоции
эти различны по
происхождению, по физиологической сущности
и проявлениям: творческие
и эстетические эмоции
поднимают жизненный тонус
организма, эмоции страха,
смущения - снижают
его, подавляют творческие
силы и притупляют
эстетическую восприимчивость. Эмоции от
сущности
музыкально-исполнительского переживания
и от внешних
условий выступления различны. Различны их
природа и проявления. Конечно, степень
тех и других переживаний имеет
значение. Они
взаимодействуют и сказываются
друг на друге
индукционно: творческая приподнятость
подавляет - затормаживает
смущение и боязнь;
страх и смущение
подавляют творческие эмоции
и разрушают исполнительский процесс.
[ 6, 99]
В подготовке
к выступлению должно
быть устранено все,
что может вызвать
нервозность. У учащегося не
должно возникать сомнения
в полном успехе.
Предстоящего выступления надо
ждать как праздника. Если педагог
волнуется, то свое
волнение он обязан
искусно скрывать.
Успокаивать нервничающего ученика
надо, пусть даже
преувеличенной, похвалой и
подчеркиванием его достижений.
И после выступления
похвала учителя должна
поддержать и усилить
радостное чувство от
успешно выполненной задачи.
Особый такт
нужен при какой-либо
неудаче. В одном случае
нужна ласка, в
другом, если ученик
распустил нервы, решительные
фразы. Учитель должен быть
психологом и психотерапевтом. Внушение
учителя - могучая
воспитательная сила. Он должен
быть готов подменить
своим разум и волю
ученика.
Задача усложняется,
когда речь идет о подростках. Причина не
только в возрастающей
взыскательности, в усложнении
психики, но и
в повышенной нервозности,
свойственной этому сложному
периоду в развитии
человеческого организма и
формировании психики. Публичное выступление для
ученика событие большее,
чем для апробированного артиста.
У него и
опыт меньший, и
он находится в
периоде самоутверждения. Нет
еще у него
той уверенности, которую
рождает признание достижений.
Из этого не
следует, что каждое
выступление надо переживать,
как решающее судьбу.
От успеха не
должна кружиться голова,
а от неудачи
опускаться руки. Успех должен
повышать требовательность к себе
и обязывать к
еще более настойчивой
работе, а неудача
должна заставить вдумчиво
пересмотреть все условия
подготовки к выступлению,
выяснить причины срыва
и искать средства,
которые помогут устранить
или преодолеть ошибки
и упущения.
Публичное
выступление страдает различными
недостатками у тех,
кто не обладает
исполнительскими способностями.
Как утверждает В.И.Петрушин, чаще
всего это бывает
у музыкантов, у
которых:
-
отсутствуют навыки психической
мобилизации на исполнение;
-
не сформирована потребность
в выступлении перед
слушателями;
-
отмечается высокая личностная
тревожность и как
следствие этого – снижение эмоциональной
устойчивости;
-
не осознаны цели
профессионального обучения;
-
исполняемые произведения недостаточно
хорошо выучены;
-
сформирован рефлекс на
обязательное волнение перед
выступлением и его
отрицательное влияние на
исполнение;
-
внутренняя установка направлена
не столько на
исполнение произведения в
нужном образе, сколько
на самооценку собственной
личности. [ 4, 294]
Итак, профессиональные достижения
музыканта оказываются обусловленными не
только его природными
способностями и наличием
хороших учителей, но
и в значительной
мере наличием у
него сильной воли,
под которой понимают
способность человека к
преодолению препятствий на
пути достижения цели. Умение
затормозить нежелательные импульсы
и усилить желательные составляют
суть волевого поведения.
В наибольшей
мере навыки волевого
поведения требует
деятельность в экстремальной
ситуации. В деятельности музыканта
такие ситуации чаще всего
возникают в процессе
публичного выступления, на
экзамене или конкурсном
соревновании. Для достижения
успеха в таких
ситуациях музыканту необходимо
уметь приводить себя
в оптимальное концертное
состояние. Интенсивная
подготовка должна осуществляться на
физическом, умственном и
психологическом уровнях. От
артиста требуется богатство душевных сил
и полное владение
ими.
Литература
1. Бочкарев
Л. Психологические аспекты публичного
выступления
музыкантов-исполнителей // Вопросы
психологии.1975. №1.
2. Зись А.
Виды искусства. – М., 1979.
3. Майкл Джексон. Мадонна. Страницы жизни. – М..1992.
4. Петрушин В.И.
Музыкальная психология. – М..
1997.
5. Рогов
Е.И. Общая психология. – М., 1998.
6. Савшинский С. Режим
и гигиена работы
пианиста. – Л..1963.