КУЛЬТУРА И
ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
Вступление. Одним из основополагающих явлений, определяющих сегодня облик и
структуру жизни человеческого сообщества буквально во всех его аспектах –
социальном, экономическом, культурном и политическом, является глобализация.
На сегодняшний день совершенно очевидным является факт
весьма существенного взаимодействия глобализации и национальных и этнических
культур. В ходе этого не только перекраиваются традиционные ареалы
распространения главных мировых религий и конфессий, зачастую оказывающихся в
новых условиях существования и взаимодействия, но и происходит их сопряжение со
сравнительно новыми ценностями, такими, например, как принципы гражданского
общества. Все это требует тщательного изучения и глубокого анализа – как со
стороны экспертов, так и со стороны множества заинтересованных лиц, которым
небезразлична судьба культуры, особенно в сегодняшнем, стремительно меняющемся
мире.
Основная часть. Процесс глобализации культуры создает тесную связь между экономическими
и культурологическими дисциплинами. Последняя настолько значительна, что можно
говорить об экономизации культуры и культуризации экономики. Подобное
воздействие определяется тем, что общественное производство все более
ориентируется на создание интеллектуальных, культурных и духовных благ и услуг
или на производство “символов”, а в сфере культуры все сильнее ощущаются законы
рынка и конкуренции (“масс–культуры”). [1]
Сегодня, культура должна быть осмыслена в качестве
решающего аспекта глобализации, а не простой реакции на экономическую
глобализацию. При этом не следует считать, что глобализация культуры – это
установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс
включает в себя культурные столкновения и противоречия. Конфликты и
столкновения различных культур и цивилизаций – главный фактор современного
многополярного мира[2]. В условиях глобализации необходима новая философия –
философия взаимопонимания, рассмотренная в контексте диалога Востока и Запада,
Юга и Севера.
“Сжатие” социального мира, с одной стороны, и быстрый
рост осознания миром “расширения” самого себя, с другой стороны, создает
глобальное условие, при котором цивилизации, регионы, нации-государства,
коренные народы, лишенные государственности, конструируют свою историю и
идентичности. В мире резко выросло ощущение собственной уникальности и
самобытности у народов и регионов. Можно сказать, что защита местных
национальных традиций и особенностей является глобальным феноменом[3].
Следовательно, принципиально способность к
самосохранению специфических культур возможна, но реализуется эта возможность
только при определенных условиях.
В современном мире происходит переход от национальной
культуры к глобальной культуре, языком которой служит английский язык.
Американский доллар используется во всем мире, западная массовая культура
стремительно проникает в нашу жизнь, модель либерально-демократического
общества в той или иной степени реализуется во многих странах, создается
мировое информационное пространство (Интернет и другие, новейшие информационные
и коммуникационные технологии), осуществляется глобализация западной культуры,
возникает новая реальность – виртуальный мир и виртуальный человек. Таким
образом, пространство и время становятся все ближе и ближе, даже сливаются.
Возникли «антиглобалисты» и «антизападники». В этих условиях становится крайне
актуальным вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности, самобытности
и уникальности культуры других народов планеты.
Для решения сложнейшей задачи вхождения национальной
культуры в пространство мировой культуры определяющим является не желание
понравиться, а умение оставаться собой. Ни в коем случае нельзя замыкаться в
пределах своей культуры, надо выходить в мировое культурное пространство, но
выходить надо с тем, что есть, так как именно это содержание и обладает
ценностью. Тем более, нельзя заставлять национальную культуру “торговать собой”
и быть готовым к тому, что ее не примут, не рассмотрят, не поймут, не оценят. Следовательно,
она “не ко двору” эпохе, времени.
Однако кое-что в пределах дозволенного национальная
культура может сделать для лучшего восприятия себя. Она может воспользоваться
теми возможностями, какие предоставляет глобализация. Она может тиражировать свой
образ и “прийти в каждый дом”. Не исключено, что, не будучи принятой, с
восторгом на “лучших сценах мира”, национальная культура найдет отклик в других
регионах, и уже оттуда будет воспринята более широко.
Но не будет большой беды, как отмечает известный
казахстанский философ А.Г. Косиченко, если национальная культура не встретит
широкого понимания. В конце концов, она, в первую очередь, национальная
культура, а, следовательно, культура конкретной нации. Национальная культура
может и должна воспитывать человека на ценностях, присущих этой культуре. И
если это настоящая культура, то такой человек интересен миру, ибо сквозь
культурную самобытность человека проступает общечеловеческая культура[4].
Национальная культура ценна именно своими специфическими ценностями, так как
эти ценности есть ни что иное, как еще один способ видеть мир и смысл бытия в
этом мире. Этой почвы, нельзя покидать, в противном случае национальная
культура исчезает.
Заключение. Таким образом, процесс глобализации не только порождает однообразные
структуры в экономике и политике различных стран мира, но и приводит к
“глокализации” - адаптации элементов современной западной культуры к локальным
условиям и местным традициям. Нормой становится гетерогенность региональных
форм жизнедеятельности человека. На такой основе возможно не только сохранение,
но и возрождение, и освоение культуры и духовности народа, развитие местных
культурных традиций, локальных цивилизаций. Глобализация требует от местных
культур и ценностей не безоговорочного подчинения, а селективного выборочного восприятия
и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе
конструктивного диалога с ними. Особенно это необходимо для молодых независимых
государств постсоветского пространства, укрепления их национальной
безопасности. Поэтому, нам так крайне необходимо развитие глобалистики как
формы междисциплинарных исследований, позволяющих правильно оценить ситуацию и
найти способы их решения.
Список использованной литературы:
1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для
вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.— 496 с. Серия (Gaudeamus).
ISBN 5-8291-0167-Х
2. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? //
Философские науки. №4. 2000. С. 58-68.
3. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация
культур, // Философские науки. №4. 2000. С.33-42.
4. Косиченко А.Г. Национальные культуры в процессе
глобализации // WWW.orda.kz. Электронный информационно-аналитический
бюллетень. №№ 8, 9.