Карагандинский
государственный технический университет, Казахстан
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
В ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ В 40-Е ГОДЫ
ХХ ВЕКА
Просветительным учреждением, сыгравшим значительную роль в культурной жизни Центрального Казахстана в 40-е годы ХХ века, является Карагандинский областной историко-краеведческий музей. Организованый 7 ноября 1932 г., согласно приказу Наркомугля РСФСР № 27 от 11 февраля 1932 г., как ведомственный политехнический. Первый карагандинский музей очевидно не мог в полной мере выполнять функции полноценного музейного учреждения: «В Карагандинской области, располагающейся на большой территории и мало изученной, нет ни одного хорошего музея. Давно пора в Карагандинской области организовать хороший музей, поставить у руководства именно научных работников. Дальнейшее промедление с организацией музея в Караганде нельзя будет рассматривать иначе, как неуважение к истории прошлого, настоящего и будущего области» [1].
8 марта 1938 года музей получает статус Областного краеведческого музея, что позволило действовавшим сотрудникам подготовить экспозицию, включавшую три первых отдела: природы, истории и социалистического строительства, которые, с определенными изменениями, функционируют и в настоящее время. Первый отдел был посвящен природе региона, его животному миру и полезным ископаемым, обнаруженным на территории области. Во втором отделе особенно ярко был представлен раздел «Казахстан — бывшая царская колония» — с фотографиями, картограммами, схемами, иллюстрировавшими расслоение казахского аула до революции, тяжелое положение казахских трудящихся, испытывавших двойной гнет — баев и царских чиновников. Отдельные экспонаты выставки были посвящены революции 1905 г., национально-освободительному восстанию 1916 г. под руководством А. Иманова. Видное место по площади и по количеству экспонатов занимал отдел социалистического строительства, отражавший развитие тяжелой, легкой и пищевой промышленность Карагандинской области. Следует отметить, что, по данным Государственного архива Карагандинской области, в 1938–1948 гг. в музее, помимо экспозиционного сектора, работала научно-краеведческая библиотека, фонд которой насчитывал 2250 книг [2, 1].
Изменение официального статуса музея, активная научно-изыскательская и выставочная деятельность его сотрудников под руководством Леонида Федоровича Семенова способствовали тому, что Карагандинский областной краеведческий музей за короткое время стал одним из ведущих очагов культуры в Центральном Казахстане. Так, по данным периодической печати только за 4 месяца 1939 г. его экспозиции посетило 7202 человека, а в течение года в музее побывало 33666 экскурсантов; в предвоенном же году краеведческий музей принял 20194 посетителей [3, 27].
Серьезные коррективы в деятельность Карагандинского областного краеведческого музея внесло начало Великой Отечественной войны. Уже через неделю после начала боевых действий сотрудники музея организовали передвижную выставку под девизом «Все силы на борьбу с фашизмом!», которая демонстрировалась в Новом и Старом городе, отдаленных районах области, что способствовало скорейшей мобилизации сил для противодействия агрессору. В соответствии с первоочередной задачей укрепления обороноспособности и защиты социалистического Отечества, претерпели кардинальные изменения цели, задачи музейной деятельности и тематика экспозиций областного краеведческого музея. В 1942 г. основными задачами данного культурно-просветительного учреждения были определены:
- подчинение всей научно-исследовательской, экспедиционной и массовой работы делу укрепления обороноспособности страны, воспитанию посетителей в духе советского патриотизма, бдительности и ненависти к врагам народа;
- пропаганда военных знаний;
- пропаганда учения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина;
- пропаганда достижений социалистического строительства в СССР, Казахстане и Карагандинской области;
- перестройка всей работы на основе глубокого изучения работниками музея трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, краткого курса истории ВКП(б) и указаний вышестоящих органов [4, 48].
Как свидетельствуют исследования Р. Б. Сулейменова и Х. И. Бисенова, все музеи Казахстана в годы войны вели широкую разъяснительно-воспитательную работу, уделяя особое внимание оборонно-массовой, историко-военной тематике. Специальные залы и комнаты были отведены для военных экспозиций, передвижных выставок-витрин о Великой Отечественной войне, героической борьбе народов против иноземных поработителей. В 1942–1943 гг. сотрудниками, ни на день не прерывавшими изыскательской и научно-исследовательской работы, были подготовлены и экспонированы передвижные выставки «Отечественная война советского народа против фашистов», «Казахстан в дни войны» и «Карагандинская область в дни войны».
По окончании Великой Отечественной войны, несмотря на большие материальные трудности, исследовательская работа и пополнение фондов были продолжены. Так, уже в 1946 г. сотрудниками музея совместно с воспитанниками детского дома № 9 была предпринята экспедиция по изучению русла р. Батпак, существенно обогатившая палеонтологический сектор экспозиции. Жители Карагандинской области отнюдь не безразлично относились к делу пополнения фондов музея, бескорыстно передавая его сотрудникам находки, могущие пролить свет на прошлое Сары-Арки. Большое внимание расширению сети культурно-просветительных учреждений уделяло и руководство республики. Так, если к 1945 г. количество включенных в бюджет Казахской ССР музеев сократилось до 10, то в 1946 г. их число выросло до 12, в 1948 г. — до 22, в 1949 и 1950 гг. — до 27 [5, 28]. Именно в эти непростые годы был создан Джезказганский музей краеведения.
Очевидно, нам есть чему учиться у своих отцов и
дедов, которые в далеко не благополучные годы послевоенного восстановления
разрушенного народного хозяйства находили средства для развития культуры своей
страны. Принимая во внимание и идеологическое давление, оказываемое партийно-государственным
аппаратом, и зачастую формальные методы работы «очагов культуры», хотелось бы
отметить, что, по данным «Справки о состоянии работы состоянии работы
культурно-просветительных учреждений республики за 1948 год», хранящейся в
Архиве Президента Республики Казахстан, только бюджетная сеть культурно-просветительных учреждений страны
включала 3465 организаций, в том числе 478 библиотек, 17 домов культуры, 178
районных и 165 сельских клубов, 2407 изб-читален, 150 красных юрт, 22 музея, 18
парков и др. Кроме того, функционировало 4727 культурно-просветительных
учреждений внебюджетной сети [6,
1].
Таким образом,
подводя итоги анализа развития музейного дела в Центральном Казахстане в 40-е
гг. ХХ в., следует отметить, что сложно
складывались судьбы отечественных музеев. С одной стороны, в ХХ веке в
Казахстане была создана достаточно развитая сеть музеев, сформировано представление о месте и роли их в
обществе. Постоянно совершенствуясь как социальный институт на службе общества, музеи превратились к концу столетия в
полифункциональные научно-культурные и культурно-просветительные
учреждения со сложной внутренней структурой и широко разветвленными связями. С другой стороны, динамичные
общественные процессы предшествующей эпохи вовлекли музеи в русло зачастую
излишне решительных и отнюдь не однозначных преобразований и связали развитие
музейного дела в стране жесткими идеологическими рамками.
Литература:
1. Социалистическая Караганда. 1937. 25 июля.
2. ГАКО, ф. 1275, оп. 1, д. 3.
3. ГАКО, ф. 1275, оп. 1, д. 1.
4. ГАКО, ф. 1275, оп. 1, д. 1.
5. АП РК, ф. 708, оп. 14, д. 1659.
6. АП РК, ф. 708, оп. 12, д. 1433.