Музыка и жизнь /композиторы

Джафарова А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Россия

( доцент кафедры теории и истории музыки методики музыкального образования)

Ф.ШОПЕН. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЧЕРК

Пронзительный аккорд. Заворажива­ющие нежные и трогательные звуки гру­стной мелодии... Щемит сердце. Душа наполняется каким-то странным, необык­новенно чистым чувством любви, всепро­щения и самоотречения во имя Родины, во имя ближнего, во имя любви. Музы­ка обволакивает сознание. Она прекрас­на. Каждый звук – точно кровью, как клят­ва – один и неповторим, из самой глуби­ны... Хочется плакать... Почему так хо­чется плакать?! И хорошо как-то, и та­кое светлое чувство...

«Мне грустно и легко,

Печаль моя светла…»

В 2000 году исполнилось 190 лет со дня рождения Фредерика Шопена, ве­ликого польского композитора и пианис­та. Мать Шопена, полячка по националь­ности, Юстина Кжижановская, была не­обыкновенно музыкальна. Превосходно играла на рояле, обладала красивым го­лосом. Она привила сыну чувство пре­красного, неподражаемое изящество стиля и утонченный вкус, а главное – любовь к польской культуре и народной музыке. Польша, где в имении Железова Воля родился Шопен, где прошло его детство и годы юности, учеба в Варшав­ском лицее и консерватории, стала для него навечно Родиной, единственной и символичной. Отец Шопена - Николай Шопен, француз, один из лучших педа­гогов Варшавы, дал сыну прекрасное образование и воспитание. В 1829 году Фредерик блестяще заканчивает консер­ваторию. Профессор Эльснер, следив­ший за эволюцией своего ученика, еже­годно отмечает в нем «исключительные способности», «исключительное дарова­ние, музыкальный гений».

Все в молодом Шопене обращало на себя внимание. Аристократическая утон­ченность манер, свойственные его нату­ре деликатность и чувствительность и непохожий ни на кого ранее стиль музы­ки, сочетающийся с феноменальной вир­туозностью и проникновенностью игры. Его чарующее туше...

Лучшие из лучших, великие современ­ники восторженно отзывались о нем. Шу­ман очарован «мечтательностью, граци­ей, одухотворенностью, пылкостью, бла­городством» звучания музыки Шопена. Он возвестил о появлении нового гения просвещенной Европе. И Европа прекло­нилась. Перед загадочной силой и кра­сотой. Лист, которому рукоплескали миллионы, включил в репертуар произ­ведения молодого польского виртуоза и композитора. Шопен писал почти исклю­чительно для фортепиано. Он сам сде­лал этот выбор. Когда предлагали напи­сать национальную оперу, отказался. Чувство меры и вкуса никогда не изме­няло ему.

Его музыка была душой фортепиано, он знал и чувствовал голос и сердце ин­струмента и посвятил ему свое творче­ство и жизнь. Сонаты, баллады, ноктюр­ны, мазурки и полонезы, скерцо, валь­сы и этюды, концерты... В каждой стро­ке - легкий почерк гения, которому да­ровано свыше высокое Вдохновение и Музыка…

Он жил в Париже. Далеко от своей Родины. Он тосковал. Никогда не суж­дено было ему вернуться... Как же ве­лика была сила его любви... Он завещал свое сердце Родине... В костеле свято­го Креста упокоилось великое сердце великого композитора. А музыке угото­вана другая судьба. Жить вечно и дарить радость! Пусть эти скромные строки ро­зами лягут пред памятью незабвенного Маэстро. Лишь в мыслях моих. Не мы, а другие едут в Париж. И не для музыки  - по памятным местам, и не в «столицу мира». Наш большой нудный рынок про­тянулся и туда. Купля-продажа. Образ жизни, мышления, даже творчества. Если это можно назвать творчеством. И веч­ная провинциальная нелюбовь и боязнь классики и «серьезной музыки». Песен­ки «под народные», клипы «под амери­канские»... Но есть избранники, для ко­торых не угасла прекрасная мелодия. И есть мир. Большой, цивилизованный. Где море музыки. И в нем звучит Шопен. Вечно.