Педагогические
науки /современные методы преподавания
Джалилова З. З.
Дагестанский государственный педагогический
университет, Россия
( старший преподаватель кафедры теории и
истории музыки методики музыкального образования)
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Особенности музыкальной памяти связаны с большей зависимостью от пространственно-временной структуры музыки и доминированием образного, главным образом слухового вида мышления. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.
«Музыкальная память (англ. music memory) - способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал» [1, 117]. Музыкальное узнавание необходимо для осмысленного восприятия музыки. Необходимое условие музыкальной памяти - достаточное развитие музыкального слуха. Важное место в музыкальной памяти занимают слуховая память (одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов) и эмоциональная память (память на эмоционально окрашенные события). При воспроизведении музыки существенную роль играют также двигательная память (запоминание последовательности движений), зрительная (запоминание нотного текста) и словесно-логическая память, с помощью которой происходит запоминание логики строения музыкального произведения.
Пространственные элементы восприятия – один из важных компонентов, из которых складывается база для развития слуха и воображения. Опора на эту базу является необходимым условием для возникновения навыков дифференцированного восприятия музыкальной ткани, без которых художественное восприятие не возможно вообще. «Музыкальное произведение только в том случае отражается сознанием адекватно композиторскому замыслу, когда оно воспринимается как рельефная музыкальная картина, в которой динамика музыкального развития, интонационные процессы сочетаются с архитектурой, с так называемыми топографическими представлениями» [2, 175] (восприятием рисунка мелодии, профиля динамического развития, с многообразием в соотношении отдельных голосов и пластов, с многоплановостью фактуры).
Роль пространственных представлений в восприятии и осмыслении музыки двойственна: с одной стороны, пространственные представления и ощущения способствуют созданию целостного впечатления о музыкальном явлении, образованию художественных ассоциаций (как осознаваемых, так и подсознательных), с другой – облегчают элементарный слуховой анализ.
Классификация различных приемов, которые облегчают переход от недифференцированных слуховых ощущений при слушании музыки к пространственному дифференцированному восприятию высот и длительностей звуков может быть связана с двумя способами освоения пространства: использованием двигательного опыта, сочетающегося со зрительной оценкой, и применением графических представлений и движений, соотносящихся со зрительными ощущениями.
Двигательный опыт в сочетании со зрительной оценкой пространственных элементов нашел свое выражение в ритмической гимнастике, музыкальной ритмике и релятивной системе. Так, в релятивной системе с помощью ручных знаков отражается направление движения и отношение тяготения неустоев в устои, благодаря чему создается устойчивая условно-рефлекторная связь между «музыкальными» и «зрительно-двигательным» центром памяти [3, 78-86].
Графические представления о музыке в сочетании со зрительными ощущениями применяются на практике в виде отдельных приемов и упражнений. К ним относится графическая зарисовка мелодической линии, предложенная Е. Давыдовой и С. Запорожец [4]. Авторы отмечают: «Для развития внимания к изменению звуковысотности в мелодии до изучения нот хорошим предварительным приемом является графическая зарисовка мелодии песни, сделанная на классной доске и фиксирующая направление движения звуков мелодии» [5, 6].
Путь решения поставленной нами проблемы – группировки элементов музыкального языка по определенному принципу – в научном и методическом плане был намечен Е. Назайкинским [6, 77]. Автором рассматривается взаимодействие двух способов слухового анализа мелодических последовательностей (интервального и ладового). В выводах в статье автор указывает на необходимость учитывать значение «контекстуальных факторов» (гармонии, тематического развития, фактурно-регистровых особенностей изложения и т.д.) при осмыслении и восприятии мелодии.
Метод музыкальной стенографии направлен на адекватность восприятия композиторскому замыслу и будет способствовать развитию памяти, внутреннего слуха, аналитического мышления и творческих способностей.
Литература
1. Мещеряков
Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Олма-пресс, 2004.
2. Назайкинский Е. О
психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
3. Агажанов А. Об
абсолютной и релятивной системах курса сольфеджио.//Воспитание музыкального
слуха: Сб.ст. – М., 1977.
4. Давыдова Е., Запорожец
С. Музыкальная грамота. – М., 1956.
5. Давыдова Е., Запорожец
С. Музыкальная грамота.
6. Назайкинский Е.
Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального
слуха.//Воспитание музыкального слуха: Сб.ст. – М., 1977.