Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса
Камалова Н.К., Назанова
Г.Ж.,
Мекенбаева Э.
Шымкент, Казахстан
Особенности
культовых действий, отражающие казахское мировоззрение в
традиционной культуре
Казахские народные традиции и
обычаи имели множество изменений со времен мифологических мышлений до нынешнего
дня. Они изменялись, познавая окружающий мир, вместе с тем за счет
социальных, политических, религиозных влияний обрели историко-культурный образ. Несмотря на все изменения, казахский народ имеет свои специфические качества,
корнями уходящие в глубь веков. Они
направлены сохранить в гармонии все живое на земле в борьбе со злом, открыть все пути доброте и сохранить ее
последовательность в жизни, обосновать гармонические ситуации через
благословения.
Вышеназванные
мировоззренческие принципы обретают духовные и материальные качества в виде
словесных действий, в культе предметов, одежды
и пищи. Эти мировоззренческие принципы, в свою очередь, изменяли историко-социальные ситуации: здоровый образ жизни людей, их трудолюбие, их бытовые
возможности, средства общения. Чтобы познать сущность общественно-культурных изменений, определить их невозможно ограничиться только
принципами. Исходя из этого не нужно делать вывод о том,
что невозможно определить сущность традиций и обычаев. Используя
историко-логический метод можно добиться поставленной цели. Человек изменял свою
жизнь через обычаи и традиции, организовывал действия общения, основывал свою
культуру. Так как человек является главной ценностью природы, через обычаи и
традиции внедрить в казахскую бытовую культуру общественный мир и при этом
сохранить поэтапное развитие общественной жизни.
Казахский народ считал
неверным отделять
свою жизнь от природы. Поэтому считал
нужным действовать с полной гармонией с природой. Эти мировоззренческие символические действия можно увидеть в обычаях, обрядах и традициях.
Культовые действия: стричь волосы, обрезать ногти, купать, дать подарок женщине, которая
проводила обряд сороковины, раздавать
серебряные украшения гостям, вынести младенца за порог в сорок шагов и обратно,
подвязывать на шею собаки «иткойлек» со сладостями.
Вербальные знаки: благословения и пожелания.
Материальные знаковые предметы: «иткойлек», 40 ложек воды, серебряные украшения, брошенные в воду,
амулет из волос младенца, деревянная крашеная чаша и ложка,
сладости.
Покажем,
как проводится обряд сороковина. Когда
исполняется сорок дней со дня рождения младенца проводится обряд сороковины. Как в
природе, так и у человека имеются трудные этапы жизни, чтобы пройти их, человек
изменяет привычный образ жизни и вступает в другой
этап. Этот этап называется «шилде». В казахской бытовой культуре «шилде»
является одним из традиционных действий, который выполняется с учетом половых и возрастных
особенностей. В сороковине особое внимание уделяется 3-, 7-, 40-дням жизни младенца.
В течении трех дней ребенку дается имя.
Пуповине
ребенка придается большое значение. Выпавшая
пуповина ребенка закапывается в землю, иногда на
порог дома. Это действие обозначало рождение еще одного ребенка в этом доме.
Поэтому стоять у порога строго запрещали, так как
это место было очень особым местом в доме. А в течение 3-7 дней младенца укладывали в колыбельку. Все эти этапы являются
очень необходимыми для младенца («шакалак»), так как он еще бессилен в
окружающей ему среде и должен адаптироваться к окружающему миру. Жильцы
Туркестанского региона считают свадьбу молодоженов тоже «шилдехана». Жизнь
молодой невестки тоже требует адаптации к новой жизни, к мужу, к свекру, к свекрови,
к родственникам мужа, изучать, понимать, привыкнуть, общаться с ними и уважать
их.
Сороковина является
совокупностью культурных действий, которые учат ценностям жизни, связаны с судьбой человека, формировавшейся со времен появления казахской
нации. Уделялось особое внимание будущему направлению и окружающей среде
человека, его физической и моральной красоте. Сороковина это и есть культурное
наследие сохранившее в себе святость Неба и Земли,
непрерывность поколения. Доказательством вышесказанного являются основные культовые
символы, в которых отражаются основные символические действия и национальное
мировоззрение - это материальные предметы.
Для проведения обряда
сороковина приглашается всеми уважаемая женщина, которая хорошо знает обычаи народа, сохранила в себе национальные моральные
ценности, воспитывала образцовое поколение. Ей поручается сделать символические
действия. Бабушка младенца собирает все свои серебряные украшения и бросает их в воду, в котором будут купать младенца. Этим
подразумевается, чтобы кожа младенца была безупречно чистой. А в
Южно-Казахстанской области, Тюлькубасском и
Джамбылском районах бросают в воду овечий помет. После купания споласкивают водой из деревянной чашечки, в которой было сорок ложек воды. Сорок ложек воды с собой уносит все трудности сорока дней и младенец войдет в
новую жизнь чистым, так утверждает старшее
поколение. После купания воду, в котором был овечий помет, выливают в скотный двор, чтобы увеличилось число скота. В Западно-Казахстанской области, в
районе Орда, в ауле Сайхын женщина, которая проводит обряд сороковина, приносила младенцу деревянную крашеную чашку и ложку.
Его называют «карын аяк». Это блюдце, из которого будет кушать
ребенок. Это народное поверье по нынешнему медицинскому рассуждению очень
правильно.
Следующие символические
действия: подстричь волосы младенца и сделать амулет (положить под подушку). Обрезав
ногти, закапывают
в место, где не наступят ногой.
Еще один из таких
символических обрядов связан с первой одеждой ребенка – «иткойлек». Этот обряд
существует у татаров и у ногаев. По
этому поводу К. Серикбол говорит: «В иткойлек ложат разные сладости и подвязывают на шею собаки. Его
догоняют и хватают аульные дети, потом делят между собой эти сладости» /1/.
А в Западно-Казахстанской
области, в ауле Сайхын есть такой обряд: иткойлек отдается бездетным семьям или хранится в семье для
следующего ребенка. Значение этого действия объясняется в трудах К. Серикбола
таким образом: «До сорока дней о родившемся младенце говорят «он еще не родился, он еще живет в
ином мире». Этот обычай неспроста связывается с собакой. Потому
что:
а) собака – отражение еще не
родившегося человека;
б) собака – охранник в ином мире;
в) собака – дух мертвеца.
Название этой одежды и обряд подвязывания на шею
собаки сладости
отражает в себе эти три этнографические
понятия.
Еще один культовый обряд, связанный с сороковиной: мать берет в руки младенца и, считая
сорок шагов, выходит за порог, потом возвращается обратно. Когда возвращаются, их встречают сладостями. Это символ того, чтобы будущий ребенок вырос здоровым в этом доме и
всегда возвращался к родному дому. А по сведениям Н. Шахановой, мать с младенцем гостевала в сорока домах родственников. Раздача сладостей в казахской культуре подразумевалась продолжительность рода в этом
доме, радоваться сохранению гармонии между родственниками. Ведь для казахов мир
существует из гармонии. Есть его начало и конец. А младенец, которому исполнилось сорок дней, есть
и начало этой гармонии. Чтобы сохранить эту гармонию, он должен жить
среди своих (родителей, родственников).
В заключении мы можем сказать,
что традиционный образец культуры, находя свою взаимосвязанность и сохраняя свои
специфические структуры как вербальность, атрибутивность, развивая магическую,
вербальную, конотивную (внешний вид, стиль одежды) культуру, изучая и обобщая
древние традиции и обычаи, выполняет
сигникативные, социальные функции. Среди них знакомство младенца с окружающим
миром, с обществом один из социальных функций культуры. Как и во всех семейных
обрядах, так и в сороковине выполняются такие высоко
моральные действия, как целенаправленность, воспитание доброты, борьбы со злом, т.п.
Литература:
1.
К. Серикбол. Аргыказак
мифологиясы. – Алматы, 2004.
2.
Н. Шаханова. Мир
традиционной культуры казахов. – Алматы, 1998.