Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная

социально-педагогическая

академия, Республика

Башкортостан

 

Антигерой в романе Г.Хисамова «Тафтиляу»

 

История совершается не только героями, заслужившими благодарную память народа борьбой за справедливость и независимость, отдавшими свою жизнь за его счастье и свободу. История также хранит немало имен, носители которых вставали преградой всему этому, преследуя при этом лично корыстные цели. О таком противостоянии светлого и темного, доброго и зловещего повествуется в романе «Тафтиляу» Г.Хисамова [1]. Не случайно и то, что в основе его содержательной структуры лежит развернутая антитеза. Именно она формирует систему образов, их расстановку, определяет типы авторской эмоциональности, способы повествования, выбор изобразительно-выразительных средств.

Как видно из романа, у башкир было немало врагов на протяжении столетий. В начале – монголо-татарские полчища, их потомки; потом – ногайские, крымские, казанские ханы, обирающие малые народы, облагающие их непомерными налогами; затем – самодержавная власть, проводящая политику отторжения башкир от их исконно родных земель, расселения на них русских промышленников, купцов и строительства на этих территориях крепостей, городов, церквей, монастырей.

И в большом, и в малом писатель показывает жестокую борьбу противоположных сил, преследующих различные цели, исповедующих разные философии, стоящих на разных жизненных позициях. Яркие представители «жестокого века» Тохтамыш и Тимур считают, что народ – это стадо, для которого нужен лишь хороший пастух и ради достижения своих корыстных целей жертвуют сотнями тысяч жизней простых людей разных народов, народностей. Каждый из этих завоевателей стремится использовать башкир в борьбе друг с другом.

В истории башкирского народа есть и другие лица, оставившие не менее   кровавый след. Это -Тефкелевы (отсюда название романа). Народ впоследствии сложил песню «Тафтиляу», в котором выразил свое отношение к этим палачам. Автор романа выводит образы нескольких представителей этого рода.

В первой части романа – это Тафкил. Поэтапно воссоздаются основные периоды его жизни: рождение, детство, юность, воспитание, начало его карьеры у русских переводчиком, постепенное превращение его в палача, карателя. Постепенно он становится средоточием таких качеств, как жестокость, беспощадность, безжалостность по отношению к человеку. Автор рисует картину, где он истязает, жестоко расправляется с прикованным к столбу, беззащитным башкирским послом Амирялом, получая от этого удовольствие и наслаждение. Отныне слово «тафкил» в романе становится символом всего темного, зловещего и антигуманного.

 В романе выведены облики еще двух Тевкелевых – Ивана и Дмитрия, и  косвенно упоминается об Алексее. Все они, под стать своему предку, жестоки и немилосердны, алчны и продажны. Осознавая свою моральную ущербность, они злобствуют, свирепствуют при встрече с людьми благородными, честными, преданному долгу, родине и народу. Автор не жалеет темных красок при характеристике Ивана, который служит переводчиком у русских. Сцены разгула, пьянства и разврата сопровождают героя и его окружение. Авторская ирония здесь обретает характер сарказма, отрицания подобных явлений, стоящих преградой на пути человека к счастью, свободе и любви. Г.Хисамов пишет не столько о Тевкелеве, сколько о «тевкелевщине» как о социальном явлении, воплотившемся в романе в таких лицах, как сами Тевкелевы, полковники Хохлов и Михаил, Аристов, губернаторы края и другие.

Условно-символическое значение имеет и рассказ о деревне Сеянтуз, которая подвергается нападкам татаро-монголов еще в конце ХIV века. По истории известно, что эта деревня была дотла сожжена вместе с жителями в начале 40-х годов ХVIII века полковником Тевкелевым. В романе Г.Хисамова Сеянтуз – это обобщенный образ многострадальной башкирской земли, вытоптанной, выжженной пришельцами, чужеземцами.

Автор открыто выражает свои симпатии и антипатии по отношению к действующим лицам. Если представители народа обрисованы в теплых тонах, овеяны авторской любовью и симпатией, то антинародная сила в  сатирическом   плане. Сатирический пафос романа особенно ощутим при рассказе о Тевкелевых, олицетворяющих все гнусное, мерзостное и антигуманное.

Г. Хисамов - не первый башкирский автор, обратившийся к данной теме. Один из потомков рода Тевкелевых выведен и в романе Г.Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый»  Это – генерал-майор Алексей Тевкелев, хитроумный политик, играющий в доброго и справедливого губернатора, а на деле тонко и умело проводящий политику царя в башкирском крае. Из истории известно, что Тевкелевы – выходцы из этих мест, перешедшие на службу к русскому царю и принявшие впоследствии христианство. Если Г.Хусаинов пишет о представителе этой династии, жившем в ХVIII веке, то Г.Хисамов обращается к ее истокам. Более подробно, художественно выразительно и психологически убедительно превращение подростка Кутлуахмета в Алексея Тевкелева описано в романе «Башкирский хан» Я.Хамматова.

Так или иначе, о Тевкелеве писали Н.Мусин («Притяжение свободы»), Б.Рафиков  («Карасакал»). В них также фигурирует один из потомков этого рода – Алексей Тевкелев. В сюжете романов его образ играет вспомогательную роль, служит более полному раскрытию характеров основных действующих лиц – Алдара, Бэпэнэй-абыза, Карасакала и других, являясь их антиподом. Можно сказать, что эта тема в башкирской литературе становится своего рода вечной, постоянной. Ее начало лежит еще в фольклоре, в народных песнях, в которых выражены гнев, боль, ненависть угнетенного народа, мотив возмездия, кары за страдания людей.

Г.Хисамов продолжает «углубляться» в «тевкелевщину», «вживаться» в ставший уже нарицательным образ. В своем романе он стремится вскрыть истоки «тевкелевщины», обращается к представителям нескольких поколений Тевкелевых, выявляет новые грани и детали в традиционной теме, как и другие писатели, усиливает их человеческое звучание, личностный фактор, пишет о нравственной сути действий и поступков героев. При этом писатель идет от частного к общему, от прототипа к типу, от частного факта и случая к явлению, представляет его как широкое социальное явление, как антинародная сила, стоящая на пути к счастью и свободе.

Конфликт романа можно рассматривать как устойчивый, неразрешимый, или субстанциональный, вечный. Он является не временным отклонением от гармонии, а неотъемлемой гранью несовершенного земного бытия. При этом конфликтные положения не могут быть преодолены и гармонизированы в рамках изображаемого действия. Если оттолкнуться от конкретных образов действующих лиц, участвующих в сюжете, то можно сказать, что в романе показана вечная борьба добра и зла, любви и ненависти, света и тьмы, свободы и неволи, создана картина устойчиво-конфликтного состояния мира. Свои «тевкелевы» были и, возможно, будут в любое время, и человек в своем стремлении к счастью, к достижению высших ценностей бытия вынужден будет противостоять этому социальному злу.

 

Примечания

1.     Хисамов Г. А. Тафтиляу (на баш. яз.).- Уфа: Китап, 1999.- 456 с.