Молнар Е. А., Никифорова Л.А.

                                                                       ДонНУЭТ

 

 

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

 

 

 

Немецкая классическая эстетика - период развития немецкой эстетики (конец XVIII-первая половина XIX в.), когда был создан преемственный ряд концепций Канта, Шиллера, Шеллинга и Гегеля, осмыслявших природу искусства и эстетической деятельности человека в рамках всеобъемлющих философских систем. По Канту, искусство есть способность выражения эстетических идей. Эстетические учения более поздних этапов уже утрачивают это качество универсализма и всеохватности и обращаются к анализу отдельных аспектов философии искусства [1].

    Внимание к эстетике у каждого из перечисленных мыслителей было вызвано не столько специальным интересом к искусству, сколько стремлением разработать необходимые компоненты, придающие завершенность философской системе. Через оперирование максимально обобщенными понятиями, использование диалектического метода мышления применительно к анализу искусства, Кант, Шиллер, Шеллинг и Гегель смогли вывести обсуждение эстетической проблематики на принципиально новый уровень, поднять теоретическую планку эстетических доказательств и выводов. После немецкой классической эстетики уже нельзя было теоретизировать по поводу искусства так, как это делали, к примеру, представители эстетики классицизма или Просвещения, зачастую сближаясь с беллетристикой, опираясь на философию «здравого смысла» [4].

    Достижения немецкой классической эстетики связаны с разработкой идеи самоценности и обоснованием уникальной духовной роли искусства в социальной истории «искусство как высший принцип человеческой деятельности». Отсюда и важный тезис, видящий ошибку всех предшествующих эстетических теорий в том, что они искали цель искусства вне самого искусства, т.е. искали его понятие в чём-то другом, чему искусство служит средством. Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их общей теории искусства много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства и прекрасного - «целесообразность без цели» (Кант), «сущность в явлении» (Шиллер), «бесконечное, выраженное в конечном» (Шеллинг). «абсолютная идея в её внешнем инобытии» (Гегель) выражают взгляд на сферу эстетического как уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл этих определений - в трактовке искусства и красоты как некоей целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума. Вместе с тем названные мыслители во весь голос говорят об угрожающих искусству социальных процессах, делающих проблематичной его судьбу как гармоничного духовного мира. Идеализация в искусстве делает его ложным.

Типизация замыкает художественное творчество рамками негативных образов и также ведет в тупик. Мысль Гегеля о том, что предметом художественного изображения может быть не всякое содержание, а лишь то, которое мысль фиксирует как сущность обнажила дефицит адекватных мировоззренческих ориентиров; дефицит, всю остроту которого было дано испытать художественному творчеству последующих эпох [3], [2].

  

Литература:

1.Соч.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.1-4. К.2003 - 973 с.

2.Кант И. Критика способности суждения. // Собр.соч. в шести томах. Т.5. М.2004 – 222 с.

3.Кривцун О.А. Гегелевская концепция связи красоты и искусства. //Искусство и действительность. Луганск,2001- 464 с.

4.Остапова Н.И Конструирование мира искусства в философии Ф.-В.-Й. Шеллинга. // Социально-эстетические проблемы познания искусства. К. 2003- 487 с.