Философия
/философия культуры
К.ист.н. Абдулаева М.Ш.
Дагестанский государственный педагогический
университет, Россия
( доцент, зав. каф. теории и истории музыки
методики музыкального образования)
СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
По
справедливому утверждению философа Р.М. Абакаровой, диалог – это «общение с
культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и
понимание ценностей других культур, способ воспроизведения культур, обладающих
своим культурным пространством» [1, с. 50].
В контексте культурного диалога
обратимся к вопросам становления дагестанского профессионального сценического
искусства.
Формирование
профессиональных видов искусства – музыки, живописи, скульптуры, театра –
обязано влиянию на общественно-культурную жизнь Дагестана русской культуры.
Если в XIX веке процесс приобщения дагестанцев к культуре европейского типа
сталкивался с предубеждением относительно всего, что несло с собой
присоединение к России, с религиозным неприятием, и воздействие культуры был
однонаправленным (Россия – Дагестану), то в XX веке, особенно начиная с
середины второго десятилетия, приобщение горцев к русской культуре вылилось, по
сути, в государственную программу, направленную на повышение
культурно-образовательного уровня так называемых «малых народов».
Процесс
складывания основ профессионального творчества нашел отражение в специальных
исследованиях, посвященных как общим вопросам становления различных школ, так и
творчеству отдельных представителей дагестанского искусства.
Вопрос о
путях развития национального искусства в начале XX века сталкивался с проблемой
совмещения, соединения, синтезирования опыта мирового классического искусства с
традициями национальных культур народов Дагестана. Новые виды искусства, неизвестные в прошлом горцам –
профессиональная музыка, живопись, скульптура, театр – прошли интенсивный путь
развития и за короткий период достигли уровня, обеспечивающего широкую
известность и признание за пределами республики.
Развитие
драматического искусства Дагестана шло в тесной связи с основными тенденциями
отечественного театрального искусства. В открывшемся в начале 1920-х гг.
Государственном театре ДАССР (переименованном в 1925 г. в Дагестанский
государственный академический русский театр) некоторое время работали известный
режиссер Н.Н. Синельников, артисты М.И. Царев, О.А. Жизнева и др. [3, с. 257]. В
1926-1928 гг. на сцене театра были поставлены произведения А. Грибоедова, Л.
Толстого, А. Островского, А. Луначарского, К. Тренева, Б. Лавренева. В целом,
деятельность Русского театра, формировавшая устойчивый интерес дагестанцев к
этому виду искусства (менее всего характерного для общества с устойчивыми
исламскими традициями), способствовала лояльному отношению горцев к театру, что
впоследствии было реализовано в создании национальной драматической студии
(1926 г.) и организации первого профессионального национального театра –
кумыкского (1930 г.).
Переименованный
в 1932 г. в Центральный театр народов Дагестана, он объединил вокруг себя
национальные студии, на базе которых были организованы аварский, лезгинский и
лакский драматический театры.
Репертуарные
списки дагестанских театров включали произведения, составляющие золотой фонд
драматического искусства (отечественную и зарубежную классику), пьесы современных
авторов. Так, в 1941 г. в репертуарный план Русского театра были включены пьесы
Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гольдони, Гоголя, Арбузова, Фатуева [4].
Аналогичный
принцип соблюдался при формировании репертуара в национальных театрах: в
кумыкском театре наряду с классическими пьесами («Ромео и Джульетта» Шекспира)
ставились спектакли «на злобу дня» («Враг в колхозе» Салаватова), пьесы
современных отечественных авторов («Девичье сердце» Полонского). Репертуарная
политика театральных режиссеров свидетельствует о стремлении охватить по
возможности широкий диапазон жанров и стилей: лезгинский театр планировал на
1941 г. спектакли «Падь серебряная» Погодина, «Учитель» Герасимова, «Чертова
сотня» Ратко, «Невеста огня» Джабарлы, «Жорж-Данден» Мольера, «Гаджи Кара»
Ахундова. Безусловно, что подобное жанрово-стилевое разнообразие было
направлено на расширение культурного кругозора горцев, ознакомление которых с
различными образцами драматического искусства (в первую очередь, с русской и
зарубежной классикой) реально способствовало общему процессу взаимодействия
культур.
В 1941 г. для
театральных работников Дагестана был прочитан курс лекций специально
приглашенными кандидатом искусствоведения Гояном и театроведом Маграчевым. Тематика лекций посвящена теории и истории
театра: «Русский театр конца XIX века», «Организация МХАТа», «Первые спектакли
МХАТа», «Немирович-Данченко», «Чехов в МХАТе», «Станиславский» и др. [5].
Наиболее
яркое событие в культурной жизни Дагестана 1930-х гг. связано с жанром оперы. В
1937 г. было создано самое знаменитое произведение дагестанской оперной музыки
– «Хочбар» Г. Гасанова. Особое место этого произведения определяется как
музыкальными достоинствами, так и очень существенным историко-культурным
параметром: это было первое произведение дагестанской музыки на историческую
тему. Значение оперы «Хочбар» для истории дагестанской профессиональной музыки
выходит за рамки создания первой национальной оперы.
Появление
такого жанра, как опера, знаменовало собой окончательный переход к формам
европейского композиторского творчества.
-
В опере Г. Гасанова впервые выявилась тенденция к созданию единого
национального музыкального стиля, к выработке общедагестанского интонационного
словаря.
-
Знаменателен сам факт создания первой дагестанской оперы на русском
языке.
-
Г. Гасанов утвердил трагедию как знаковый жанр дагестанского музыкального
театра, предвосхитив творческие поиски композиторов следующих поколений: балет
«Горянка» М. Кажлаева, оперу «Горцы» Ш. Чалаева, оперу «Йырчи-Казак» Н.
Дагирова.
Театральное
искусство активно развивалось в течение XX в. К концу 1980 г. в Дагестане
функционировало семь государственных профессиональных театров на национальных
языках, видное место в их репертуаре занимала дагестанская драматургия, которая
восприняла и продолжила традиции русской классической драматургии. В период
1975-1980 гг. на сцене театров Дагестана поставлено более 180 пьес русской,
зарубежной классики, современных отечественных драматургов [2, с. 44]
В настоящее
время в Дагестане функционируют русский, аварский, даргинский, кумыкский,
лакский, лезгинский, ногайский, табасаранский государственные театры, Театр
оперы и балета, Театр кукол, татский и азербайджанский народные театры.
Расширение жанрово-стилевого диапазона, освоение пьес современных авторов,
интерес дагестанской публики к театральному искусству свидетельствуют о
позитивной роли культуры России в расширении светского компонента духовной
культуры дагестанцев.
Литература и
архивные источники
1.
Абакарова Р.М.
Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. – СПб.,
2003. 176 с.
2. Исмаилов А.Р., Гасанов И.Р. Культура
Дагестана. XX век. С. 44.
3.
Каймаразов Г.Ш. Очерки
истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших
дней. С. 257.
4.
ЦГА РД,
Ф.р.-716, оп.5, д.14, л.2.
5. ЦГА РД, Ф.р.716, оп.6, д.16, л.47-49.