Байбурина М.А., Никифорова Л.А.
ДонНУЭТ
ЭТИКА – УЧЕНИЕ О МОРАЛИ
Актуальность проблемы морального творчества связана с
возрастанием роли нравственности, как внутреннего регулятора поведения
личности, ставящего человека перед необходимостью принять ответственность за
себя самого, перед необходимостью морального выбора. К числу наиболее
актуальных проблем относится то, что безнравственность становится «нормой» в современном обществе, особенно в
молодёжной субкультуре.
Мораль —
понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой
нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности.
Понятия морали и
нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие
внешнего оценивающего субъекта, а нравственность в большей степени
ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. [3]
Нравственность представляет собой
ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах
жизни, включая труд,
быт и
отношение к окружающей среде.
В современном понимании этика -
философская наука, изучающая мораль, как одну из важнейших сторон жизнедеятельности
человека, общества.
Если мораль представляет собой
объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как
наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности
возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически
обосновывает определенную моральную систему.[2]
Этика, как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы
и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких
моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим
потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека.
Этика как наука служит
социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов
гуманизма и справедливости.[1]
Таким образом, следует отметить, что
этика как теоретическое обоснование и объяснение морали не только описывает и объясняет мораль, но и
учит морали. С одной стороны, этика, подобно другим наукам, решает сугубо
теоретическую задачу: пытается правильно понять свой собственный предмет,
воспроизвести нравственность идеально как совокупность абстрактных определений.
С другой стороны, этика дает критически ценностный анализ реальных нравов и
моральных представлений, одни из которых утверждает, другие отрицает, сама
формулирует определенные нормативные выводы. Этика не ограничивается выяснением
того, как ведут себя люди, но и стремится объяснить, как они должны себя вести.
Литература:
1. Етика: Навч. посібник/Т. Г. Аболіна, В. В. Єфименко, О. М. Лінчук та ін.- К.: Либідь, 2002.-328 с
2. Этика. Вводный курс. // Под редакцией И.Н. Сиренко. К.: Серебряные нити, 2004 -143 c.
3. Ермоленко И.Ф. – «Все о этике»- Луганск, 2006 -205 с.