Современные информационные технологии /

3. Программное обеспечение

 

Березняк С.А.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Интегрируемый 3D-плагин.

 

Интернет технологии не стоят на месте, с каждым днем появляются все более и более интересные решения, предоставляющие новые, удобные, необычные и функциональные решения для пользователей. На настоящий момент в Интернете активно используются 3D-моделинг. [1] В данной статье мы подробно рассмотрим характеристики плагина Genui – концептуально новой разработки, в создании которой автор принимает непосредственное участие.

Genui может представлять собой средство отображения 3D-сцен. [2] Продукт состоит из набора JavaScript и PHP скриптов, [3] обеспечивающих встраивание и отображение совместимого 3D-контента. В то же время, подобные скрипты трудно скрыть, так как они в процессе работы предоставляются браузеру клиента (JavaScript, HTML), и могут таким образом быть получены для изучения и последующей обратной инжинерии. Данная разработка сравнима с известным Flash плеером, [4] с помощью которого отображается Flash-контент на страницах: как и при встраивании Flash-объектов, здесь используется HTML тэг, посредством которого производится встраивание, а для встраемого объекта указывается файл-источник и параметры, которые должны быть к нему применены. Основное различие состоит в том, что применение технологии Flash вынуждает клиента устанавливать и периодически обновлять специализированное ПО на собственном компьютере,  тогда как WebGL [5]  представляет собой стандарт для реализации браузерами поддержки JavaScript интерфейса, отвечающего требованиям спецификации, поэтому для правильной работы данного программного обеспечения (ПО) требуется только современный браузер. Кроме того, скрипты, управляющие логикой работы средства отображения 3D-сцен предоставляются клиенту со стороны сервера (сайта), при входе, поэтому при необходимости обновления, следует лишь обновить эти скрипты на сайте, что должно пройти незаметно для клиентов.

Genui может представлять собой специализированную программу для редактирования сцен. [6] Эта программа позволяет быстро и наглядно расположить объекты на сцене, ввести все необходимые настройки и назначить объектам дополнительные скрипты. Средство будет импортировано на три наиболее популярные платформы: Windows, Linux, MacOS. Для исключения проблем с кроссплатформенностью, было принято решение об использовании фреймворка Qt [7], который позволяет быстро и качественно решать широкий спектр задач, в том числе и вывод 3D графики, и работу с файлами - функции лежащие в основе процесса конструирования сцен. Для написания приложения используется язык С++ [8, с. 264], это позволяет не только получить оптимальную производительность, но и скрыть исходный код, предоставляя только скомпилированный исполняемый файл для работы.

Genui может представлять собой набор утилит различного назначения. [9] Небольшой набор дополнительных программ, используемых для перевода моделей различных форматов в формат «P3D», для сборки шейдеров формата «SHA», и реализации других утилитных функций, которые могут потребоваться при создании уникальных, качественных и проработанных трёхмерных сцен. Утилиты будут предоставляются для различных платформ, как и редакторов, и так же написаны на языке программирования C++ в среде Qt.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что плагин Genui – разработка, необходимость которой продиктована реалиями сегодняшнего дня. Все активнее в нашу жизнь внедряются покупка и продажа товаров посредством Интернета. Использование 3D формата при представлении каталога товаров является для компании не только коммерчески выгодным, но и само по себе удобно пользователю. Данный плагин может быть использован и в новостных порталах, и в образовательных целях, как, впрочем, и на любом другом Интернет-ресурсе, придавая картинке целостность и яркость.

 

Литература:

1. Демонстрационный сайт плагина Genui. // URL:  http://nghl.webege.com/1index.php, (дата обращения: 06.05.2011).

2. Электронное Стереокино. Состояние и перспективы. // URL:  http://www.stereokino.ru/e_stereo.htm, (дата обращения: 06.05.2011).

3. Взаимодействие PHP и JavaScript // URL: http://on-line-teaching.com/php/phpvsjs.htm, (дата обращения: 06.05.2011).

4. Adobe Flash Player 11 // URL: http://www.adobe.com/ru/products/flashplayer.html, (дата обращения: 06.05.2011).

5.  WebGLopen GL ES 2.0 for the Web // URL: http://www.khronos.org/webgl/, (дата обращения: 16.05.2012).

6. Программа для создания, редактирования 3D моделей. // URL: http://3dpraktik.ru/load/1-1-0-49, (дата обращения: 06.05.2011).

7. QT – Cross-platform application and UI framework // URL: http://qt.nokia.com/, (дата обращения: 16.05.2012).

8. Пономарев В. Программирование на C++ / C# в Visual Studio. NET 2003, Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2004. 352 с.

9. Утилита – надежный помощник вашего компьютера. // URL: http://www.technograd.com/atic/1214, (дата обращения: 06.05.2011).