Калыш А.Б., д.и.н., профессор КазНУ им.аль-Фараби
К ПРОБЛЕМЕ
РЕПАТРИАНТОВ ИЗ КАРАКАЛПАКСТАНА
Считается, что казахи Каракалпакстана, равно как и Узбекистана, были
одними из первых, которые начали возвращаться на историческую родину. В
республиках исхода они оказались по разным обстоятельствам. Подавляющее
большинство казахов Каракалпакстан по
своим историческим корням относятся к Младшему
жузу
(Байұлы, Жетіру, Әлімұлы),
т.е.
выходцами Мангистауской, Актюбинской и Кзылординской областей [1-2].
Они пришли сюда, начиная с
середины XVIII в., который хронологически совпал с утверждением на территории Западного
Казахстана господства Российской империи. Основными причинами миграции при
царской России были притеснения казачества и российских чиновников, подавление
национально-освободительных восстаний, незаконное массовое изъятие казахских
земель Переселенческим управлением в пользу восточнославянского крестьянства,
отказ подчиняться царскому указу от 25 июня 1916 г. о мобилизации казахов на
тыловые работы, устоявшиеся традиционные маршруты кочевок, общность
происхождения, близость этнокультурных параметров с братским каракалпакским
народом и т.д.
Вынужденная миграция казахов в
исследуемый регион продолжалась и в годы Советской власти. Этому
способствовали кровавые методы установления власти большевиков, гражданская
война и борьба с басмачеством 1918-1920 гг., последствия голода 1921-1922 гг.,
незаконная конфискация крупных байских хозяйств, насильственная коллективизация
и восстания 1928-1931 гг., включая Адайское и Табынское восстания, страшный
голод 1931-1933 гг., которые привели к тому, что Западный Казахстан потерял от
30 до 40% своего коренного населения как мертвыми, так и безвозвратно
откочевавшими в Узбекистан, Каракалпакстан, Туркменистан, оттуда в Иран и Афганистан.
Следующая крупная казахская
диаспора издавна сосредоточена в центральной и северо-восточной части
Узбекистана, куда наши соотечественники попали из Западной и большей частью из
Южного Казахстана. Например, в районе Зеравшана, Чирчика и Ташкента в составе
кураминцев с первой полвины XVIII в. проживали родоплеменные
группы Жетіру (Младшего жуза) – тама, кердеры, жагалбайлы, керейт, телеу; из Среднего жуза – аргыны; Старшего
жуза – дулат и жалайыр [3]. Наряду с ними здесь можно было встретить и
другие родоплеменные группы, включая коныратов.
Если перейти к Каракалпакстану,
находящемуся в составе Республики Узбекистан, то он как автономная область был образован в 1924 году и вошел в состав Казахской ССР, а в 1930 году – в состав РСФСР. В 1932 году область была преобразована в
Каракалпакскую автономную республику и передана в 1936 году в Узбекистану. 14 декабря 1990 года сессия Верховного Совета Каракалпакской АССР
приняла Декларацию о государственном суверенитете, однако с 9 января 1992 года она как Республика
Каракалпакстан вошла в состав Узбекистана как автономия с 1,5 млн. населением (32,1 % каракалпаки; 32,8 % узбеки;
30,0 % казахи; 5,1 другие этносы), насчитывающим 15 туманов (районов), 12 городов, 16 посёлков и 112 аулов. Республика Каракалпакстан расположена в северо-западной части Республики
Узбекистан. С севера и востока её окружает Республика Казахстан, на юге
граничит с Республикой Туркменистан, с Хорезмским и Бухарским вилоятами, на
востоке с Навоийским вилоятом [4].
Как отмечено было нами ранее, именно каракалпакские казахи начали первыми
организованно и массово возвращаться на историческую родину, откуда они
вынуждены были против своей воли уйти в годы
колониального гоподства Российской империи и при ленинско-сталинском
тоталитарном режиме Советской власти. К репатриации их подвигнуло несколько
объективных причин.
Во-первых, резкое
игнорирование с начала 1990-х годов прав местного каракалпакского населения и
казахов узбекскими властями или переход к так называемой открытой политике
«узбекизации», которая в годы СССР проводилась скрыто из-за боязни влияния
центра – Москвы. Если они раньше в кадровыых и социально-экономических вопросых
придерживались принципа «консенсуса», то теперь могли делать то, чего они
раньше остерегались совершать. Прежний-новый подход выразился в том, что выборы в местный парламент Республики Каракалпакстан и все назначения по горизонтали и вертикали осуществлялись только под
контролем Ташкента. Практически все этнические казахи, находящиеся в номенклатурных должностях
в правительстве и государственных органах, включая низших звеньев заменялись
узбеками, в лучшем случае каракалпаками. Это особенно сильно сказалось в
отстранении казахов от сферы бизнеса и обслуживания, приватизации объектов
промышленно-производственного, аграрного секторов, в перераспределении земельных участков в городах и сельских
населенных пунктах. Закрываются школы с казахским языком преподавания,
выпускники которых практически не могут поступить в высшие учебные заведения
Узбекистана из-за «пятой» графы, т.е. национальности. Если учесть, что большинство
учащихся до поздней осени заняты на уборке хлопчатника, а также на других
сельскохозяйственных работах, не может и быть речи о нормальном приобретении
надлежащих знаний в школьном объеме. С такой подготовкой они не смогут получить
знание или учиться впоследствии в казахстанских вузах.
Во-вторых, необратимый
природно-экологические кризис, связанный с обмелением Амударьи, соответственно
Аральского моря, начавшийся в конце 1970 – начале 1980-х годов. Ни для кого не
секрет, что этот катаклизм был вызван непродуманной и бездумной политикой
центра по расширению интенсивного производства хлопчатника, частично других
монокультур, соответственно увеличению посевов под них, требующих значительного
количества воды для их полива. Отвод огромного количества воды Амударьи под
хлопчатники не только во всех областях, районах Узбекистана, но и в соседнем
Таджикистане резко ограничил ее доступ
на территорию Каракалпакстана. Аналогичную проблему получил и Казахстан из-за
снижения уровня Сырдарьи особенно в Аральском и Казалинском районах
Кызылординской области. Все это привело к нарастающей экологической катастрофе
– пересыханию низовьев реки Амударьи, резкому обмелению южной половины Аральского моря, на высохшем дне которого сформировалась искусственная солончаковая пустыня Аралкума,
сильные ветры в год приносят с собой до 500 килограммов ядовитой соли на каждый
квадратный километр. Приходят в запустение
сельскохозяйственные угодья, пастбища, разваливаются рыболовецкие и другие
хозяйства. Нет нормальной питьевой воды для местного населения. Более 80% территории края приходятся на пустыни: на
западе – плато Устюрт, на востоке – Кызылкум, на юге – высохший Арал.
Республике в Центральной Азии принадлежит первое место по уровню смертности
среди новорожденных: 63 из тысячи умирают в первые часы жизни [5]. Это же относится к представителям младшего и
старшего поколений. Уровень здравоохранения не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
В-третьих, скрытая
безработица, уродливый характер переходных рыночных отношений. Многие объекты
промышленно-производственного и аграрного
сектора Каракалпакстана, в отличие от Узбекистана пришли в упадок или
полностью разрушены, так нет спроса на их продукцию. В тех, которые
функционируют, работники получают минимальную заработную плату, далекую от
прожиточного минимуму. Ташкент за
последние 20 лет особо не стремился решить проблемы этого
суверенного образования в своем составе. Каракалпакстан продолжает оставаться беднейшей
частью Узбекистана, и это несмотря
на то, что он располагает
крупные залежами природного газа, нефти, других полезных ископаемых. С каждым годом не только
каракалпакскому, но и казахскому населению тяжело получить доступ к трудовому
процессу в рамках государственного сектора, не говоря о частном, так как все
решается Ташкентом, соответственно верхушкой этнических узбеков.
Таким образом, нерешаемые годами властями Узбекистана на территории
Каракалпакстана социально-экономические, экологические и
национальные проблемы подталкивают казахское
население на массовый исход на историческую родину – атамекен – в Казахстан.
Тем более, что Казахстан в лице его Президента первочередной задачей ставит
возвращение на родину всех соотечественников, где бы они не проживали – в
странах ближнего или дальнего зарубежья, предоставляя им казахстанское
гражданство. Такую гибкую и продуманную государственную политику по отношению к
репатриантам мы встречаем лишь в Федеративной Республике Германии и Израиле.
В Казахстан предпочитают
уезжать наравне с нашими соотечественниками и местные каракалпаки, главным
образом представители молодого и среднего поколений, которые в отличие
от стариков, не могут расчитывать на пенсии. Мигранты прекрасно осознают, что с
коренным казахским населением их связывает многое: не только общность языка, но
и родственность этнокультурных показателей. Выехать для них не так просто, тем не менее они используют ряд возможностей,
естественно, нелегальных:
1. Многие из них стараются на местах подделывать документы, записывая себя казахами и выехать вместе со своими
соседями, друзьями или родственниками из числа казахов в те или иные регионы
Казахстана. Благо, среди них достаточно распространены национально-смешанные
браки. Родственники последних страются войти в их положение и сделать все
возможное, чтобы не оставить их в нынешном тяжелом положении.
2. Краткосрочный вызов
или нелегальный въезд, дающий им возможность в весенне-осенний периоды любыми
способами заработать на рынках, стройках и пр., который даст им столь
необходимые средства, чтобы поддержать материально, финансово семью или родных
в Каракалпакстане. Нередко определенная часть вынужденных мигрантов, работающие
годами в Казахстане, достают необходимые документы, подтверждающие, что они
казахи, либо зарегистрировать брак с представителями титульного казахского
этноса, чтобы получить искомую национальность.
В последние два десятилетия этнические казахи
Каракалпакстана стали уезжать в Казахстан целыми селениями, не говоря о
городских жителях, несмотря на попытки местных властей воспрепятствовать
миграции. Желающим ехать местные власти запрещают выписываться и продавать
дома, но казахи, равно как и каракалпаки уезжают, забросив дома. Люди уезжают
десятками тысяч. Запрет на продажу домов для узбекских властей, видимо,
формальность, так как они равнодушно наблюдают, не пытаясь решить насущные
проблемы людей. В миграционный процесс вовлечено практически все казахское население
Каракалпакстана, в особенности из таких самых неблагополучных районов, как
Муйнакский, Кунградский, Тахтакупырский. Между
тем, если бы в Узбекистане действительно были заинтересованы в том, чтобы люди
оставались на местах, то властям было бы под силу решить эту проблему и
обратить пристальное внимание на решение социально-экономических проблем.
Возможно, узбекскому правительству просто выгодно, чтобы каракалпаки и казахи
покидали Каракалпакстан (а именно они составляют подавляющее число
переселенцев). Будучи многочисленной диаспорой (по статистике в Узбекистане на
530 тысяч каракалпаков приходится 940 тысяч казахов), казахи могли бы на полном
основании отстаивать национальные интересы, а заодно и поддерживать
каракалпаков в их стремлении к самостоятельности [5].
Специалисты из Каракалпакского филиала Международного
фонда спасения Арала подчеркивают, что только за последние семь лет из этой
республики в в Казахстан эмигрировало
почти 250 тысяч человек или пятая часть всего ее населения. Считается, что
данная тенденция будет усиливаться по мере углубления каракалпакского кризиса [6].
Вышеизложенный материал
показывает о неоднозначном характере возвращения этнических казахов на
историческую родину – в Казахстан. Здесь наблюдается влияние различных
объективных и субъективных факторов. На сегодняшний день практически во всех
постсоветских республиках происходит отток иноэтничного населения и собирание
их там, откуда они когда-то вынуждены были эмигрировать. Такое возвращение
сопряжено с многими трудностями, а именно: а) последствиями переходных рыночных
отношений; б) скрытой безработицей; в) недостаточностью выделяемых государством
средств для оралманов; г)трудностями адаптации в местные условия; д) нехватка
квоты для желающих переселиться в Казахстан, а также наличие стихийного
переселения, которое тяжело отражается в последующих судьбах оралманов. Тем не
менее наши соотечественники стараются вернуться в Казахстан, чтобы их дети и
внуки могли впоследствии быстрее интегрироваться в местные условия, учиться на
родном казахском языке не только в школах, но и в высших учебных заведениях,
которые дадут им возможность реализовать себя в различных сферах производства,
бизнеса, культуры и т.д.
Литература:
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: