Медицина / 7. Клиническая медицина
Гуменюк Л.Н.
ГУ «Крымский государственный
медицинский университет
имени С.И. Георгиевского»
Психотерапия ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
У СТУДЕНТОВ
высших УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Обучение в высшем учебном заведении, как известно, совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, что обусловлено значительными стрессовыми нагрузками в этот период жизни [1]. Согласно эпидемиологическим исследованиям, у студентов высших учреждений отмечается значительная распространенность аффективных расстройств и субклинических состояний [2,3]. Исследование уровня психического здоровья у студентов-медиков Харьковского национального медицинского университета выявило более чем у 30 человек наличие психических расстройств пограничного регистра «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства», среди которых чаще наблюдались «расстройства адаптации» [4]. Современными исследователями указывается, что субклинические проявления дистресса и аффективные расстройства способствуют формированию эмоциональной дезадаптации, что оказывает выраженное негативное влияние на качество жизни и повышает риск суицидов в студенческой среде. Согласно данным современных исследователей, одной из наиболее важных задач какого-либо учебного учреждения является психологическое сопровождение студентов, направленного на профилактику и коррекцию психических расстройств и психологических проблем, преимущественно эмоциональной сферы, затрудняющих успешную адаптацию к социальной роли студента [5,6]. В международных исследованиях указывается, что большим потенциалом обладает арт-терапия.
Все вышесказанное указывает на необходимость разработки программы арт-терапии для психокоррекции эмоциональной дезадаптации у студентов высшей школы.
Цель исследования – разработка патогенетической программы арт-терапии для психокоррекции эмоциональной дезадаптации у студентов высшей школы.
Материал и методы исследования. Для решения поставленной цели исследования нами было проведено обследование 348 отечественных студентов с 1-го по 6-ой курс Государственного учреждения ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского» в возрасте от 17 до 26 лет. Для выявления симптомов тревоги использовали «Опросник тревоги Бека, с целью выявления и определения выраженности симптомов депрессии «Опросник депрессии Бека». Структуру и интенсивность эмоций изучали с помощью «Карты самооценки эмоционального состояния» (Н.А. Марута, 2000). Для диагностики степени выраженности одиночества применяли методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона. Степень сопротивляемости стрессу изучали с помощью методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты. Депрессивные расстройства регистрировались у 226 (65,0±0,3%) лиц. По степени выраженности депрессивных симптомов исследованные распределились следующим образом: у 184 (53,0±2,3%) отмечалась легкая депрессия (средний балл составил 15,1±0,3), у 35 (10,0±1,3%) – депрессия умеренной тяжести (средний балл был равен 24,3±0,1) и у 7 (2,0±0,3%) человек выявлена тяжелая депрессия (средний балл составил 30,1±0,4). Распределение студентов по уровню суицидальной направленности по показателям пункт а «Суицидальные мысли и желания» по шкале Бека показало, что 87 (25,0±1,3%) человек хотели бы покончить с собой, 80 (23,0±1,4%) имели мысли о самоубийстве, но не привели бы их в исполнение, 59 (17,0±1,1%) покончили бы с собой при подходящей возможности, 122 (35,0±2,3%) не отмечали мыслей о самоубийстве.
Симптомы тревоги регистрировались у 226 (65,0±0,3%) лиц. Большинство исследованных имели умеренную выраженность тревоги – 108 (31,9±0,1%) (средний балл составил 15,7±0,2), легкие симптомы отмечались у 97 (28,0±0,3%) лиц (средний балл был равен 10,1±0,3), высокий уровень тревоги – у 59(17,1±1,4%) человек(средний балл составил 21,1±0,3). В ходе изучения структуры и интенсивности эмоций с помощью «Карты самооценки эмоционального состояния» выявлено, что у исследованных преобладали следующие негативные симптомы: общая неудовлетворенность (частота встречаемости 302 (86,7±1,3%), интенсивность 24,0±4,1 баллов), боязнь (частота встречаемости 270 (78,7±2,3%), интенсивность 24,0±4,5 баллов), тревога (частота встречаемости 265 (77,0±1,1%), интенсивность 25,0±3,2 баллов), страх (частота встречаемости 270 (78,7±2,3%), интенсивность 24,0±4,5 баллов), чувство обиды (частота встречаемости 240 (68,9±3,3%), интенсивность 24,0±4,3 баллов).
Субъективное ощущение одиночества регистрировалось у 228 (66,7±1,1%) лиц. Распределение студентов по степени выраженности данного показателя показало, что 143 (41,2±0,2%) человек испытывали средний уровень одиночества (средний балл составил 30,2±2,3), 120 (34,4±0,3%) – низкий (средний балл был равен 9,9±2,3) и 85 (24,4±0,3%) – высокую степень одиночества (средний балл составил 49,7±2,1).
В ходе изучения стрессоустойчивости и социальной адаптации у 225 (65,7±1,4%) лиц установлена низкая степень сопротивляемости стрессу (средний балл составил 304,0±2,3), у 103 (29,6±1,3%) – высокая (средний балл был равен 178,1±5,3) и у 20 (6,0±1,1%) – пороговая сопротивляемость стрессу (средний балл составил 204,0±2,3).
В результате изучения стрессоустойчивости и социальной адаптации у 225 (65,7±1,4%) лиц установлена низкая степень сопротивляемости стрессу (средний балл составил 304,0±2,3), у 103 (29,6±1,3%) – высокая (средний балл был равен 178,1±5,3) и у 20 (6,0±1,1%) – пороговая сопротивляемость стрессу (средний балл составил 204,0±2,3).
В
ходе проведенного исследования у 66,9% студентов выявлены стойкие признаки
эмоциональной дезадаптации, структура которой
была представлена тревожными и депрессивными расстройствами. Полученные
данные свидетельствуют о наличии динамической конструкции эмоциональной дезадаптации,
в которой согласно модели симпатико-адреналового «истощения» тревоги (по
Килхольцу) наступает депрессия, а при компенсации депрессивного состояния
происходит возврат к прежнему тревожному напряжению и образуется порочный круг
смешанных тревожных и депрессивных расстройств.
Основными симптомами-мишенями (target-symptoms) пато-генетического арт-терапевтического воздействия являются:
«общая неудовлетворенность жизнью»; ощущение безнадежности, бесперспективности будущего; пассивно-страдальческая позиция (низкая самооценка, суицидальные мысли); чувство тревоги, страха; «чувство обиды», (эмоциональная уязвимость, сензитивность); «субъективное ощущение одиночества»; интолерантность к эмоционально сложным жизненным ситуациям (боязнь перемен, низкая стрессоустойчивость).
На основе полученных данных, отражающих
структуру эмоциональной дезадаптации у студентов высшей школы, нами
разработана патогенетически обоснованная программа арт - терапии, имеющая
каузальную направленность по отношению к выявленным симптомам -мишеням, базирующаяся на международных
подходах, биопсихосоциальной теории развития психических расстройств,
использующая медико-психологическую концепцию творчества как деятельности,
актуализирующей адаптивные механизмы психологических защит (МПЗ) и
эмотивно-конструктивные стратегии преодоления стрессорных дезадаптивных факторов.
Целью проведения арт-терапии является психокоррекция эмоциональной дезадаптации у студентов высшей школы за счет мобилизации креативного потенциала личности для восстановления недостаточных эмоциональных ресурсов, формирования и совершенствования знаний, умений и навыков эффективного решения собственных проблем, адекватного использования стилевых психологических защит, оптимизации копинг-стратегий совладания со стрессорами внутреннего и внешнего порядка.
Арт-терапевтическая интервенция имеет долгосрочный характер и состоит из
двух последовательных блоков: интенсивного и поддерживающего . Курс работы в рамках основного блока составляет 4 месяца, поддерживающего – 2 месяца.
Адекватным является использование группового варианта арт-терапии в частично
открытых группах. При работе используется тематически-аналитический подход. Состав группы 8–10 человек. Продолжительность
сессий варьирует от 1,5часа до 2,5.
Оптимальными
арт-терапевтическими методиками для
коррекции эмоциональной дезадаптации у студентов высшей школы являются следующие: поэтритерапия в сочетании с
разговорной терапией , рецептивная музыкотерапия, искусство оригами ,танцевальная
терапия усиленные имаготерапией,. При
этом изобразительная деятельность выступает в качестве основополагающей.
Использование данного принципа позволяет максимально интенсифицировать
арт-терапевтический эффект за счет интермодального синергизма используемых
техник.
Цель изотерапии - освоение навыков регуляции своих эмоциональных состояний: тревожности, страхов, агрессивности, застенчивости посредством развития способности к самонаблюдению, самоинструктированию, совладающему внутреннему диалогу и самовыражению предлагаемыми изобразительными средствами. Система сессий по изотерапии содержит модифицированные и адаптированные нами к задачам арт-терапевтической программы техники по Л. Д.Лебедевой: «рисуем деревья», «рисуем имя», «рисуем маски», «рисуем агрессию», «истории в картинках». Методика «рисуем деревья» позволяла использовать свойство процесса вовлеченности в групповые взаимодействия для симптоматического воздействия на чувство одиночества, преодоления барьеров интерперсональных коммуникаций. Техника «рисуем имя» была направлена на идентификационные процессы, обеспечивающие самопринятие, самоуважение, самодостаточность через позиционирование эмоционального отношения к негативным (антипатическим) и позитивным именам, воплощенным в изо-образы. Методика «рисуем маски» позволяла участникам группы через изображаемые мимические дисплеи рефлексировать свойства фундаментальных эмоций гнева, страха, печали, радости и облегчает не только самораскрытие, но и достижение коммуникативной открытости, способности к вербальным и невербальным формам диалога. Техника «рисуем агрессию» была направлена на рефлексию мимического образа «агрессора», вызывающего неспецифическое эмоциональное напряжение у реципиентов, в то время как за поименованной маской в реальности часто скрывается страх, тревожная растерянность, ажитированная депрессия с суицидальными мыслями. Методика «Истории в рисунках» позволяла выявить и отреагировать актуальные психотравмирующие факторы.
Поэтритерапия(ПТ) в сочетании с разговорной терапией направлена на выделение первоочередных для личности проблем, анализ их причин и нахождение самостоятельных путей решения в процессе создания как собственной трактовки стихотворения (индивидуального видения общего смысла и конкретных образов), так и совместно с другими членами группы и психотерапевтом в процессе последующего её обсуждения(собственным поэтическим творчеством, где важно не качество стихотворения и его соответствие стандартам или идеалам поэзии, а степень экспрессивности, рефлексивности, инсайта, катарсиса в креативном процессе) ,что позволяет помочь участникам группы сформировать суть и причины проблемы, а также вербализовать эмоциональные переживания для устранения патологической симптоматики. В рамках ПТ нами использовался жанр японской лирической поэзии хайку, характеризующийся простотой и свободой изложения..Выбор данного жанра был обусловлен следующими его преимуществами 1) хайку представляет собой законченную целостную миниатюру 2) использует стилизованный набор образов поэзии и живописи, в котором центральное место занимает природный образ, явно, или неявно, соотнесённый с жизнью человека; 3) изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне времен года; 4) учит искать потаенную красоту в простом, незаметном, повседневном; 5) стихотворения пишутся только в настоящем времени и автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного; 6) в маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ важен и незаменим, а следовательно, приобретает особую семантическую весомость и значимость; 7) при написании хайку; поэт отрешается от всех представлений, связанных с его собственным человеческим "я" и концентрируется на предмете, чтобы проникнуть в его суть; 8) поэт в трех строках описывает момент «здесь и сейчас», при этом первая строка хокку отвечает на вопрос «Где?», вторая - на вопрос «Что?», третья строка отвечает на вопрос «Когда?». Однако, нередки хокку без ответа на эти вопросы, особенно когда речь идет о чувствах и эмоциях; 9) хокку не называет, а показывает , не объясняет, а передает; 10) поэзии хокку свойственна объективность, лаконичность, содержательная емкость, ритмическая, просодическая и мелодическая, структура поэзии.. 11) универсальность метафор, объединяющих мышление автора и читателя.
Индивидуальная интерпретация слов-символов при проникновении в смысл стихотворения вызывает у каждого читающего свои особые образы, отражающие эмоциональное состояние . Трактовка образов всегда привязана к актуальной проблематике, волнующей читателя в данный момент времени, и как правило, в вызываемых образах может заключаться ответ, ключ к разгадке, путь разрешения проблем. Характер трактовок стихотворений имеет личную хронологическую систему, отражающую степень значимости проблем, проявляющуюся в порядке их ассоциаций с номером стихотворения. Часто выявляется фиксация на проблеме, когда в сериях стихотворений с различными тематическими сюжетами выбирается одна и та же интерпретация, за счет чего и решается одна из поставленных задач арт-терапии – перцепция и катарсис идентифицируемых актуальных переживаний.
Рецептивная музыкотерапия использовалась в трех формах: коммуникативной, реактивной и регулятивной и была направлена на эмоциональную разрядку, облегчение осознания собственных переживаний, регулирование эмоционального состояния, конфронтацию с жизненными проблемами, катарсис, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
Использовались различные по жанру, ладовым и ритмическим эмоциональным характеристикам музыкальные фрагменты в течение трех- пяти минут. Участники группы синхронно с прослушиванием произведения производили зарисовки собственных впечатлений, затем по результатам конверсии аудиорецепций в визуальные образы проводился анализ и обсуждение импрессивно-экспрессивных свойств рисунков.
Использование искусства оригами, усиленное техникой имаготерапии включало два этапа и было направлено на осознание и преодоление
проблем личности путем отождествления себя с образом и моделью поведения
избранного персонажа.На первом этапе использовали методику оригами, преимуществом применения которой является: 1) техническая доступность освоения, быстрое
достижение результата; 2) прогнозируемый позитивный результат, заключенный в
природе данной техники конструирования, которой свойственна точность, симметрия и гармония
геометрических линий); 3) наличие возможности
вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много
собственных моделей; 4) возможности методических комбинаций повтора и
ритмичности в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели); 5) психосемантические свойства форм
некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несущих
положительный эффект. 4) формирование атмосферы доверия, вовлеченности,
спонтанности (на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в
общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным).
После выбора
участником группы персонажа - животного, который ему наиболее близок и
складывания фигуры, нами использовались приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений,
таких как сказкотерапия (сказки оригами); игротерапия (игры с подвижными фигурками); терапия средствами драмы и куклотерапии
(разыгрывание сцен с куклами оригами, масками и т. п.), терапия средствами
музыки, терапия цветом (используется разноцветная бумага).
Психотерапевтический
эффект оригами заключается в повышении активности правого полушария мозга и
уравновешивании работы обоих полушарий; активизации творческого мышления;
повышении и стабилизации на высоком уровне функционирования психоэмоционального
тонуса; снижении тревожности и улучшении адаптационных способностей к
стрессовым ситуациям; нивелировании депрессивной симптоматики, повышении
уверенности в собственных силах, способствуют установлению дружеских контактов,
что в целом улучшает психологическое состояние индивидуума и делает коррекцию
эмоциональной дезадаптации у студентов
более эффективной.
На втором этапе использовали метод имаготерапии по И.Е.Вольперту. Образ животного для участника группы подбирался как лечебный фактор в соответствии с психологическим содержанием переживаний и должен был восполнять дефицит личностных свойств, которые могли бы помочь изменить поведение в сторону повышения адаптивности. Использовались рассказы-импровизации, антропоморфизм персонажей, позволявшие проигрывать избранные житейские ситуации с новыми свойствами характеров, реакций(театр экспромта). В зависимости от конкретных задач каждого занятия уровень драматизации варьировал, что позволяло достигать эмоциональных психологических состояний, способствующих адекватному ответу на разъяснения, убеждения и внушения, исходящие от членов группы. С другой стороны, происходило отвлечение и переоценка эмоционального отношения к фиксированным проблемам, использовались пластические ресурсы личности, ее рост и форсированное развитие.
При проведении танцевальной терапии использовали методику «движения-из-глубины» (movement-in-depth) М. Уайтхауз, основу которой составляет представление о свободном спонтанном движении, определяющем пластику и грацию индивида, достигшего гармонического психологического равновесия. Главным критерием успешности являлось субъективное представление о красоте и удовольствие от движений, испытываемое участниками группы. Танцевальная терапия интегрировалась с имаготерапией, позволяя опосредовано высвобождать глубинные переживания. Первыми шагами являлся спонтанный танец, в последующем присоединялись те хореографические движения, которые, по мнению каждого участника, существенно дополняли репертуар выразительных движений. Танцевальная терапия была направлена на идентификационные процессы личности, самопринятие и повышение аттрактивности, управление коммуникативными дистанциями.
Выводы.1. В ходе проведенного исследования у 66,9% студентов выявлены стойкие признаки эмоциональной дезадаптации, структура которой была представлена тревожными и депрессивными расстройствами.
2.Основными симптомами- мишенями (target-symptoms) патогенетического арт-терапевтического воздействия являются: «общая неудовлетворенность жизнью»; ощущение безнадежности, бесперспективности будущего; пассивно-страдальческая позиция (низкая самооценка, суицидальные мысли); чувство тревоги, страха; «чувство обиды», (эмоциональная уязвимость, сензитивность); «субъективное ощущение одиночества»; интолерантность к эмоционально сложным жизненным ситуациям (боязнь перемен, низкая стрессоустойчивость).
3.На основе полученных данных, отражающих структуру эмоциональной дезадаптации у студентов высшей школы, нами разработана патогенетически обоснованная программа арт - терапии, имеющая каузальную направленность по отношению к выявленным симптомам -мишеням, базирующаяся на международных подходах, биопсихосоциальной теории развития психических расстройств, использующая медико-психологическую концепцию творчества как деятельности, актуализирующей адаптивные механизмы психологических защит (МПЗ) и эмотивно-конструктивные стратегии преодоления стрессорных дезадаптивных факторов.
Оптимальными арт-терапевтическими
методиками для коррекции эмоциональной
дезадаптации у студентов высшей школы являются
следующие: поэтритерапия в сочетании с разговорной терапией ,
рецептивная музыкотерапия, искусство оригами ,танцевальная терапия усиленные имаготерапией,. При этом изобразительная деятельность
выступает в качестве основополагающей. Использование данного принципа позволяет
максимально интенсифицировать арт-терапевтический эффект за счет
интермодального синергизма используемых техник.
Литература
1.
Краснова В.В.
Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / В.В. Краснова, А.Б. Холмогорова / Психологическая наука и
образование /www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 /E-mail: psyedu@mgppu.ru
2.
Войцех В.Ф.
Динамика и структура самоубийств в России / В.Ф. Войцех // Социальная и
клиническая психиатрия. – 2006. – Т. 16. – № 3.
3.
Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной
дезадаптации студентов: Автореф. дис… канд. психол. наук. /М.В. Москова. – М.,
1996.
4.
Гавенко В.Л. Уровни психического здоров’я студентов в условиях
современного єтапа реформирования вісшего медицинского образования / В.Л.
Гавенко, Н.В. Гавенко, В.В. Бойко / Нові підходи до діагностикиБ лікування та
реабілітації психічних захворювань: Матеріали Науково-практичної конференції з
міжнародною участю, (Храків, 28-29 січня 2010р.) / Міністерство охорони
здоров’я України, Харківська медична академія післядипломної освіти – Х.: ФЛ-П
Шейнина Е.В. – 2010.
5.
Гуменюк Л.Н.
Тревожные и депрессивные расстройства непсихотического уровня у студентов
экономического факультета в условиях реформирования высшего образования / Л.Н. Гуменюк, Т.Э. Редзанова // Український
вісник психоневрології. – 2010. – Т. 18, вип. 3 (64).
6.
ццц Гавенко В.Л. Уровни психического здоров’я студентов в условиях
современного єтапа реформирования вісшего медицинского образования / В.Л.
Гавенко, Н.В. Гавенко, В.В. Бойко / Нові підходи до діагностикиБ лікування та
реабілітації психічних захворювань: Матеріали Науково-практичної конференції з
міжнародною участю, (Храків, 28-29 січня 2010р.) / Міністерство охорони
здоров’я України, Харківська медична академія післядипломної освіти – Х.: ФЛ-П
Шейнина Е.В. – 2010.